• USD 39.4
  • EUR 42.3
  • GBP 49.2
Спецпроекты

"Слоистая" оппозиция

Реклама на dsnews.ua

Если каждый народ заслуживает ту власть, которую имеет, то каждая власть, соответственно, вполне заслуживает имеющуюся у нее оппозицию. Власть устанавливает правила игры, потому ее оппоненты борются с ней ее же методами.

Оппозиционный стан потихоньку разбивается на два союзных лагеря, объединенных общей стратегической целью, но исповедующих разные тактические подходы. Приверженцы блицкрига структурно состоят из четырех боевых подразделений: партий "Батьківщина", "Собор", СПУ, а также общественного комитета "Украина без Кучмы". Вокруг их костров ошиваются партизанские отряды УНА-УНСО, СНПУ и "Щит Батьківщини", но их не подпускают близко к регулярным частям, хотя периодически пользуются их услугами для "грязной работы". Главнокомандующего формально нет, но по лидерским способностям явно выделяются Юлия Тимошенко и Александр Мороз. Сторонники позиционных боев несколько лучше организованы и включают в свои ряды ПРП, НРУ, УНР, "Форум национального спасения" и общественный комитет "За правду". Ждут прибытия своего полководца со дня на день, а пока и так довольно успешно координируют свои действия. Оба лагеря расположены довольно близко, потому полны перебежчиков и "совместителей", умудряющихся занимать командные должности в нескольких подразделениях сразу.

Идея досрочного смещения Леонида Кучмы с поста президента все еще владеет умами части оппозиции, хотя наиболее рассудительные считают, что время и возможности безвозвратно упущены. Тем не менее, инициированный Юлией Тимошенко референдум набирает обороты, и до 23 мая Центризбирком уже должен вынести решение по поводу регистрации первой инициативной группы. Обнадеживающе прозвучало и заявление главы ЦИК Михаила Рябца о наличии достаточной нормативно-правовой базы для его проведения. Однако на пути к реализации инициативу могут зарубить еще множество раз: и на этапе регистрации групп (как было с уже подзабытой инициативой коммунистов), и в ходе оценки вопросов референдума Конституционным судом (председатель КС Виктор Скомороха с загадочной улыбкой отсылает всех к Конституции), и во время сбора подписей, и т. д.
Неизбежный негатив, в результате признания референдума незаконным, не хотят брать на себя даже крайне оппозиционные ФНС и комитет "За правду", не говоря уже о ПРП и Рухах. В частности, Тарас Черновил считает, что референдум может быть "смертельным для оппозиции". "Давайте подумаем, какая вероятность того, что при нынешнем состоянии довольно таки глубокого тоталитаризма в обществе мы сможем выиграть?", — вопрошает он. Впрочем, все также понимают, что лучшего повода регулярно напоминать о себе связанными с референдумом акциями оппозиции найти трудно. Большинство оппозиционеров не возражают против подготовки всенародного плебисцита именно как долгоиграющей и малозатратной пиар-акции.

Органично дополнит антипрезидентскую кампанию инициатива "умеренных" в начале процедуры импичмента, которая обещает стать изюминкой первых сессионных дней парламента. Надежда довести дело до конца не велика, но, по крайней мере, есть достаточно высокая вероятность того, что процесс удастся начать, превратив его в параллельную пиар-кампанию. В прошлый раз, во время экзекуции правительства, для внесения вопроса об импичменте в повестку дня не хватило каких-то полтора десятка голосов (коммунисты недодали ровно столько, сколько было нужно). Теперь подписи начнут собирать заранее и пофракционно (коммунисты не "отмажутся"). Впрочем, довольно велика вероятность, что как поднимут этот вопрос, так и опустят.

Наиболее актуальной для оппозиции все же следует считать тему предстоящих в будущем году парламентских выборов. В том, что Виктор Ющенко должен возглавить единый избирательный блок оппозиционных партий, уверены все, кроме самого Виктора Андреевича. Он говорит о создании "широкой народно-демократической коалиции всех сил, которые выступают за демократию и реформы". За последние недели о том, каким он видит такое объединение, им было сказано очень много, но если убрать всю "воду", получается, что он в действительности не сказал ничего. При этом Виктор Ющенко выступает категорически против любого радикализма. Даже сам термин "оппозиция" для Ющенко, все время пытающегося придумать какой-то "конструктив", абсолютно не приемлем. Если раздражение радикалов, зацикленных на референдуме, перерастет в устойчивую неприязнь, они имеют все шансы упустить возможность воспользоваться весной 2002 года раскрученным "брэндом" Ющенко, который, в сочетании с не менее раскрученным руховским "брэндом", способен дать неплохой электоральный результат. Хотя по большому счету загнать себя под руховский флаг Виктору Ющенко более чем не с руки. Если это случится, он перестанет быть любимчиком всей Украины. От него может отвернуться русскоязычный электорат востока.

Расслаивание украинской оппозиции — процесс, в общем-то, закономерный. Более того, распределение по направлениям работы в зависимости от интересов ее субъектов является вполне логичным процессом. До сих пор он имел спонтанный характер. Однако без наличия единого общепризнанного координационного центра элементы системы имеют очень высокую вероятность войти в конфликт между собой.

    Реклама на dsnews.ua