• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Передел следственных полномочий

Реклама на dsnews.ua

На протяжении нескольких последних недель в прокуратуре прошли достаточно серьезные кадровые изменения. Так, был уволен ряд областных прокуроров, и еще несколько получили выговоры. Но более интересно то, что Генпрокуратура намерена отвоевать себе исключительное право давать разрешение на возбуждение уголовных дел.

Требование исключительных прав

Недавние отставки в Прокуратуре Украины уже успели окрестить очередной кадровой чисткой. Нам же представляется, что говорить о радикализме действий руководства ГПУ было бы преувеличением. Во-первых, даже судя по формальному признаку, кадровые изменения (отставки и ротации прокуроров) происходят регулярно. И уж тем более — по результатам итоговых расширенных коллегий. Напомним, что накануне последней были отправлены на пенсию прокуроры Николаевской области Юрий Бондарь и Сумской — Александр Воронов. А на самой коллегии было решено признать работу уже названных прокуроров, а также их коллег из Винницкой, Тернопольской и Черновицкой областей неудовлетворительной. Соответственно, с должностей были сняты (но не уволены из органов прокуратуры) прокурор Винницкой области Геннадий Клюге, прокурор Тернопольской области Олег Улинец, прокурор Черновицкой области Виталий Поцелуйко. В Генпрокуратуре люди осведомленные говорят, что прошла очередная ротация, более того, уволенные почти наверняка заранее знали о своей участи, так как давно были на заметке у Святослава Пискуна.

В чем конкретно провинились снятые с должностей прокуроры, во всех подробностях не известно. А вот предположения по поводу пенсионеров Бондаря и Воронова можно сделать. Первый в прокуратуре всегда считался человеком Потебенько. Бондарь возглавлял Николаевскую прокуратуру еще в те времена, когда бывший дважды Генпрокурор впервые баллотировался там в Верховную Раду.

Воронов считался близким к Юрию Гайсинскому, с которым они вместе работали еще в Харьковской области. Однако это вряд ли сыграло решающую роль. Гораздо более весомым поводом могли стать результаты проверки работы Сумской прокуратуры. Сотрудникам ГПУ пришлось вместо подчиненных Воронова возбуждать уголовное дело против работников органов внутренних дел Сумской области за злоупотребление служебным положением и задерживать в качестве подозреваемого начальника Ковпаковского районного отделения милиции. Проверка законности работы стражей правопорядка выявила факты служебных подделок, злоупотреблений служебным положением и незаконного закрытия уголовных дел (более 40 случаев!), находящихся в производстве дознавателей Ковпаковского райотдела.

Кстати, этот случай отлично подходит в качестве наглядного пособия для аргументации новой идеи Генпрокурора, выдвинутой все на той же расширенной коллегии. Святослав Пискун ратует за предоставление прокурорам исключительного права давать разрешение на возбуждение уголовных дел. Он ссылается на европейскую практику, где все действия, которые как-либо ограничивают конституционные права граждан, обязательно согласуются с прокурором. Предложенное новшество, по словам Пискуна, уже предусмотрено в проекте закона о прокуратуре, который вскоре будет внесен на рассмотрение Верховной Рады. А пока закон не принят, прокуратура продолжает заниматься следствием, хотя Конституция предусматривает эту функцию лишь в переходных положениях.

Проблемы следствия

Реклама на dsnews.ua

Народные депутаты в последнее время проявляют завидную активность в вопросах реформирования правоохранительных органов и тоже прибегают к передовому мировому опыту. В парламенте выдвинут целый ряд инициатив по созданию вневедомственного независимого следственного аппарата. Идея формирования следственного комитета возникла еще тогда, когда депутаты предусмотрели лишение прокуратуры собственного следствия. Теперь же предлагается в этом органе объединить прокурорских, а также налоговых и милицейских следователей, которые бы занимались досудебным следствием.

В пятницу МВД организовало "круглый стол", участники которого (руководители министерства) резко критиковали попытки лишить их еще и следствия. Это при том, что уже давно планируется лишить МВД ОВИРов и паспортных столов, расформировать УБОП (по поводу чего МВД тоже недавно созывало "круглый стол")... Потеря следствия, разумеется, была бы самой ощутимой потерей для ведомства, некогда бывшего вторым по могуществу после органов государственной безопасности. Негодуя, милиционеры подвергли резкой критике предложение депутатов сделать так, как уже давно заведено во многих цивилизованных государствах: дознавательно-розыскная форма предварительного следствия заменена на досудебное следствие, проводимое следственным судьей или судебным следователем.

В МВД считают, что следственная система должна развиваться и реформироваться в рамках тех структур, где она уже существует. Министр Юрий Смирнов так аргументирует свою позицию: "Ведомственное следствие с технической и финансовой точек зрения имеет преимущество перед отдельной структурой".

В общем, в вопросах реформирования правоохранительной системы Украины, еще богатой советскими атавизмами, царит полный разброд и шатание, ни одного законопроекта, который устроил бы все стороны, сегодня не существует. А попытки создать такой закон напоминают историю возведения Вавилонской башни — лишь только начав работу, "строители" перестали понимать друг друга.

    Реклама на dsnews.ua