• USD 39.7
  • EUR 42.8
  • GBP 49.8
Спецпроекты

Борис Даневич: Если связанная компания подает самое дешевое предложение, оно все равно не должно приниматься тендерным комитетом

Управляющий партнер адвокатской фирмы "Паритет" рассказал о том, какие основные механизмы используют украинские чиновники для сокрытия информации об у
Реклама на dsnews.ua

Управляющий партнер адвокатской фирмы "Паритет" Борис Даневич рассказал о том, какие основные механизмы используют украинские чиновники для сокрытия информации об участии в гостендерах "своих" компаний.

Запрещает ли украинское законодательство компаниям, принадлежащим руководителям госведомств, принимать участие в тендерах, которые проводятся этим же учреждением?

— Да, конечно. В случае если на тендер подается предложение от компании, в той или иной мере связанной с другими участниками процедуры закупки, то такое предложение не может быть принято. То есть компания, которая принадлежит руководителю госведомства, проводящего тендер, или каким-то его ближайшим родственникам, не имеет права участвовать в конкурсе.

Однако тут есть определенное условие. Если в таком предприятии чиновнику (или его родственникам) принадлежит менее 25% уставного фонда, то вышеуказанное ограничение на эту фирму не распространяется. Очевидно, украинские чиновники достаточно сознательны, чтобы не поставлять товары, работы или услуги напрямую через де-юре свои компании на "подконтрольных" тендерах.

Каким образом они это могут делать?

— Во-первых, в принципе, самый простой путь для украинских чиновников — это выставить для участия в конкурсе украинскую компанию, принадлежащую некой компании из стран ЕС, корни которой уже теряются где-то в офшорных странах. Таким образом чиновники получают возможность полностью скрыть информацию о владении тем или иным предприятием.

Во-вторых, это оформление компаний на номинальных владельцев, подставных людей — бывших сотрудников, знакомых, друзей и т. д., формально не подпадающих под ограничения закона.

Реклама на dsnews.ua

Как регулируется ситуация, когда ценовое предложение от "родственной" фирмы оказывается ниже, чем от других участников тендера?

— Здесь нет исключений. Если связанная компания подает самое дешевое предложение, оно все равно не должно приниматься тендерным комитетом.

Отлично, а если именно родственная компания — единственный производитель такой продукции в стране?

— Фактически оно также не может приниматься. Стоит учитывать, что в большинстве случаев есть еще иностранные производители такой продукции или провайдеры аналогичных услуг.

Регулируется ли каким-либо образом данная проблема в этических кодексах украинских чиновников?

— В известных мне кодексах — как-то работника налоговых органов — таких ограничений нет. Но я не могу ручаться за все существующие этические кодексы в стране. Да и статуса "обязательного к исполнению" они не имеют.

Каким образом регулируется участие в тендерах компаний, связанных с чиновниками, в странах ЕС?

— В ЕС все намного жестче и прозрачнее. Если становится известно, что в тендере принимала участие компания, которая связана с чиновником, проводившим или контролировавшим этот тендер, то это может рассматриваться как уголовное преступление. В западноевропейских странах подобные компании попросту не допускаются к конкурсу. Конечно, и там бывают скандалы, когда в тендерах принимают участие "родственные" компании. Правда, такие скандалы в ЕС, в отличие от Украины, очень сильно бьют по репутации политиков.

    Реклама на dsnews.ua