• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Ирина Бекешкина о том, за что стоит Евромайдан и к чему приведет силовой вариант выхода из политического кризиса

Власть довела общество до точки кипения. По данным Центра исследования общества, за девять месяцев нынешнего года в стране вспыхнули 333 акции протест
Реклама на dsnews.ua

Ирина Бекешкина, глава правления Фонда "Демократические инициативы" о том, за что стоит Евромайдан и к чему приведет силовой вариант выхода из политического кризиса

Власть довела общество до точки кипения. По данным Центра исследования общества, за девять месяцев нынешнего года в стране вспыхнули 333 акции протеста против произвола правоохранительных органов, что на четверть больше, чем за весь прошлый год. Стремительно падающий уровень жизни, усиление коррупции и непрекращающееся давление на бизнес — главные катализаторы протестных настроений, сработавшие сейчас.

Отказ от европейского вектора развития стал лишь последней каплей, переполнившей чашу народного терпения, а разгон мирной демонстрации увеличил армию протестующих. О последствиях нынешнего противостояния и о том, как может закончиться Евромайдан для страны, "ДС" попросила спрогнозировать социолога Ирину Бекешкину.

Нынешние события в Украине и есть тем общественным взрывом, который в последние два года пророчили социологи, или дело лишь во внешнеполитическом развороте Украины?

И.Б. Да, речь идет именно об анонсированном социальном взрыве. Я и мои коллеги давно отмечали, что в Украине нарастает недовольство действиями властей, но мы не могли спрогнозировать, когда именно прорвет и в каких масштабах.

Ведь сложно предугадать действия власти, которые в данном случае и послужили катализатором. Хотя еще антимилицейское восстание во Врадиевке Николаевской области (в августе местные правоохранители изнасиловали и избили жительницу Врадиевки, что вызвало массовые протесты и штурм райотдела милиции. — "ДС") четко показало: терпение граждан на пределе и испытывать его дальше не стоит.

Есть точка кипения, после достижения которой сдерживать эмоции больше нельзя, ведь тогда страх перед системой перерастает в ненависть. Именно это и показал опыт Врадиевки. Но президентская команда его не учла, поэтому допустила еще большую ошибку, натравив "Беркут" на мирных демонстрантов.

Реклама на dsnews.ua

Согласно проведенному нашим Фондом опросу участников акций протестов (респонденты имели возможность выбрать сразу несколько вариантов ответа) 70% людей именно эта причина подтолкнула к новым акциям протеста. Вопрос же евроинтеграции отошел на второе место: в поддержку ассоциации Украины с ЕС сегодня стоят 53,5% граждан. Третий по значимости мотив участия в протестах — желание изменить жизнь в Украине (50%).

До сих пор социологические исследования говорили о том, что на улицы людей могло вывести только стремительное падение уровня жизни…

И.Б. В этом плане ничего и не изменилось. Но сейчас мы говорим о том, что спровоцировало текущие акции протеста. Вот, к примеру, согласно нашим опросам, ранее протестовать за попрание базовых гражданских прав, в том числе и правоохранителями, были готовы лишь 13% респондентов. Казалось бы, немного. Но если перевести этот процент в абсолютные числа, то получим около 3 млн человек. Разве этого мало? На воскресные акции протеста в Киеве третье воскресенье подряд выходят, по разным оценкам, от 500 тыс. до 1 млн человек. И если спросить участников митингов, почему они тратят на них свой выходной, то большинство вспомнит избиение "Беркутом" студентов 30 ноября.

Но и материальная мотивация никуда не делась. Упомянутая мною третья причина, по которой люди идут на акции протеста, — желание изменить жизнь в Украине, в том числе и для того, чтобы улучшить свое материальное положение. А этот мотив, напомню, мобилизует 50% граждан. Я каждый день общаюсь с участниками Евромайдана, и они прямо высказывают свое недовольство давлением власти на бизнес, урезанием зарплат и слишком низким уровнем жизни.

Можно ли назвать нынешние акции протеста общенациональным явлением или, как в 2004 году, мы опять имеем дело с расколом страны на два лагеря?

И.Б. По нашим данным, около 20% участников акций протеста являются жителями восточных и южных областей. Кроме того, мы видим, что пусть и небольшие митинги, но они проходят также, например, в Луганске и Донецке, которые являются базовыми электоральными городами для Партии регионов. И чтобы выйти в этих населенных пунктах на протест против "сине-белых", надо иметь немалую смелость. Кроме того, 48% молодежи (граждане до 30 лет), согласно результатам наших опросов, даже в Луганской, Донецкой областях, а также в Автономной Республике Крым поддерживают вступление Украины в Евросоюз. Тогда как за Таможенный союз высказываются только 38% молодых респондентов упомянутых регионов. Так что в целом можно говорить о Евромайдане как об общенациональном движении.

Но люди старшего поколения, а они составляют большинство избирателей, думают несколько иначе, что и создает раскол в государстве. Насколько серьезна эта проблема?

И.Б. Все зависит от того, как к этой проблеме будет относиться власть. Если президентская команда будет заинтересована в эскалации раскола, то последствия могут быть очень серьезными. Сейчас в этом контексте много говорят о российском сценарии, который якобы реализуется в нашей стране. Но я считаю, что не стоит преувеличивать возможности Москвы. Да, российские СМИ распространяют абсолютную дезинформацию о событиях в Киеве, и ее адресатами выступают именно жители восточных и южных областей. Но это еще ничего не значит, тем более что сейчас жители упомянутых регионов могут смотреть и сбалансированные новости ведущих отечественных телеканалов. Проблема возникнет лишь в том случае, если "регионалы" решат сохранить власть любой ценой и сделают ставку на раскол страны. Тогда не будет иметь значения, поддержат ли такие действия президентской команды большинство жителей. С другой стороны, даже самые масштабные революции не поддерживались абсолютным большинством населения: достаточно активного меньшинства. Это доказывает и опыт Оранжевой революции. За все время того Майдана его акции привлекли лишь 13% населения со стороны оппозиции и 2% со стороны "регионалов". А казалось, что участвует вся страна.

На что могут пойти участники Евромайдана, если Банковая вновь предпочтет силовой сценарий разгона акции протеста?

И.Б. Уверена, что это станет началом конца или крахом. Вопрос лишь в том, будет это крах власти "регионалов" или украинского государства в целом. Ведь в этом случае избежать раскола уже точно не удастся.

Как могут развиваться события? Если власть просто будет игнорировать происходящее, протест затихнет или оппоненты начнут сами провоцировать руководство страны на радикальные действия?

И.Б. Судя по всему, как раз на эту тактику, то есть игнорирование протестующих, и делает ставку команда главы государства. Об этом свидетельствует тот формат диалога, который власти навязывают оппозиции, отказываясь выполнять их ключевые требования. Тем временем люди стоят, мерзнут, разочаровываются и теряют веру в возможность достижения результата. Если так будет продолжаться, не исключено, что начнутся новые провокации. По нашим данным, около 41,5% активистов Евромайдана уже сейчас готовы к решительным действиям. Но необязательно, что именно они решатся на это первыми. Ведь могут организовать какие-то провокации пророссийские силы. Пытаясь тем самым отрезать Виктору Януковичу путь к отступлению на Запад. Президент должен это понимать и начать реальный диалог с оппонентами, а не заседать в формате президентского клуба, беседуя ни о чем.

На что может рассчитывать оппозиция после Евромайдана, если все завершится мирно? Сам факт того, что украинцы восстали, гарантирует ей победу на ближайших выборах?

И.Б. Конечно, но если эти выборы будут честными. Если же власть пойдет на массовые фальсификации, то люди вновь выйдут с протестом. Минимум, на что может в данном контексте рассчитывать оппозиция, так это на то, что ее электорат будет мобилизован по максимуму.

А как на счет Партии регионов? Очередной "оранжевый шабаш" мобилизует ее избирателей на юге и востоке Украины?

И.Б. Лишь частично. Ведь, кроме политических вопросов, для избирателей важны и проблемы экономического и социального характера, а их решения власть не предлагает. Поэтому в 2015 году, как и на парламентских выборах 2012 года, может продолжиться отток электората ПР в лагерь коммунистов. Хотя и коммунисты сейчас упускают хороший шанс укрепить свои позиции. Историю с уничтожением памятника Ленину в Киеве ЦК КПУ мог хорошо раскрутить для популяризации своей политической силы, но команда Петра Симоненко почему-то этого не сделала. И такая пассивность коммунистов на фоне падения рейтинга "сине-белых" может привести к тому, что избиратели восточных и южных областей просто проигнорируют грядущие выборы. Поскольку голосовать за оппозиционные партии бывший электорат "регионалов" и КПУ пока не готов.

    Реклама на dsnews.ua