• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Исследовательские институты в Украине: один эксперт, секретарь и два мобильных телефона

Реклама на dsnews.ua
Исследовательские ин­­ституты создаются не под заказчика, а под работающего на него эксперта, двух, реже - трех.

В Украине постоянно расширяется рынок экспертов. По количеству политических экспертных институтов на душу населения Украина, вероятно, один из мировых рекордсменов. Только в Киеве их более сотни.

На самом деле исследовательские ин­­ституты создаются не под заказчика, а под работающего на него эксперта, двух, реже - трех. Об этом сказал в интервью "Власти денег"  директор Центра вос­точноевропейских исследований Андрей Окара. Примечательно, что количественный состав ученых таких исследовательских центров часто весьма небогат.

Типичный пример — Институт политики, который возглавляет вице-спикер Николай Томенко. По сути нардеп, кроме председательства в нем, еще и единственный "ученый". Даже к названию сайта учреждения политик подошел не очень скромно — www.tomenko.kiev.ua.

По словам Олега Покальчука, подобные учреждения зачастую представляют собой одного эксперта, секретаря и два мобильных телефона. "Если вы посмотрите СМИ, то каждый эксперт у нас — президент какого-то института, где только он и секретарша. Мотив понятный: тщеславие никто не отменял".

Однако этому есть и рыночное объяснение. Непостоянность заказов приводит к тому, что подобные учреждения в любой мо­­мент могут "схлопнуться" из-за утечки кадров или нехватки ресурсов для продолжения деятельности.

Больше 90% всех институтов связаны с одним-двумя заказчиками. Если сегодня работа с ними есть, то завтра нет гарантии, что будет. Поэтому очень рискованно создавать большие институты. В этом  уверен политолог, директор Российско-украинского информационного центра Олег Бондаренко.

Серьезный фактор конкуренции на рынке экспертов — громкое название института. Дмитрий Выдрин, основатель Международного института глобальной и региональной безопасности, по этому поводу достаточно откровенен: "Учреждая институт в 1992 го­­ду, я понимал: чем меньше у тебя денег и штат, тем громче должно быть название. Например, хотя у нас тогда работали всего 12 человек, назывались мы "международным". Спустя 20 лет, по его словам, си­­туация не изменилась. "Сейчас у тебя должно быть название погромче — институт ка­­кой-то глобальной экспертизы, европейских проектов — и слова посложнее: трендов, брендов, кейсов", — поделился опытом политолог.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua