• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Ярослав Абрамов: "Если идет речь о крупных частных бизнесах, а такие у нас еще остались, то чаще всего клиенты спрашивают: а каким образом нам защититься от того, что завтра придет представитель определенного региона и скажет: "Отдай нам 50%?"

Советник практики корпоративного права и M&A МЮФ Integrites рассказал "ВД",
Реклама на dsnews.ua

Советник практики корпоративного права и M&A МЮФ Integrites рассказал "ВД", почему среди способов защиты от конкурентов, обладающих административным ресурсом, структуризация бизнеса через офшоры популярнее, чем привлечение иностранных инвесторов.

С какими просьбами по подготовке к недружественным действиям вы сталкивались в последнее время?

— Из последних примеров: к нам обращалась компания, которая занимается разработкой программного обеспечения в банковской сфере. Это крупный игрок на достаточно закрытом рынке. Они видели серьезную угрозу того, что завтра придут и либо пересажают руководство, либо возникнут проблемы с налоговой.

Что вы рекомендуете таким клиентам?

— В этом случае мы рекомендовали определенный план действий, направленный на защиту собственников и топ-менеджмента.

Заранее заключить договора на предоставление юридических услуг, в случае возникновения проблем с органами. Т. е. у них уже есть адвокат, который в случае необходимости вытаскивает договор и говорит: "У меня есть полномочия, чтобы забрать всю информацию, первичные документы к себе на хранение". И, конечно, он будет выступать защитником.

Дальше в этом плане действий значились инструкции для персонала: номера телефонов — кому сообщать о происходящем в случае, если нагрянет проверка.

Реклама на dsnews.ua

Затем инструкция для технического персонала: что отключать в первую очередь, куда передавать информацию по электронным каналам.

И особенно интересен в последнее время клиентам инструктаж о том, что имеют право делать контролирующие органы на предприятии, а что — нет, какие документы они должны предоставить, какую информацию им необходимо показывать согласно закону, а какую нет, как долго эти органы могут находиться на территории предприятия, куда они имеют право заходить.

Это некий тренинг для персонала, по итогам которого сотрудники сдают экзамен.

Как часто клиенты признаются, что опасаются передела собственности игроками, имеющими административный ресурс?

— Само собой, если идет речь о крупных частных бизнесах, а такие у нас еще остались, то чаще всего клиенты спрашивают: а каким образом нам защититься от того, что завтра придет представитель определенного региона и скажет: "Отдай нам 50%"?

Основная наша задача здесь — построить для бизнеса правильную структуру, чтобы бенефициары владели бизнесом не через Украину. Понятно, для этого нужно получить индивидуальную лицензию в НБУ, но это не настолько сложно.

Такой подход позволяет вывести бизнес из-под действия украинского регуляторного законодательства. И если кто-то будет пытаться перехватить контроль, то ему придется делать это за рубежом.

Второй момент — центр накопления прибыли переносится за пределы Украины. И оттуда может спускаться "вниз" в виде рефинансирования, займов и т. д. За рубеж можно передать и основные активы, которыми украинская компания будет пользоваться на правах аренды.

Таким образом, даже активы отобрать невозможно, потому что для этого необходимо выходить за пределы Украины.

Насколько иностранный инвестор способен помочь защитить бизнес?

— В моей практике было несколько проектов, в которых привлечение иностранного инвестора осуществлялось именно с целью защиты компании с тем, чтобы сделать бизнес более весомым, существенным, показать, что он не только украинский, но и иностранный. И это сработало, они не сталкивались с захватами. Речь идет о двух фирмах: одна занимается добычей полезных ископаемых, другая работает в сфере IT.

Но в целом мне уже давно не приходилось сталкиваться с крупными украинскими бизнесами, которым удалось привлечь иностранные инвестиции.

Далеко не все иностранные инвесторы готовы заходить в Украину как таковую, у страны не очень хороший рейтинг, заводить сюда инвестиции — большой риск.

С другой стороны, финансовая отчетность украинских компаний не всегда позволяет иностранному инвестору увидеть реальную стоимость. Есть убыточное предприятие, которое на самом деле может быть очень даже прибыльным, но так получается, что оно убыточно — либо по структуре бизнес-процессов, либо же эта убыточность создана искусственно, в том числе для того, чтобы защитить активы.

    Реклама на dsnews.ua