• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Леонид Рубаненко: Человек-оркестр

Бизнесмен Леонид Рубаненко гармонично чувствует себя как в должности главного налогового консультанта страны, так и в амплуа радиоведущего. В ранней м
Реклама на dsnews.ua

Бизнесмен Леонид Рубаненко гармонично чувствует себя как в должности главного налогового консультанта страны, так и в амплуа радиоведущего. В ранней молодости, зарабатывая музыкантом на свадьбах, он научился тому, что впоследствии сделало его миллионером, — иногда стоит немного потерять, чтобы в итоге выиграть.

Для Леонида Рубаненко, главы Союза налоговых консультантов, хорошие времена настали с приходом к власти Партии регионов. Формально беспартийный бизнесмен и общественный деятель за времена работы "оранжевой" команды "натерпелся". Во время Майдана он выступал с резкими обвинениями в адрес Виктора Ющенко. Так, в одной из публичных дискуссий осенью 2004 г. можно было услышать такие высказывания Рубаненко: "В 2001 г., во время деятельности правительства Ющенко, централизация доходов бюджета привела к тому, что все регионы, кроме Крыма и Киева, стали дотационными. Вот что делал Ющенко". А с 2005 по 2009 гг. нашему герою приходилось отбиваться от проверок и штрафов со стороны налоговой по всем предприятиям его корпорации "Рубаненко и партнеры" и конфликтовать с тогдашним замгубернатора Харьковской области Ярославом Ющенко, племянником президента, который пытался "подвинуть" Рубаненко с постов некоторых общественных организаций области. В беседе с корреспондентом "ВД" Леонид Рубаненко уверял, что никакой политической подоплеки в его позиции не было. Мол, он высказывал личное, экспертное мнение. Если бы не одно "но": Рубаненко прошел через горячие 1990-е в команде легендарного Евгения Кушнарева, одного из отцов-основателей Партии регионов.

На момент распада СССР Рубаненко возглавлял райисполком Орджоникидзевского района Харькова, где было размещено немало промышленных объектов. После событий августа 1991 г., когда наметились перспективы большого передела собственности, к Рубаненко зачастили представители самых разных слоев общества, в том числе криминальных. Причем, вспоминает герой, все поголовно приходили с претензиями и угрозами. В тех условиях Рубаненко принял предложение мэра Харькова Евгения Кушнарева присоединиться к его команде, заняв место начальника главного админуправления транспорта, связи и дорожного хозяйства города. В 1993 г., в период командировок Кушнарева, Рубаненко работал и. о. мэра города, а контакты с городским головой Харькова сохранял до трагической гибели видного регионала на охоте в январе 2007 г.

Работая в Украинском союзе промышленников и предпринимателей, Леонид Рубаненко был одним из советников губернатора Харьковщины, одновременно являясь советником премьер-министра Анатолия Кинаха. Именно Рубаненко помогал и помогает многим бизнесменам попадать в кабинеты топ-чиновников.

  Как становятся советниками премьер-министра?
— В июне 2001 г. новый глава Кабмина, он же президент УСПП Анатолий Кинах, собрал правление Украинского союза промышленников и предпринимателей. Все в УСПП понимали, что власть все равно не будет дружественной по отношению к бизнесу, но всех руководителей областных управлений УСПП Анатолий Кириллович назначил своими советниками. Надо понимать, что это не госслужба, а работа на общественных началах. То есть, деньги за эту работу никто не получал.

  Вы являетесь советником Николая Азарова?
— Сегодня работа представителей бизнеса с исполнительной властью организована большей частью через Совет предпринимателей при Кабмине, в состав которого вхожу и я. Хотя удостоверение на право входа в Кабмин у меня есть вне зависимости от этого. В основном я бываю в Минфине, и у заместителей Николая Яновича.

  Каковы ваши политические амбиции сегодня?
— Свой партбилет компартии СССР я получал в сборочном цехе №1 Харьковского тракторного завода, и сдал его там же в 1991 году. С тех пор я не состоял в рядах ни одной партии. Хотя приглашали меня многие. В Украине все партии создаются под какого-то лидера, это — "игрушечная" политика. Партию должна объединять идея, общность понимания процессов и будущего, вне зависимости от того, кто будет ее лидером завтра или послезавтра.

Реклама на dsnews.ua

  Но во время оранжевой революции вы выступали с поддержкой Партии регионов…
— Я выступал, в первую очередь, против кандидатуры Виктора Ющенко на пост президента, причем, находясь в равноудаленном положении ко всем существующим политическим силам. Как один из членов правления УСПП, я сделал для себя выводы еще при работе с Кабмином Ющенко. Есть общая теория, по которой банкир не может быть главой государства. Ни в одной стране банкир не стал президентом — так как у них определенная психология, которая не предполагает наличия чувства "хозяина", в хорошем понимании этого слова.

  А в "Нашу Украину" вас приглашали?
— Да, летом 2004 года, за полгода до революции. Предложение исходило от ближайшего окружения Ющенко. Эти люди впоследствии руководили Майданом. Мне говорили: "Смотри, это будущий президент! Приходи к нам в команду!". Предлагали высокие должности в Киеве или в Харькове. Взамен мне нужно было пополнить ряды "оранжевых". Но во время Майдана я открыто выступал против оранжевой команды. В итоге, во время президентства Ющенко я пережил больше плохого, чем хорошего.

Приход к власти Партии регионов вам на руку…
— На руку мне все, что облегчит жизнь и развитие частному бизнесу. Будут этим простым постулатом руководствоваться в своей деятельности представители Партии регионов во власти — им моя поддержка гарантирована. Должностей либо преференций лично для себя я не искал и не ищу.

Служебный роман
Корпорация "Консалтинговая группа "Рубаненко и партнеры" — классическое семейное предприятие. Ради него в 1993 г. два высокопоставленных лица харьковского горисполкома — Леонид Рубаненко и его супруга Людмила, на тот момент возглавлявшая главное управление бюджета и финансов, оставили чины. "Мы решили пожертвовать карьерой во имя создания семьи. Я тогда был женат, у нее был муж. Но судьба распорядилась так, что мы оставили свои прежние семьи и создали общую. В декабре 1993 г. мы ушли из горисполкома вместе", — вспоминает Рубаненко. Должностные обязанности в корпорации чета делит поровну — Людмила Рубаненко возглавляет набсовет компании, а ее супруг — правление.
Первым деловым детищем семьи Рубаненко стала аудиторская фирма "Харьков". Ее становлению способствовали связи Леонида Рубаненко, заработанные в результате сотрудничества с такими организациями, как Федерация работодателей Украины, Украинский союз промышленников и предпринимателей, а также знакомство в 1994 г. с Александрой Кужель, на тот момент — главой Союза аудиторов Украины.

Со временем к аудиту добавились консалтинг и оценочный бизнес. Одним из успешных предпринимательских шагов семьи стало основание универсальной товарной биржи "Актив" — как раз в период расцвета приватизационных сделок, 1997-1998 гг. По сей день среди специализаций этого предприятия — продажа имущества государственных компаний. В основном — недвижимости. К примеру, среди лотов, торгующихся на бирже, сегодня можно найти активы таких компаний, как "Харьковоблэнерго" и ГАК "Укрмедпром".

  Выстраивать бизнес вы начали с предоставления услуг аудита. Чем это было вызвано?
— Бизнес мы начали вместе с супругой, Людмилой Васильевной, которая тоже была одним из заместителей мэра Харькова Евгения Кушнарева. В декабре 1993 г. в стране царила разруха. Но моя жена по складу ума — финансист, в администрации города она была начальником главного управления бюджета и финансов. Тогда в нашу жизнь только входили такие понятия как "аудит" и "инвестиционная компания". Из них мы и выбирали направление для своего бизнеса, с нуля создав аудиторскую фирму "Харьков".

  В 1990-х консалтинговый бизнес в Харькове активно развивала Инна Богословская. Как вы конкурировали?
— У Инны Богословской было направление юридического консалтинга, а у нас — экономического. Впрочем, конкурентами мы все-таки были. Но, тем не менее, оказывали друг другу поддержку. В 1990-х мы прибегали к услугам юристов ее компании, а она обращалась к нашим специалистам по оценке и аудиту. Мы вели одних клиентов. Потом Богословская вырастила в своей корпорации сильную группу экономистов, а мы развились в направлении юриспруденции. Хотя у нас на первых позициях — экономисты, даже в суд у нас сначала идет аудитор, а уже после — юрист.

  А кого сегодня вы считаете своими конкурентами?
— В Харькове есть корпорация "Фактор" Сергея Политучего, мы считаемся конкурентами. Однако, может быть, мы неправильные конкуренты, поскольку предпочитаем друг друга поддерживать. Чем больше мы это делаем, чем больше сообща осуществляем серьезные проекты — к примеру, улучшаем законодательство, — тем лучше и нам, и всем.

  Работа в УСПП помогла вам выстраивать бизнес?
— На первых порах — конечно. Но в итоге все обернулось разочарованием. Когда в 2001 г. Анатолий Кинах стал премьер-министром, в УСПП были большие ожидания, связанные с тем, что глава Кабмина — выходец из наших рядов. Но они не оправдались, и в итоге в 2003 г. я просто ушел из УСПП. Я выступил категорически против создания на основе УСПП политической партии, открыто высказывался тогда и убежден до сих пор, что деятельность этой организации уже не эффективна. Но я остался в составе Федерации работодателей. Образно говоря, мы с УСПП квиты: он много дал нам, мы много дали ему.

Союзом единым
Налоговый консалтинг — сфера загадочная, чтобы не сказать темная. В среде украинских бизнесменов, для которых вопросы налогового планирования являются вопросами выживания, подобные сервисы зачастую ассоциируются с поиском возможностей сэкономить, уплатить в казну меньше положенного, избежать проблем с сотрудниками Государственной налоговой службы Украины. Когда в 2001 г. в Украине был создан Союз налоговых консультантов, многие из предпринимателей восприняли новую организацию как верного помощника в оптимизации налогов. Среди инициаторов создания структуры была народный депутат Инна Богословская, а чета Рубаненко выступили соучредителями. В 2003 г. Инна Германовна полностью сосредоточилась на политике, и бразды правления Союзом перешли к Рубаненко. Как президент структуры, он категорически заявляет: минимизацией, конвертацией и прочими "налогопротивными" вещами не занимается. Нужно признать, что на скандалах в этой сфере наш герой не попадался. Несмотря на устойчивый имидж налогового консалтинга как "средства оптимизации".

А вот наличие тесных связей с руководством Налоговой службы и Минфина (причем, независимо от цвета власти) Рубаненко не отрицает. Именно этими связями он время от времени бывает полезен крупным клиентам. С влиянием Рубаненко связывают недавний провал идеи налоговиков перевести отчетность крупнейших плательщиков налогов в Киев. Глава Союза налоговых консультантов объяснил нежелание компаний предоставлять налоговую отчетность напрямую в столицу "человеческим фактором": так как руководство инспекции меняется часто, но остается аппарат, с ним и работают. Называть полный перечень своих клиентов Рубаненко отказался, ссылаясь на конфиденциальность, но некоторые крупные компании он все-таки назвал.

  К вам обращаются компании с просьбами помочь заплатить меньше налогов или спасти от "наездов" налоговиков?
— В Союз приходят компании, которым нужно правильно организовать бизнес. Если компания настроена на схемы, мы не будем с ними работать. Конечно, отказываясь, мы теряем и клиентов, и доход. Но нам важнее сохранить лицо. Мой основной бизнес — это "Рубаненко и партнеры". Сам факт названия компании своим именем во всем мире признается фактором высшего риска в бизнесе. Опозориться один раз — значит, никогда не отмыться.

  Однако вас часто воспринимают именно как экспертов по спасению от налоговиков.
— Николай Азаров одно время опасался, что мы специализируемся именно на этом. Но Сергей Лекарь (зампредседателя ГНСУ с 2003 г. — прим. "ВД") знает нас и наших экспертов с 1996 года, и точно знает, что мы никогда не занимались ни дебетом НДС, ни другими налоговыми "чудесами", и многие старожилы в ГНСУ знают, что мы не занимаемся уклонением. Мы — создатели нормальных условий работы для бизнеса. Мы противники левых схем, конвертационных центров, незаконной выплаты зарплаты. Но наша задача не посадить предпринимателя, а создать такое экономическое и законодательное поле, в котором будет выгодно работать легально. А у ГНСУ задача — отчитаться по цифрам и налоговым сборам. Хотя экономика должна быть не карательной, а стимулирующей.

  Каким предприятиям помогает Союз налоговых консультантов?
— Сегодня мы защищаем в судах Харьковский оборонный завод имени Малышева, который налоговики пришли просто "добивать". Стратегическое предприятие было законом освобождено от уплаты налога на землю, но сотрудники ГНСУ трактовали документ так, что предприятие все равно обязано выплачивать этот налог. Недавно к нам обратился Алексей Вадатурский (совладелец корпорации "Нибулон" — прим. "ВД"), которому необходима экспертиза, в соответствии с международными стандартами аудита, подтверждающая положение вещей на его предприятии. Административная система пытается поступить с его предприятием несправедливо, мы стараемся им помочь, доказав чистоплотность их работы.

  У самого Союза когда-либо были проблемы с властями?
— В начале работы у нас были очень сложные отношения с Николаем Яновичем (с 1996 по 2002 гг. — глава Государственной налоговой администрации — прим. "ВД"). Когда Николай Янович пришел в Кабмин, наши отношения улучшились. В январе 2004 г. я пригласил Азарова на заседание правления Союза налоговых консультантов Украины, чтобы показать, что в стране есть профессиональная организация по налогообложению. После этого заседания, с помощью Николая Яновича, в Украине официально появилась профессия "Консультант по налогам и сборам", или налоговый консультант (введена Министерством труда Украины в феврале 2004 г. — прим. "ВД"). Ершистость и высокую квалификацию наших экспертов смогли почувствовать все без исключения главы Минфина и ГНСУ.

  Какие у Союза отношения с госорганами после прихода к власти регионалов?
— У нас есть судебная практика против КРУ, в поддержку предприятий. Мы пытаемся достучаться до высших инстанций, чтобы объяснить — верить КРУ сегодня нельзя. Они заходят на госпредприятия с нарушением законов, считая, что если они в погонах, то им можно делать все что угодно.

С ГНСУ отношения у нас спокойные. Мы друг друга не трогаем, поскольку у нас разное понимание отношений между властью и бизнесом. Хотелось бы больше конструктива, причем польза от этого будет как раз для ГНСУ. Сегодня написан прогрессивный Налоговый кодекс, но он упирается в невосприятие его сотрудниками ГНСУ и налоговиками на местах. Налоговыми службами у нас руководят сплошь люди в погонах, там слишком мало экономистов. Как правило, негативно к бизнесу относятся чиновники, у которых что-то не получилось в этом направлении. Это зависть. Они мстят. Кто у нас сегодня работает в средней и низшей государственной системе? Много высоких и моральных людей? Человек конкурентоспособный туда не пойдет, он создаст свой бизнес.

Музыка связала
Предпринимательский дух и умение считать деньги Леониду Рубаненко подарила… музыка. К поступлению в институт он освоил пять музыкальных инструментов — гармонь, баян, скрипку, пианино и гитару. И, будучи студентом, подрабатывал, играя на свадьбах и в ресторанах. Причем наш герой предпочитал выступать в ресторанах, поскольку за несколько часов игры там платили столько же, сколько за целый вечер работы на свадьбе. Спустя годы из способа заработка музыка превратилась для Леонида Рубаненко в хобби, позволяющее хоть ненадолго забыть о налогах и нормативных документах.

  Вы освоили игру на нескольких инструментах. Родители прочили вам будущее музыканта?
— У меня неоконченное музыкальное образование. По классу баяна я отучился почти пять лет. Мы жили в Курской области, в селе, и еще до поступления в музыкальную школу я отыгрывал свадьбу на гармошке, от начала и до конца! Но в музыкальной школе игре на гармошке не учили, сестра привезла мне баян из Москвы. Но моей мечтой была гитара, я все время просил отца купить мне гитару! Но мой отец, директор школы, сказал, что пока я не закончу класс по баяну, гитары не будет. Конфликт закончился тем, что я просто бросил музыкальную школу. В 1974 г. приехал в Харьков поступать в институт, и во время подготовки к вступительным экзаменам научился играть на гитаре.

  Налоговые консультации оставляют время для музыки сегодня?
— В Харькове, на радио "Новая волна", я являюсь одним из ведущих музыкальной странички. Каждая программа посвящена отдельному композитору. В прямом эфире в течение 45 минут я делюсь с аудиторией фактами из биографии композитора, знакомлю с его творчеством, отвечаю на вопросы слушателей.

  Какие композиторы становятся героями ваших передач?
— Я серьезно увлекаюсь творчеством бардов. Например, самиздатовский трехтомник Владимира Высоцкого был у меня уже в 1980 г. Даже своего отца в то время я смог убедить, что Высоцкий — правильный поэт. Последнюю передачу я посвятил поэту Александру Городницкому. Это доктор геолого-минералогических наук, профессор, член Российской академии естественных наук. И автор очень хороших и умных песен.

Перспективы
Последние повороты карьеры Леонида Рубаненко приблизили его к необходимости принять решение: идти в политику или нет. Он признается, что уже получал предложения по поводу участия в парламентских выборах. Но сделать этот выбор пока не решается. Также не исключено, что опыт Рубаненко уже в ближайшее время может пригодиться нынешней власти при перезагрузке правительства — например, в Налоговой службе или Минфине.

Впрочем, пока бизнесмен строит планы исключительно по расширению клиентской базы компании, которая занимается налоговым консультированием. Кстати, возглавляемая им общественная организация в ближайшем будущем планирует войти в Европейский союз налоговых консультантов. Это, безусловно, укрепит его позиции в секторе консультирования иностранных компаний, инвестирующих в Украину. Следует отметить, что как только Рубаненко поддастся соблазну пойти в политику, на бизнесе это наверняка скажется негативно. Собственно, это его, похоже, пока и удерживает от того, чтобы включиться в борьбу за власть.

    Реклама на dsnews.ua