• USD 39.7
  • EUR 42.8
  • GBP 49.8
Спецпроекты

Регионы возьмут в долю

Местные общины могут рассчитывать на 10% государственной доли от реализации сланцевого газа и других углеводородов, добытых на их территории. Такая но
Реклама на dsnews.ua

Местные общины могут рассчитывать на 10% государственной доли от реализации сланцевого газа и других углеводородов, добытых на их территории. Такая норма предусмотрена в законопроекте №3295-1, который Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом. Однако получить эти деньги будет непросто, поскольку авторы документа не прописали механизм их распределения.

Добились своего

Парламентарии распределили средства от реализации добытых углеводородов, которые остаются в собственности государства по соглашениям о разделе продукции. Согласно внесенным в Бюджетный кодекс изменениям 90% будет поступать в государственную казну, 10% — в местные бюджеты (при этом областные власти получат 5%, районные — 3,5%, сельские, поселковые или городские — 1,5%).

Если земельный участок, где добываются углеводороды, расположен на территории нескольких административно-территориальных единиц, то средства будут разделены между местными бюджетами в пределах установленного соотношения по схеме, которую должен разработать Кабинет Министров.

Эта норма не относится к проектам на континентальном шельфе Черного моря — все средства поступят в государственный бюджет.

Сейчас бюджетным законодательством не предусмотрено, что территориальные общины могут получать деньги от продажи полезных ископаемых, добытых на их территории. Именно эта ситуация возмутила депутатов Львовского и Ивано-Франковского областных советов, которые продолжительное время отказывались согласовать американской компании Chevron проект добычи газа на территории Олесского газового месторождения.

Одно из условий, выдвинутых региональными властями, — перераспределение в пользу местных бюджетов не менее 10% выручки от продажи углеводородов, которые принадлежат государству. Парламенту пришлось пойти им на уступки.

Реклама на dsnews.ua

Цена обещаний

По соглашению о разделе продукции с компанией Shell государству достанется 31–60% средств от реализации нетрадиционного газа в зависимости от объема его добычи. Соответственно, в распоряжение местных общин может поступить 3,1–6% прибыли, полученной от эксплуатации Юзовского месторождения.

В проекте соглашения о разделе продукции, который был обнародован во время его обсуждения в Ивано-Франковске, указано, что доля государства составит 17– 40% от реализации углеводородов в зависимости от объема их добычи. Таким образом, в распоряжении территориальных общин может остаться 1,7–4% средств, полученных от эксплуатации Олесского месторождения.

Какую сумму в натуральном исчислении получат местные бюджеты, правительственные чиновники пока не уточняют. По оценкам министра энергетики и угольной промышленности Украины Эдуарда Ставицкого, "это несколько сотен миллионов гривень в год". В правительстве рассчитывают, что финансовый стимул поможет добиться благосклонности территориальных общин при согласовании договоров о разработке газовых месторождений.

"Теоретически принятие законопроекта должно ускорить процессы подписания местными властями всех необходимых документов для разведки и добычи полезных ископаемых. Однако в каждом конкретном случае необходимо рассматривать дополнительные компенсационные платежи, в том числе за ухудшение экологической ситуации в регионе", — считает эксперт ассоциации возобновляемой энергетики "Альтернатива" Виталий Мурашкин.

Однако эксперты предупреждают: чтобы территориальные общины могли получить часть государственной доли по соглашениям о разделе продукции, внесения изменений только в Бюджетный кодекс недостаточно.

"Потребуется прописать механизмы распределения в деталях. К примеру, если государство получает свою долю от проекта в денежном эквиваленте, то схема распределения и перечисления средств будет относительно простой. Если же государство получает свою долю в виде продукции (то есть углеводородов), то сначала эта доля должна быть реализована, а лишь после этого может быть выделена 10%-ная часть прибыли в пользу местных властей. Каким будет механизм реализации, в какие сроки и как именно будет выделяться 10%-ная доля — все эти вопросы нуждаются в соответствующем законодательном регулировании", — говорит юрист ЮФ CMS Cameron McKenna Инна Антипова.

Пошли на уступки

Чтобы разблокировать процесс подписания соглашения с компанией Chevron, украинские власти вынуждены были уступить областным советам, пообещав поделиться с ними прибылью от продажи сланцевого или другого нетрадиционного газа.

Причем события развивались очень быстро: 1 октября депутат Юрий Деревянко зарегистрировал в парламенте законопроект №3295-1, а 3 октября Львовский облсовет дал согласие на разработку газовых месторождений на территории области (власти Ивано-Франковщины одобрили аналогичное соглашение чуть раньше, 20 сентября).

Через Верховную Раду законопроект о десятине прошел на редкость оперативно: 10 октября он был принят в первом чтении, а 5 ноября — во втором чтении и в целом. И в этот же день Кабинет Министров и компания Chevron Ukraine B.V. подписали соглашение о разделе продукции по Олесскому газовому месторождению.

Кстати, принципиальность Ивано-Франковского и Львовского облсоветов сыграла на руку и их коллегам из Харьковской и Донецкой областей, которые еще в январе этого года одобрили соглашение с компанией Shell о разработке Юзовской площади, даже не ознакомившись с полным текстом документа.

Согласно законопроекту №3295-1 территориальные общины получат свою десятину и по ранее утвержденным соглашениям о разделе продукции, когда бюджетное законодательство еще не предусматривало отчислений в местные бюджеты.

Перепадает не всем

За рубежом по-разному решается вопрос об отчислениях территориальным общинам за добычу полезных ископаемых на их земле. "В развитых демократических странах добывающие компании даже не смогут начать какие-либо работы без согласования с местным населением всех нюансов. И вопрос платежей здесь далеко не последний", — говорит руководитель программ DIXI Group Роман Ницович.

К примеру, в США компании платят собственникам земли (физлицам, общине, штату) роялти за пользование земельными участками, кроме этого — различные виды федеральных налогов. Фискальная нагрузка на нефтегазовую отрасль достигает 40–45%, что существенно выше средних показателей по стране. И значительная часть собранных средств остается на местах.

"В 2012 году штат Пенсильвания собрал с газодобывающих компаний $1,8 млрд налогов и $200 млн местных сборов. Замечу, что именно последней суммой распоряжаются местные органы власти — округа, муниципалитеты, тауншипы. И это не говоря уже об инвестициях, которые компании вкладывают в строительство дорог, больниц, водопроводов и других инфраструктурных объектов", — рассказал "ДС" Роман Ницович.

Но есть и ряд стран, где вопрос о финансовой заинтересованности местных общин вообще игнорируется. "К примеру, в Узбекистане вся доля прибыли государства от добычи полезных ископаемых зачисляется в национальный бюджет. В Казахстане государственная доля идет в республиканскую казну, но частично может также направляться на развитие отдельных территорий", — говорит Инна Антипова. Иначе этот вопрос решен в Российской Федерации.

Согласно Бюджетному кодексу в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, направляется 5% регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (за исключением природного газа) и 80% налога на прибыль организаций, задействованных в добыче, заключенных до вступления в силу федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для указанного налога.

    Реклама на dsnews.ua