• USD 39.7
  • EUR 42.8
  • GBP 49.8
Спецпроекты

Сергей Михайлечко: "Европейский путь виноделия и виноградарства - это не наш путь"

Директор ассоциации "Виноградари и виноделы Украины" спрогнозировал, кто может приватизировать государственные виноградарские и винодельческие предпри
Реклама на dsnews.ua

Директор ассоциации "Виноградари и виноделы Украины" спрогнозировал, кто может приватизировать государственные виноградарские и винодельческие предприятия.

По итогам прошлого года производство вина в Украине упало практически на треть. Украинцы стали меньше пить?

— Падение продолжилось и в этом году, за первое полугодие выпуск вина снизился на 25%. Из-за снижения доходов население вино почти не покупает. Но еще одной причиной стало повышение минимальных цен на вино, с 12 до 18 грн./бутылка. Мы выступали категорически против, но нам не удалось убедить правительство. В марте этого года Минфин выступил с инициативой поднять минимальную цену на вино до 22 гривен. Нам пока что удалось отстоять хотя бы 18.

Министр Николай Присяжнюк заявляет, что отныне на дотации смогут претендовать те фермеры, которые посадили от 20 соток виноградников. Может такая инициатива повысить шансы украинского виноградарства?

— Ограничений и ранее не было.

Почему тогда не подавали?

— Потому, что для получения этих дотаций необходимо было собрать большой пакет документов, а потом еще и ожидать проверок от правоохранительных органов. В целом, я считаю, что перспективы развития украинского виноградарства не связаны с мелкотоварными хозяйствами. Французы возят наших нардепов, чтобы показать, как у них хорошо развито виноградарство на основе фермерства. А потом нардепы говорят, что и нам надо также развиваться, как у них. Но мы пытаемся их переубедить, что европейский путь виноделия и вино­градарства — это не наш путь. У нас нет, как во Франции, 30 тысяч фермеров, чтобы перейти на фермерский путь развития. Нам необходимо отстраиваться от того, что у нас есть.

Реклама на dsnews.ua

А что у нас есть?

— Активы, сохранившиеся еще с советских времен, — порядка 100 крупных виноградарских комплексов, которые занимают от 0,8 до 2,5 тыс. га. По пути развития крупнотоварных хозяйств пошли такие страны, как Чили, Австралия, Новая Зеландия. Они сделали ставку на продукцию из сегмента средний и средний+. И, как следствие, они сегодня вытесняют с быстрорастущих рынков, например — Китая, ту же французскую продукцию. Кроме того, эта ставка позволяет наладить активную работу с крупными мировыми розничными сетями.

Что мешает нам пойти по пути Чили?

— Во-первых, то, что в Украине легко разорвать договор аренды земель. Как правило, в случае если ее собственники-крестьяне подают в суд, чтобы разорвать договор аренды, то суды становятся на их сторону. Во-вторых, проблема в готовящемся законопроекте "О рынке земель". Им предложено ограничить владение сельхозземлей в пределах 100 га.

Но в Украине до сих пор не начиналась приватизация госвиноградарских и винодельческих предприятий, которые охватывают 0,8-2,5 тыс. га каждое. Что делать с этими предприятиями после их приватизации? Разбить их по 100 га? Но это же приведет к краху этих предприятий. Поэтому мы даже рады, что этот законопроект до сих пор не приняли.

Но это тоже не выход…

— Наша позиция заключается в том, что ограничение собственности необходимо установить на уровне не менее 1 тыс. га и приватизацию проводить целостными имущественными комплексами. Конечно же, при этом необходимо обязать нового собственника не выкорчевывать имеющиеся виноградники, не менять целевого назначения земель и т. д.

А эта приватизация вообще планируется?

— По моей информации, законопроект, которым виноградарские и винодельческие предприятия будут исключены из перечня, который установлен Законом "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации", уже подготовлен Минагропродом. Но когда он будет вынесен на общественное обсуждение, я не знаю. Я считаю, что необходимо приватизировать все предприятия отрасли, кроме "Массандры". Причем запрет должен распространяться не только на саму "Массандру", но и ее виноградники.

Вы не думаете, что, несмотря на то что эти комплексы де-юре еще государственные, де-факто они уже находятся под контролем частных винодельческих компаний…

— Конечно, предприятия, которые еще способны приносить доход, уже давно им подконтрольны. Понятно, что эти же частные винодельческие компании и будут приватизировать "свои" госпредприятия. Особо там не будут воевать.

Сколько будут стоить эти предприятия?

— Я думаю, что речь может идти о миллиардах гривен. Но только если приватизация пойдет с продажей земли.

    Реклама на dsnews.ua