• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

АВТОМАТЫ В ЗАКОНЕ

Реклама на dsnews.ua

Каждый вечер, возвращаясь домой, я прохожу через один и тот же подземный переход: продуктовый магазин, пара ларьков и несколько лотков с газетами. До недавнего времени в переходе был еще один продуктовый магазин, но сейчас он переоборудован под павильон с игровыми автоматами. В прошлом году часть "пешеходной зоны" перехода отгородили и оборудовали второй зал игровых автоматов, а еще три "одноруких бандита" поставили в продуктовом магазине.

Столь стремительный рост количества игровых автоматов в последнее время объяснялся простотой получения разрешения — торговый патент стоил 700 грн. в год. До 2003 г. распространение игровых автоматов сдерживала Инструкция об условиях и правилах проведения предпринимательской деятельности (лицензионные условия) по созданию и содержанию игорных заведений, организации азартных игр и контролю над их соблюдением. Но по Приказу Госкомпредпринимательства №19 с 5 марта 2003 года эта Инструкция потеряла силу, а игровые автоматы стали расти, как грибы после дождя.

Источник в "ВД" в ГНАУ сообщил, что быстрый оборот денег в игровом бизнесе привлек в данную сферу организованный криминал, который таким образом мог "отмывать" средства и скрывать прибыль от налогообложения. В ГНАУ сообщили, что 60-70% субъектов предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса не платят 30%-ный обязательный налог на прибыль с каждого выигрыша.

Правда, крупные операторы рынка утверждают, что серые схемы функционирования используют лишь мелкие игроки. "Распространенный вариант: на 5-20 игровых автоматов получают один-три патента, — рассказывает Александр Бойко, генеральный директор фирмы "Растр-Альфа", входящей в группу ООО "Порыв" (сеть салонов игровых автоматов "Метро Джек-пот"). — В случае проверки предприятию есть что предъявить контролирующим органам, однако платится за три автомата, а деньги поступают от 20".

Это можно объяснить тем, что с 2003 г. стоимость патента выросла в шесть раз, в результате мелкие игроки стали уходить в тень. Для того чтобы их окончательно вытеснить с рынка, Кабинет Министров решил сделать обязательным лицензирование данного вида деятельности.

Кто в доме хозяин?

Согласно Постановлению Кабмина № 1254 от 21 декабря 2005 г., к перечню видов деятельности, подлежащих лицензированию, была добавлена организация азартных игр на игровых автоматах, а органом лицензирования этого вида деятельности назначен Минфин. Законом "О внесении изменений в Закон Украины "О государственном бюджете Украины на 2005 год" и некоторые другие законодательные акты Украины" плата за лицензии увеличилась до EUR150 тыс. на пять лет. Постановление Кабмина вступило в силу 12 апреля, и крупные игроки встретили его с радостью.

Реклама на dsnews.ua

"Это отсеет нечестных игроков, — считает Николай Еременко, заместитель директора по административным вопросам компании Ukraine Leisure Company (сеть игорных заведений "Эльдорадо"). — Крупные компании, которые попали "под раздачу" из-за мелких игроков, будут только рады таким мерам. Мне кажется, орган лицензирования в лице Минфина скоро наведет порядок в этой сфере".

"Ранее, согласно законодательству, лицензированием игорного бизнеса в Украине занимались местные органы исполнительной власти, — рассказывает Елена Иванченко, заместитель директора департамента регистрации и лицензирования Госкомпредпринимательства. — Сейчас, когда органом лицензирования деятельности по организации азартных игр назначен Минфин, на территории Украины будут действовать единые Лицензионные условия".

Естественно, это вызвало недовольство у местных органов власти, которые лишаются существенного источника поступлений в местный бюджет. Однако у мелких игроков рынка, а заодно и местных властей есть серьезный козырь: Законом "О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности" лицензированием игорных заведений занимаются местные органы власти, и нет никаких оснований для того, чтобы они не выдавали лицензии впредь. Таким образом, залам игровых автоматов, ранее доказывавшим, что они являются отнюдь не игровыми заведениями, а лишь отдельно стоящими игровыми автоматами (для чего было достаточно патента), теперь стоит называть себя именно игровыми заведениями — и тогда можно обратиться за лицензией в местные органы власти. И учитывая, что специальный закон "Об азартных играх", в котором бы четко прописывались все определения, в Украине до сих пор не принят, возникает определенная правовая коллизия.

"Выходит, что сегодня предприятия игорного бизнеса могут покупать две лицензии: у местных органов власти за 255 грн. и у Минфина за EUR150 тыс., — говорит Александр Бойко. — Понятно, где будут стремиться купить лицензию мелкие субъекты игорного рынка. Поэтому надежда на то, что с введением лицензирования азартных игр количество небольших предприятий уменьшится, очень незначительна".

Кабмин постарался урегулировать этот вопрос, внеся на рассмотрение Верховной Рады законопроект № 8208 "О внесении изменений в Закон Украины "О лицензировании неко- торых видов хозяйственной деятельности", согласно которому деятельность по организации и содержанию игорных заведений заменяется более широким понятием азартных игр. Но в предпоследний день работы прежнего состава парламента депутаты Верховной Рады просто не добрались до рассмотрения вышеупомянутого законопроекта, и ситуация с двумя органами лицензирования может урегулироваться, по самым оптимистичным прогнозам, только через полгода.

Местный фронт

К тому же, местные органы власти отнюдь не будут сидеть сложа руки. Долгое время они добивались необходимости введения лицензирования игровых автоматов, и теперь, получив неожиданных сторонников в лице мелких игроков, будут защищать свои права. "Без лицензирования местные власти не могут даже повлиять на размещение игровых автоматов, — объясняет Николай Георгиевский, заместитель главы Киевской городской государственной администрации. — Все попытки КГГА утвердить разработанные Киевсоветом соответствующие документы в Госкомпредпринимательства не были поддержаны руководством комитета".

"КГГА подавала на рассмотрение в Госкомпредпринимательства три проекта Лицензионных условий, — возражает Сергей Третьяков, бывший заместитель главы Госкомпредпринимательства, а ныне президент Украинской ассоциации деятелей игорного бизнеса. — На первый проект наложил запрет прокурор, второй отменил суд, а третье предложение — это почти полная копия Лицензионных условий, разработанных нашей Ассоциацией".

Однако теперь инициатива на стороне местных властей, еще до выборов КГГА попыталась реализовать ее — Киевсовет разработал "Порядок размещения заведений игорного бизнеса в г. Киеве", одним из пунктов которого является запрет на размещение игорных заведений на расстоянии ближе 500 м от детских, медицинских, культовых сооружений и учебных заведений. Данное решение вызвало бурю негодования у владельцев крупных сетей игровых автоматов.

"Разработанный Киевсоветом документ приведет к фактически полному уничтожению игорного бизнеса в Киеве, — уверен Сергей Третьяков, — а между тем ежегодно госбюджет получает от этой сферы порядка 0,5 млрд грн. платы за торговые патенты и лицензии. Предприятия игорного бизнеса дают стране почти 50 тыс. рабочих мест".

Теперь уже на грани уничтожения оказываются крупные операторы рынка, к примеру — сеть автоматов "Метро Джек-пот", ведь документ Киевсовета запрещает установление игровых автоматов в метрополитене.

"Наши павильоны были установлены в метро еще в 1998 г., — рассказывает Александр Бойко. — За восемь лет у нас не было никаких проблем с метрополитеном, однако в прошлом году городские власти решили "выселить" наши заведения из метро. Нам удалось отстоять закрытые павильоны, и в августе 2005 г. было принято решение демонтировать лишь те автоматы, которые расположены за пределами помещений. Однако сейчас вновь встал вопрос о нашем "выселении". При этом я абсолютно уверен, что павильоны, из которых нас собираются выгнать, не демонтируют, а попросту отдадут под цветы или другие торговые точки. То есть мешают не помещения, а бизнес, осуществляемый в них".

Теперь уже в суд готовы отправиться участники игорного бизнеса, однако пока они решили киевские правила просто игнорировать. Несмотря на горячие уверения представителей КГГА в том, что Порядок уже принят, реквизиты его регистрации КГГА почему-то держит в секрете. "Возникает много вопросов к принятию этого Порядка, — рассказывает Юрий Варвинец, юрист компании "Фан Гейм". — Если он принят, у него должны быть номер и дата регистрации в Минюсте. Если нет, то он не является нормативно-правовым актом, и мы не обязаны учитывать его в своей работе. Честно говоря, меня просто пугает форма, в которой Киевгорадминистрация пытается регулировать игорный рынок".

Контроль и учет

В ГНАУ "ВД" сообщили, что всего в Украине зарегистрировано около 250 субъектов предпринимательства в сфере игорного бизнеса, в Украинской ассоциации деятелей игорного бизнеса просят к этой цифре добавить 800 нелегальных операторов — в итоге получается, что 2/3 рынка действуют в тени. Учитывая, что эксперты оценивают чистую прибыль от одного игрового автомата в 2 тыс. грн. в день, несложно подсчитать, какого количества денег лишается государство.

"ВД" пыталась понять, каким образом контролируется наличие торговых патентов, дабы определить, как в будущем будет вестись учет за наличием лицензий. Однако наши усилия не увенчались успехом. Представители Госкомпредпринимательства свалили всю ответственность на Минфин; Минфин — на Госкомпредпринимательства и органы налоговой службы. Налоговая, которая должна осуществлять контроль над наличием патентов по Закону "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности", проблемами игорного рынка, по заявлению его участников, особо не проникается. Более того, если раньше при налоговой администрации существовал специальный департамент, занимающийся налогообложением участников игорного рынка, то сегодня предприниматели, организовывающие азартные игры, облагаются налогами точно так же, как и прочие юридические лица. Другими словами, владельцы сверхприбыльных игровых автоматов платят в госказну столько же налогов, сколько и бабушки, торгующие пирожками. "Украине стоит брать пример с других стран, — считает Константин Шендеровский, директор Киевского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи. — Там деятельность по организации азартных игр облагается так называемым социальным налогом. Например, в Варшаве 35% доходов от подобного бизнеса платятся в городской бюджет, и за счет этих средств решаются определенные социальные проблемы города".

В итоге борьба государственных и местных органов власти за снятие сливок с игровых автоматов приводит к тому, что рынок прекрасно чувствует себя в тени, а суперприбыль оседает в карманах их владельцев. Дабы этого не происходило, Николай Георгиевский предлагает обеспечить игровые автоматы фискальными аппаратами.

Возражая ему, Сергей Третьяков апеллирует к европейскому опыту, где прозрачность в финансовых вопросах обеспечивается высокой стоимостью лицензии, потеря которой в случае мошенничества означает крах бизнеса.

Пока же, обследовав двадцать одиноко стоящих игровых автоматов, журналист "ВД" лишь на семи из них обнаружила добросовестно приклеенные патенты. Зато по количеству автоматов на единицу площади Киев, пожалуй, скоро вполне сможет соперничать с Лас-Вегасом. 14 тыс. автоматов, официально зарегистрированных в городе на сегодняшний день, — далеко не предел. И в ближайшее время это количество вряд ли уменьшится, даже если будут разработаны и приняты все необходимые законодательные акты и налажена эффективная система контроля. Дело в том, что согнать игровые автоматы с насиженных мест, согласно действующему законодательству, можно будет только через суд, который должен рассматривать каждый отдельный случай, а суды в нашей стране, как известно, — дело долгое.

    Реклама на dsnews.ua