• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Ласточки в законе

Реклама на dsnews.ua

Верховная Рада еще не начала толком работать, но депутаты уже занялись привычным делом — штамповкой нормативных документов. Одни из проектов традиционно пахнут лоббистскими деньгами, другие выглядят как оружие двойного назначения, от третьих за версту разит политическим популизмом. Что происходит в законодательной жизни страны в период безвластья — выясняли журналисты "ВД".

Обыкновенный лоббизм

Пальму первенства в этом виде законотворчества держит Партия регионов. Дончане с первых же дней подтвердили расхожее мнение о себе как о настоящих коммерсантах, для которых законодательная функция Верховной Рады — только одна из возможностей помощи крупному бизнесу. Правда, не всему, а только дружественным ФПГ. Самые откровенные в этом плане два законопроекта, которыми предлагается внести изменения в Таможенный кодекс.

Наиболее выпукло бизнес-интерес проступает в предложении регионала-неофита Григория Смитюха ввести 100%-ную пошлину на экспорт губчатого титана. В итоге единственный производитель — государственный "Запорожский титано-магниевый комбинат" — будет вынужден реализовывать свою продукцию в Украине. Это сыграет на руку некоторым отечественным предприятиям. Например, ООО "Международная компания ANTARES" производила в Киеве слитки из губчатого титана, пока не начались проблемы с поставками из Запорожья (там решили пустить продукцию на экспорт). А значит, киевляне получили проблемы с загрузкой мощностей со всеми вытекающими последствиями. И если законопроект будет принят, то проблемы компании ANTARES рассосутся сами собой. Точнее, благодаря стараниям Г.Смитюха, который и пришел в парламент из кресла главы ANTARES. Кстати, это первый в его жизни законопроект.

В другом случае — группа донецких товарищей во главе с целым Виктором Януковичем (!) предлагает ввести 10%-ную ввозную пошлину на мел, произведенный вне Украины. То есть поставить украинских производителей в более выгодные условия по сравнению с российскими и польскими. В результате может выиграть завод в Новгороде-Северском, производящий порядка двух третей всего технического мела в Украине. Главным инвестором предприятия выступает компания "Евразия трейдинг", связанная с экс-нардепом Игорем Шаровым, который в последние годы был очень близок к Виктору Пинчуку и Владимиру Литвину. Также новшество может быть выгодно одному из крупнейших производителей в Украине — Славянскому мелоизвестковому заводу (Донецкая обл.).

А вот Владимир Бронников предлагает разрешить компаниям, которые эксплуатируют ядерные установки, открывать спецсчета в любых банках, лишь бы они были резидентами Украины. Тогда как сейчас требуется открывать спецсчета только в самых надежных банках по рейтингу НБУ. Значит ли это, что НАЭК "Энергоатом" хочет сменить своих традиционных партнеров — "Аваль" и "Альфа-банк", пока не известно. Но, очевидно, у менеджмента появилось желание размещать деньги где-то поближе.

Замах на рубль, а удар на копейку?
Реклама на dsnews.ua

Среди массы узкоинтересных законопроектов выделяются документы, которые зачастую революционно меняют сложившийся порядок вещей. Однако это только на первый взгляд. На второй — оказывается, что происходит всего лишь борьба за влияние на ту или иную отрасль.

Например, ряд депутатов из разных фракций озаботились тем, что государство толком не владеет информацией о производстве и потреблении энергоресурсов в стране, а также об оплате жилищно-коммунальных услуг. Мол, нужно внедрять Единую систему по мониторингу, которая обобщила бы все данные. Здраво. Однако для обслуживания этой по сути компьютерной информсистемы предлагается создать отдельную Нацкомиссию. То есть новый орган исполнительной власти со специальным статусом и отдельной строкой в бюджете (предварительно не менее 2 млн грн.). Работа этого органа, как впрочем, и других, будет оплачиваться из кармана украинского налогоплательщика.

Николай Томенко, год помыкавшись в Кабмине и штабе БЮТ, вернулся к любимому занятию — регулированию рынка рекламы. Несмотря на прошлогодние ужесточения законодательства, производители водки продолжают рекламировать свои торговые марки на ТВ в любое время суток. Вот Николай Владимирович и придумал, что нужно запретить не только рекламу порочной продукции, но и "iнших об'єктiв права iнтелектуальної власностi", под которыми выпускаются табачные изделия, спиртные и слабоалкогольные напитки. Но самое революционное предложение — запрет на рекламу вышеозначенных продуктов на биг-бордах, что приведет к глобальному переделу денег на рынке рекламы – от наружников до печатных СМИ. Кому не нравится — работайте с депутатами, убеждайте членов профильного комитета (конечно же, после его сформирования) в том, что рынок наружки такого удара не вынесет. Можно поработать и с самим автором законопроекта, чтобы он не настаивал на быстрейшем его прохождении. Главное — сумма аргументов.

Другой бютовец, Андрей Шкиль, похоже, очень впечатленный стрельбой по прокурору Кузовкину из "устройства по отстрелу резиновых пуль", решил ввести новую классификацию для всяческих видов неогнестрельного оружия. Мол, прогресс не стоит на месте, нужно модернизировать законодательство. А под эту марку А.Шкиль предлагает упростить продажу "отстрельных" приспособлений, чему будут бесконечно рады производители оружия всех мастей. При этом депутат, очевидно, забыл поинтересоваться темпами роста числа убийств в США после либерализации рынка оружия для населения.

В свою очередь Людмила Кириченко из ПР сделала свои выводы из прошлогодней инициативы Минздрава перевести на продажу по рецептам большую часть существующих лекарств, чуть ли не вплоть до анальгина. Тогда революция не состоялась из-за смены главы Минздрава. Однако неприятный для "регионалов" осадок остался. Новый министр Юрий Поляченко довершил начатую донецкими "нашеукраинцами" акцию и своим постановлением перевел в разряд ядовитых веществ очень популярное в аптеках Донбасса лекарство трамадол. То есть продажа препарата, который очень любят наркозависимые граждане, с прошлого года может осуществляться только по рецептам. И желание Л.Кириченко разрешить продажу по рецептам только наркотических и психотропных средств, облеченное в закон, может привести к тому, что все остальные лекарства, в том числе и ядовитые, будут в свободной реализации. Как говорится, не опиумом единым должен жить наркоман…

Голый популизм

Впрочем, кроме решения шкурных вопросов, парламентарии думают и о будущем. Точнее, будущих выборах. Только во имя этой цели появились законопроекты Бориса Беспалого ("Наша Украина") и бютовцев Николая Томенко и Андрея Портнова. Конкуренты по "оранжевому" электоральному полю почти одновременно подали законопроекты о лишении нардепов различных льгот. Идея простая — лишить народных избранников таких поблажек, как жилищные льготы, бесплатные путевки на курорт и проезд в городском транспорте и т.п. А то получается, что депутат — самый социально незащищенный в стране человек, настолько обширен перечень льгот для него и десятков его помощников. Интересно будет посмотреть на уровень поддержки этих законопроектов в сессионном зале и кто из депутатов будет против. А также, чей проект ляжет в основу закона, то есть кто — НУ или БЮТ — получит лавры самых больших борцов за справедливость.

Впрочем, судя по первым десяткам законопроектов, переплюнуть коммунистов и "регионалов" на популистской ниве никому не удастся. В борьбе за вымирающего избирателя депутаты Петр Цыбенко и Иван Герасимов срочно вводят новый вид жертв Второй мировой войны — пострадавших от действий ОУН-УПА. Вот тебе и национальное примирение, Виктор Андреевич…

Приблизительно на то же нацелен законопроект "регионала" Владимира Зубанова, которым предлагается закрепить внеблоковый статус Украины и запретить создание в нашей стране баз иностранных войск. Однако формулировки ничего не говорят о пересмотре ранее заключенных договоров. То есть "НАТО — геть!" и "Да здравствует Российский флот в Севастополе!"

Еще одна "региональная" инициатива в исполнении Людмилы Кириченко заключается в создании в Украине национальных автономий. Ничего неконституционного и сепаратистского, речь ведется о кружках, ансамблях, преподавании родного языка в местах компактного проживания, издании газет на родном языке и прочих элементах самоидентификации национальных меньшинств. Впрочем, легко себе представить, как Донбасс заявляет, что он — национальная российская автономия, и ни к чему не обязывающая формулировка еще крепче показывает на раскол Украины по языково-культурному принципу. И этот раскол как-то надо же преодолевать, надо же допустить к власти представителей "региональной" автономии.

Сухой остаток

Сколько Верховная Рада производит законов, реально необходимых для функционирования государства, известно — единицы. Среди первой полусотни законопроектов, зарегистрированных в новой ВР, такими можно назвать предложения Виталия Хомутынника (ПР) о едином социальном налоге и ряда коммунистов о продлении моратория на продажу земли до 2015 г. Впрочем, судьба именно у этих законов будет очень сложной. Единый налог, по версии В.Хомутынника, следует отдать на администрирование Пенсионному фонду, явно пока не готовому к масштабным переменам (о чем "ВД" писала в №23, 2006).

То же и с мораторием. Это очень по-коммунистически — требовать, чтобы земля оставалась во владении государства, то есть владении народном, то есть ничьем, то есть в руках узкого круга чиновников. Однако очень по-капиталистически — добиваться свободной торговли землей (поскольку речь не о запрете, а о моратории), иначе коррупционные скандалы на этом рынке никогда не прекратятся. Впрочем, у разношерстного парламента нет единого мнения на этот счет. Единственное, с чем согласится большинство депутатов, так это с тем, что Украина не готова отменить мораторий уже с 1 января 2007 г., как это должно произойти согласно действующему законодательству. Как бы там ни было, введение в действие этих двух законов реально изменит жизнь Украины. Остальные же продукты творчества народных депутатов являются плодами лоббистских усилий (таковыми являются приблизительно две трети зарегистрированных законопроектов) или попыткой политиков кому-то что-то сказать так, чтобы наверняка услышали. Например, Президент хотя бы прочитает перед тем, как наложить вето. Или можно будет попасть на экраны телевизоров, выступая с трибуны Верховной Рады в день защиты плода своего законотворческого ума.

>>БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ 

ВИКТОР МУСИЯКА: "Обязательно получится так, что глава комитета будет зеркальным отражением министра"

Кулуарная борьба за кресла руководителей парламентских комитетов менее заметна, чем борьба за министерские портфели. Однако страсти там кипят нешуточные, что можно заметить по остервенению, с каким одни депутаты добиваются увеличения количества комитетов, а другие им противостоят, желая, чтобы самые деньгоемкие места не были раздроблены на составляющие. Но так было не всегда. Лидер партии "Вперед, Украина!" Виктор Мусияка, будучи депутатом ВР второго и четвертого созывов, наблюдал, как парламентские комитеты превращались в "хлебосольные" места.

>>Что такого притягательного для депутата в работе в комитете?

— Во-первых, каждый депутат должен числиться в каком-нибудь комитете, за это ему по большому счету платят зарплату. Сейчас у депутатов фактически вся работа сводится к посещению пленарных заседаний и работе в комитетах. С отменой мажоритарной системы выборов фактически исчезло такое понятие, как работа с избирателями. Ну и, конечно же, есть разные по уровню привлекательности комитеты.

>>Какие комитеты самые интересные для лоббистской деятельности?

— Бюджетный, финансово-банковский, правовой, промышленной политики. Конечно же, если их не разделят на части, как сейчас предлагают.

Через правовой комитет идут любые кодексы. Также через него проходят все судьи Украины. Сейчас судейскую составляющую хотят вывести в отдельный комитет, это будет такой… очень "хороший" комитет. То есть в одной половине бывшего правового комитета кто-то будет корпеть над законами, необходимыми всему обществу, а в другой — будут решаться вопросы, необходимые определенным фирмам.

>>Каким образом лоббисты обычно работают с комитетами?

— В нынешней Верховной Раде ситуация изменилась. Все решения о внесении поправок принимаются на заседании комитета. Поэтому лоббисты стараются работать с комитетом, чтобы там были проведены необходимые им нормы в законопроект, который дальше автоматом проходит через Верховную Раду и становится законом. Вот почему важно второе чтение закона в парламенте. Его нивелирование с одновременным ростом влиятельности комитетов началось в третьем созыве. Вы понимаете, что нужное решение легче принять там, где 10-20 человек, чем там, где 450 депутатов.

В Таможенный кодекс буквально через полгода после его принятия предлагались изменения тысяч позиций. Каждая позиция изменялась на сотые доли процентов, и я не исключаю, что за это давались огромные взятки. За кулисами идет вечная никому не видная торговля. Ведь в парламенте представлены несколько групп с разными экономическими интересами. Одним выгодно изменить одни позиции, другим — другие. И бывает, что достаточно перемигнуться, чтобы они поддержали друг друга в протаскивании своих поправок. С полуслова все понимают.

>>После конституционной реформы министерства и парламентские комитеты будут уравновешены по уровню влиятельности?

— Обязательно получится так, что глава комитета станет зеркальным отражением министра. Та или иная сфера обязательно окажется под контролем законодательного органа через комитет, который будет подавать сигналы о деятельности исполнительной власти. Не исключено, что через комитеты будут пытаться давить на отдельных министров, и это может послужить поводом к развалу коалиции. Но по-другому нельзя. У нас каждый раз, когда нужно добиться меркантильной цели, действуют так, будто Конституции нет. А когда нужно кого-нибудь подсечь — сразу обращаются к закону.

>>Как Вы полагаете, новоизбранные депутаты обладают необходимыми качествами для изменения ситуации в парламенте?

— Не знаю. По большому счету, между теми, кто недавно кричал о бандитах и тюрьмах и их оппонентами, нет никакой разницы. Всех их когда-то привел в политику один человек. Они увидели, что в парламенте, в частности и во власти, — интересно, вот и обжили ее. И больших противоречий между ними нет. Когда они приходят в парламент, то народа для них не существует, "мы в парламенте, а вы там, это вообще не ваши дела".

Беседу вел Юрий Николов

    Реклама на dsnews.ua