• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Итервью с Вячеславом Юткиным

Реклама на dsnews.ua

Иностранные инвесторы, которым новая власть еще в начале года обещала содействие во всех начинаниях, не спешат вкладывать свои капиталы в Украину. Более того, все чаще звучат разговоры об отзыве ранее заведенных средств. Особенно активно подобные планы нынче обсуждаются русскими инвесторами. И это притом что еще пару месяцев назад многие эксперты предрекали русским реванш. Увы, эти ожидания пока не оправдываются. Более того, собственность северных соседей в Украине сейчас находится на особом счету. О стиле работы новой власти с российскими инвесторами в интервью "ВД" рассказал Вячеслав Юткин, президент банка "НРБ-Украина".

-

 Что вы думаете о новой власти?

— В одном из первых интервью после победы оранжевой революции я говорил, что иностранным инвестициям будет лучше от прихода новой власти. По прошествии же первых четырех месяцев правления нового Кабмина я могу сказать, что бизнесу стало хуже. А русскому бизнесу стало еще хуже, чем всему остальному.

- И в чем же это выражается?

— В первую очередь, в шквале проверок. Все они пытаются найти хоть какую-то зацепку, хоть на каком-то объекте инвестирования, чтобы доказать, что приватизация того или иного предприятия была незаконной.

- Поподробнее, пожалуйста. Приватизация каких объектов, которыми нынче владеет группа "НРБ", вызывает "любопытство" со стороны проверяющих органов?

Реклама на dsnews.ua

— Недавно меня спрашивали: "Боитесь ли вы за пансионат "Море" (был приобретен группой "НРБ" за 8 млн грн., с инвестиционным обязательством на сумму еще 8 млн грн. в 2000 г. Помимо этих денег, в строительство пансионата на месте старого санатория группой "НРБ" было вложено еще $53,8 млн — прим. "ВД"). Я говорил, что нет, потому что это был 2000 г. Верховный Совет и Совет Министров Крыма выставили на конкурс первый объект. ("НРБ" тогда купил 65% акций пансионата "Море". В дальнейшем были куплены акции трудового коллектива. После осуществления нескольких допэмиссий "НРБ" сегодня принадлежит почти 100% акций пансионата — прим. "ВД".) В то время в Крыму не было ни одной серьезной инвестиции. Сегодня же в пансионат "Море" приходят проверяющие и говорят: "Тут у вас на территории пансионата имеется парк, и надо еще разобраться с его статусом, на каком основании он был приватизирован"… И это притом что этот парк не имеет ни статуса республиканского, ни, уж тем более, не является заповедником! Сейчас в ходе проверок предпринимается попытка добиться отмены не только того, что было приватизировано в 2004 г., а даже в 2000 г. Это настораживает. Причем аналогичные действия мы наблюдаем не только в отношении пансионата "Море", но и недавно построенного в Алуште аквапарка "Миндальная роща". Мы уже не успеваем заводить журналы для проверок! Прокуратура постоянно требует от нас предоставлять какие-то документы, а когда мы спрашиваем для чего, нам бесцеремонно отвечают: "неужели вам не понятно?! А ну быстро предоставили все необходимые документы, если не хотите с нами отношения вконец испортить…". По моему мнению, нынешняя власть взяла все самое худшее, что характеризовало власть предыдущую. Вместе с тем, позитивные черты своих предшественников нынешний Кабмин не пытается прививать "старым-новым" чиновникам. От этого, честно говоря, становится как-то не по себе.

- Как вы собираетесь защищаться?

— Мы уже свернули ряд проектов. В частности, речь идет о возведении двух коттеджных городков в Алуште. Та же участь постигла и благотворительный проект развития Национального парка на базе алуштинского заповедника, в который мы планировали вложить около $1 млн. Мы хотим дождаться, когда закончится этот шквал проверок! На сегодняшний день мы можем говорить об ухудшении условий для ведения бизнеса. Ужесточилось налоговое законодательство. Пересмотр ряда нормативов привел к уменьшению рентабельности наших проектов в среднем на 15-20%. Доходит до абсурда — ввели НДС на инвестирование оборудования в уставный фонд.

- Будут ли российские инвесторы покидать Украину?

— Думаю, что будут. Например, с нами по соседству в Алуште работает "Итера". Представители этой компании несколько дней назад сообщили, что они заканчивают свою работу в Крыму, в связи с чем продают свою гостиницу в Алуште в Профессорском уголке. Поскольку не могут вкладывать средства в обстановке, когда практически все проекты находятся под прицелом у власти.

- Группа "НРБ" рассматривала вариант увода капитала из нашей страны?

— Пансионаты, которые строятся в течение пяти лет и в которые вкладываются $100 млн, за один день не продаются. Поэтому пока мы просто приостановили свои проекты. Но серьезно подумываем о целесообразности продолжения своих инвестиций в Украине, да и бизнеса в целом. Вместе с тем, все же надеемся, что крымское руководство разберется в ситуации и даст возможность нормально работать. Для начала, проведет обещанный инвестиционный форум, на котором мы сможем обсудить проблемы, появившиеся у нас в последнее время…

- Вы уже встречались с новым крымским премьером?

— Пока нет. Второй нюанс — мы серьезно подумываем о подаче исков, в том числе и в международные суды. В 2000 г. мы подписали договор об инвестировании в рамках проекта "Пансионат "Море" на основании Указа Президента о территориях приоритетного развития. И вложили инвестиции, как раз исходя из этого указа и закона, который за ним последовал. А 31 марта этого года без объяснения причин закон был отменен. Этим перечеркнуты все наши инвестиционные планы (с точки зрения рентабельности проектов). Разговоры о том, что свободные экономические зоны либо территории приоритетного развития являются ни чем иным, как "черными дырами" в украинской экономике, возможно, не лишены смысла. Но никто не выясняет, как работала каждая отдельно взятая зона и что она дала для экономики области. Все просто перечеркивается.

- Как вы оцениваете собственные шансы выиграть подобные судебные процессы?

— Не знаю, велики ли шансы. Но молчать мы тоже не будем. Пусть юристы оценивают, насколько целесообразно опротестовывать подобные решения. Однако после наших исков в мире узнают, что ситуация с инвестиционным климатом в Украине вовсе не так уж и безоблачна.

- Не секрет, что от русских олигархов новая власть ждет уступок в обмен на гарантии неприкосновенности их собственности в Украине. Сегодня это действенный механизм выстраивания взаимоотношений?

— Да, это эффективный механизм, но не цивилизованный. Все равно, что работать по принципу "разделяй и властвуй". Сейчас говорят, что в "черном" реприватизационном списке числится 29 или 30 предприятий. Но я думаю, что их значительно больше — тысячи. Могу привести один пример. Мы недавно приобрели 50% акций гостиницы "Украина" в Киеве. И практически сразу пошли разговоры о том, что это стратегический объект, и нужно еще подумать, а не оставить ли его в государственной собственности. Заметьте, это не нефть, не газ, не руда! Несмотря на то что мы не купили весь объект (гостиницу "Украина" — прим. "ВД"), а создали с Фондом госимущества совместное предприятие (в котором ФГИ владеет 50% акций — прим. "ВД"), мы получили письмо из Генпрокуратуры, которая подает на нас в суд с целью отобрать имеющиеся у нас 50% акций! И это притом что у нас есть письмо за подписью г-жи Семенюк (руководитель Фонда госимущества — прим. "ВД"), в котором говорится, что приватизация "Украины" проведена законно. Теперь нам придется защищаться в суде. Хотя понятно, что в Украине инвестор имеет намного меньше влияния на суды, нежели власть.

- Ваши земляки считают так же?

— Такой настрой не только у меня, а и у моих российских коллег. Многие даже приостановили покупку квартир в Украине, опасаясь, что и их попытаются отобрать.

- У группы "НРБ" всегда были интересы в сфере авиационного строения. Вы будете участвовать в создании российско-украинской авиастроительной корпорации?

— Мы выступили одним из инициаторов объединения украинского и российского авиапрома. По нашему убеждению, ни российский, ни украинский авиапром отдельно существовать не могут. Поскольку будет стоять вопрос о покупке "Боингов", "Дугласов", а не о создании отечественной авиационной техники. Помните, сколько было разговоров о том, что западные страны будут покупать Ан-70 и Ан-140, и что? Ничего, пшик. Проект (создания российско-украинской авиастроительной корпорации — прим. "ВД") предусматривает объединение мощностей Харьковского авиационного завода, АНТК им. Антонова, Воронежского и других заводов по производству самолетов. Мы владеем большим пакетом акций "Илюшин Финанс" — компании, которая занимается лизингом самолетов. Уже подписан контракт на покупку 40 самолетов Ан-140. (Одним из собственников "Илюшин Финанс" является КБ "Илюшин" — прим. "ВД".) Кроме того, мы владеем 30% акций "Аэрофлота". Естественно, что в наши планы входит объединение усилий и перевозчиков…

- "НРБ" предложил правительству создать СП "Аэрофлота" и "Аеросвiта", что предполагает выкуп госпакета в последнем. Вы уже получили ответ из Кабмина?

— Пока нет. Мы действительно являемся авторами идеи об объединении "Аеросвiта" с "Аэро-флотом". И вроде бы "Аэросвiт" даже соглашался на наши условия, но сейчас мы приостановили реализацию этих планов, поскольку не знаем, что будет с этой компанией. Она, так же как и мы, находится в стадии проверки всевозможными инстанциями.

- В проекте создания российско-украинской авиастроительной корпорации украинский авиапром, в частности, АНТК им. Антонова, Киевский завод "Авиант", Харьковский авиазавод, оценен в $400 млн. Вы считаете такую оценку объективной?

— Нет, полагаю, что сумма занижена, как минимум, в два раза.

- Как нынешняя "охота на ведьм", начатая новой властью на приватизационном поле, отражается на банковской системе?

— На банках это отражается лишь косвенно, только с точки зрения притока инвестиций — банки чувствуют уменьшение оборота средств. Но для выхода новых банков на рынок, думаю, новые преграды не возникнут. Я знаю о двух-трех российских банках, планирующих начать работу в Украине, причем регистрация одного из них уже заканчивается.

- Собираются ли банки пересматривать стратегию работы на украинском финансовом рынке ввиду покупок системных банков иностранцами, которые ожидаются до конца этого года?

— Начинается эпоха реструктуризации банковского бизнеса. Уже сегодня, в преддверии крупных сделок по покупке больших банков, началось невиданное движение на финансовом рынке, когда появилось около двух десятков предложений о продаже небольших банков. Собственники небольших банков исходят из простой логики: лучше сегодня продать свое детище подороже, чем несколько позже вообще его не продать. Я думаю, что после всех слияний и продаж на рынке останется около двух десятков крупных банков и около 50 крепких середнячков.

- Как скоро это может произойти?

— Думаю, что к этому мы придем через пять-семь лет. Почему сегодня так бурно развивается ипотека? Банкам это выгодно, поскольку сейчас там закладывается ставка в 12-13% годовых без права досрочного погашения на 10-15 лет. По прошествии этих лет (с приходом в Украину именитых европейских банков) ставка упадет до 4-5% годовых, и они смогут получать серьезные прибыли, работая по старым договорам. Сформированные ранее кредитные портфели смогут служить своего рода стратегическим резервом. Мы тоже собираемся двигаться в этом направлении, и уже почти приняли решение о создании национальной резервной ипотечной компании, благодаря которой мы собираемся стать серьезным игроком на рынке. Это будет выделенная структура с минимальным уставным фондом в EUR5 млн, и с объединением всех ресурсов вокруг нее. Ей дадут столько средств, сколько она сможет поглотить.

- У вас нет планов купить под такой проект небольшие банки, развив тем самым сеть отделений?

— Пока покупать малые банки мы не собираемся. Ну зачем покупать никудышный банк? У него "дыра" в $10 млн, а его собственник хочет получить за него еще $15 млн.

- В какие проекты собираетесь вкладывать средства в случае нормализации ситуации в Украине?

— Мы купили в Алуште два интересных объекта, которые собирались развивать до нынешней кампании проверок. Хотели возвести два коттеджных городка — на 102 и 36 коттеджей. Также есть проект по восстановлению и реконструкции в Ялте драмтеатра им. Чехова. Разумеется, хотелось бы закончить покупку гостиницы "Украина" и сделать на ее базе пятизвездочный отель. Также собирались построить загородный спорт-клуб-отель под Киевом. Уже есть готовый проект, под который уже купили 4 га территории — это старый санаторий в Пуще-Водице. С учетом гостиницы "Украина", вложения в Киеве и области могут составить около $200 млн. Одновременно 15 июня открываем в западном регионе первый корпус пансионата "Галичина", открытие второго и третьего мы приостанавливаем до улучшения инвестиционного климата.

- Будете продолжать строить доходные дома и недвижимость на продажу?

— От идеи возведения доходных домов мы не отказываемся. Хотим найти площадку и построить в столице недвижимость эконом-класса для малоимущих, где аренда квартиры укладывалась бы в $100. Одновременно, была задумка построить дом и для среднего класса и полностью реализовать эти квартиры через наши ипотечные программы. Но на уникальных для Украины условиях, где ставка не была бы выше 10% годовых, а срок ипотеки 20-25 лет с первичным взносом в 5%. Естественно, такое возможно только при участии российских ресурсов от материнской структуры. Смысл — закладывание перспективы на будущее и занятие ниши на рынке. На первом этапе на подобные проекты может быть выделено порядка $50 млн. Для этого мы, вероятно, продадим даже пакет облигаций РАО "ЕЭС". Кроме всего прочего, мы работаем с турадминистрацией по созданию сети гостиниц по всей Украине. Возможно, мини-отели (30-40 номеров) будут строиться не во всех 25 областях страны, а хотя бы в 10-12, где есть российские денежные потоки. Мы также предлагали построить гостиницу в Симферополе, у нас под этот проект есть $5 млн, но нам так и не выделили участок в городе. Инвестор должен за это заплатить кому надо, а не выходить через Совет Министров Крыма. Иначе эту проблему не решить. Понимая это, мы решили не дожидаться выделения земли, а дать кредит на постройку отеля в столице Крыма одному из местных предпринимателей.

Беседу вела Оксана Митницкая

    Реклама на dsnews.ua