• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Респектабельная Азия

Реклама на dsnews.ua

Специальный административный район Гонконг Китайской Народной Республики настолько пришелся по душе украинским бизнесменам, что в прошлом году стал вторым после Белиза по количеству зарегистрированных украинцами офшорных компаний. И это неудивительно. Ведь гонконгская налоговая система соблазняет отечественных оптимизаторов сразу тремя ключевыми преимуществами. Во-первых, Гонконга нет в "позорном" офшорном списке, утвержденном Кабмином. В результате не применяются украинские антиофшорные меры в виде увеличения налога на прибыль и финансового мониторинга операций. Во-вторых, Гонконг настолько крупный торговый и финансовый центр, что однозначно заподозрить операцию с Гонконгом как офшорную весьма сложно. Кроме того, большая часть азиатского экспорта проходит именно через Гонконг, поэтому если товар происходит не из Европы, то и вопросов у налоговиков не возникнет. И наконец, третье преимущество — отсутствие налогов для офшорных операций. В результате получаем оптимальную юрисдикцию для оптимизации импортных схем с Азией и Австралией.

Резиденция Сянган

Согласно индексу экономической свободы Гонконг (также известен как Сянган) занял первое место в мире по либеральности экономики. Впрочем, вероятно, экономического чуда и не было бы, если бы 100 лет назад эту территорию не арендовала у Китая Великобритания. Но вот срок прошел, и 30 июня 1997 г. Ее Величество Королева Великобритании передала бразды правления разогретой экономики в руки "красного" Китая с противоположной экономической моделью. Казалось бы, это погубит Сянган. Но сработала восточная мудрость. И Гонконг на 50 лет получил статус особого административного района. В результате до 2047 года, пребывая в составе Китая, Сянган практически полностью оставляет за собой правовую систему общего права, собственную налоговую систему, таможенную зону и право самостоятельно заключать международные соглашения.

Налоговое бремя здесь — одно из самых минимальных в мире. Гонконг не только считается низконалоговой юрисдикцией (оншором), там и самих налогов меньше, чем в классических офшорах, да и ставки ниже. При всем этом присутствует отличительная черта классического офшора — территориальный принцип налогообложения. Это значит, что офшорных компаний здесь нет как вида. Просто налогом облагается лишь доход, происходящий из источников на территории Гонконга. А резидентность определяется не местонахождением органов управления или офиса, а местом подписания и исполнения контрактов. Именно поэтому, чтобы определить источники дохода, гонконгская налоговая администрация выясняет, где проводились переговоры о заключенном контракте. Если переговоры велись непосредственно в Гонконге, считается, что доход, полученный от сделки, происходит из Гонконга. На практике это, безусловно, доказать сложно. Но дабы не соблазнять налоговиков на штрафы, обычно используется такая схема: учреждается компания в классическом офшоре, а затем перерегистрируется в Гонконге. При этом директора как орган управления остаются в офшоре, там же они и подписывают договоры. Кроме того, компании проходят аудит, в ходе которого определяются источники дохода.

Доходы из Гонконга

Если же доход компании признается происходящим из Гонконга, то он будет облагаться налогом на прибыль (profit tax) по ставке в 17,5% (спустя два года — 16%). Как видно, налог весьма умеренный. Это не 30% и 35%, как, например, в Панаме и Белизе. К тому же, тут крайне узкая база налогообложения, например, полученные дивиденды в доход не включаются, благодаря чему интересно использовать холдинговые схемы при наличии налоговых конвенций. И как уже говорилось, в Гонконге отсутствуют многие стандартные налоги. К примеру, тут совсем нет НДС или налога с оборота, налога у источника, налога на прирост капитала, транзакционных налогов или сборов на социальное страхование. К тому же в Гонконге практически отсутствуют импортные и экспортные таможенные пошлины. А это значит, что через Гонконг можно реально возить товары с переупаковкой и изменением цены в инвойсах.

Но самое главное — тут отсутствуют налоги на дивиденды, налог на распределение дивидендов и налог на проценты по банковским вкладам, а также на любые выплаты при ликвидации компании. Учитывая полное отсутствие валютного контроля, обналичить дивиденды можно прямо на месте или же перевести в респектабельный банк. Роялти и профессиональные гонорары, выплачиваемые нерезидентам, облагаются налогом по несущественной ставке в размере 10% от обычной ставки, т.е. 1,75% (спустя два года — 1,6%). Кроме того, имеется ряд пониженных ставок для некоторых видов деятельности, например, страхования и перестрахования, а также 1% для консигнационных операций. То есть когда резидент осуществляет торговые операции от имени нерезидента.

Реклама на dsnews.ua

А вот с физических лиц взимается налог с зарплаты (salary tax) по стандартной 16%-ной ставке или по прогрессивной шкале. Таким образом налогом облагаются как обычная зарплата, так и прибыль от предпринимательской деятельности и профессиональные гонорары. И наконец, имеется еще два налога — государственная пошлина (от $100 до 3,75%) и налог на недвижимость (16%). Как видно, налоговое бремя тут минимально и вести даже обычный неофшорный бизнес очень выгодно.

Секреты инкорпорации

Гонконг имплементировал английское корпоративное право, поэтому тут можно создавать партнерство с ограниченной и неограниченной ответственностью, индивидуальные предприятия, компании с ограниченной ответственностью гарантией (limited by guaranty — аналог ОДО) и акциями (limited by shares). Последние можно создавать в виде публичных (аналог АО) и частных компаний (аналог ООО). Последние могут создавать от двух до 50-ти учредителей. Минимальный уставной капиталопределяется символической суммой в два гонконгских доллара. Общая сумма расходов на учреждение и регистрацию компании в Гонконге может составить от $1500 до $2500 в зависимости от объема услуг, оказываемых при этом секретарской компанией. Аудиторское обслуживание оплачивается отдельно.

Любая компания должна иметь в Гонконге офис (обычно арендуют юрадрес у секретарской компании) и хранить в нем реестр акционеров. Тем не менее, общие собрания могут проводиться в любой точке мира. Компания обязана иметь как минимум двух директоров и одного секретаря, которыми могут быть как физические, так и юридические лица (корпорации). При этом директора несут неограниченную ответственность перед компанией за свои действия. А вот секретарем может быть только резидент Гонконга.

Зарегистрировать свой филиал в Гонконге может также иностранная компания, например, из классического офшора. Для этого необходимо представить: копии заявки на регистрацию и устава; список директоров и секретаря; список резидентов Гонконга, уполномоченных на связь с местными властями; юридический адрес, копию свидетельства о регистрации, выданного при создании компании и в отдельных случаях, — заверенные копии последних отчетов (балансового, аудиторского). Заодно Гонконг обладает классическим институтом траста. По гонконгскому законодательству трасту не обязательно представлять какую-либо отчетность по результатам своей деятельности, в том числе и аудиторскую. Это обстоятельство делает гонконгский траст привлекательным для многих потенциальных бенефициарных собственников.

Китайские промтовары

Транснациональные корпорации разыгрывают с Гонконгом классическую схему трансфертных цен. Ее суть — в искусственном регулировании цены перепродажи товара между аффилированными компаниями импортера. Компания, зарегистрированная в Гонконге, закупает по минимальной цене товары со своих заводов либо фабрик — торговых партнеров в азиатской или тихоокеанской стране с дешевым производством. Сейчас чаще всего Гонконг идет в связке с обычной таможенной территорией Китая. Благодаря отсутствию таможенных сборов проводится безналоговое растаможивание в режиме импорта. Далее товар затаможивается в режим экспорта, но в инвойсе цена указанного товара уже регулируется в определенную сторону, что зависит от цели. Это может быть как занижение стоимости (если таможенная пошлина в стране назначения берется в процентном соотношении от цены, указанной в инвойсе), так и завышение до предела рыночной цены на внутреннем рынке страны-назначения. В таком случае гонконгская компания перепродает товар по рыночной цене аффилированной компании в Украину, где он будет реализовываться конечным потребителям. При этом у компаний страны реализации товара налогооблагаемой прибыли не возникает. Сэкономленные средства оседают на счетах компании, доход и дивиденды которой не облагаются налогом.

Гонконг также активно используется в операциях с ценными бумагами, поскольку под налогообложение тут попадают лишь бумаги, купленные на местном фондовом рынке. Как и другие прибрежные юрисдикции, Гонконг популярен минимальными налогами для торгового судоплавания. Резиденцией заключена широкая сеть соглашений о морских и воздушных перевозках, частично регулирующих и налоговые вопросы в международной перевозке. Что же касается полноценных налоговых соглашений, они заключены лишь с Бельгией, Китаем и Таиландом. Эти соглашения нельзя назвать очень выгодными. К примеру, соглашения с Бельгией незначительно уменьшают различные бельгийские налоги у дохода. Тем не менее, в Гонконг весьма выгодно перечислять дивиденды из юрисдикций без налога у источника на дивиденды, к примеру, с Кипра.

МНЕНИЕ.

ВЛАДИМИР ТРОК. Руководитель департамента офшорных продуктов ЮК "Законы Бизнеса"

— Гонконг действительно уникальная юрисдикция, не имеющая аналогов в мире. Тут сочетается классическое офшорное налогообложение с наиболее либеральной в мире реальной экономикой. Причем владеть гонконгской компанией выгодно для любых целей. Для внутренних операций Гонконг интересен отсутствием НДС, таможенных пошлин, налога на дивиденды и социальных взносов, а также небольшим налогом на прибыль. Подобных налоговых преимуществ нет ни в одном офшоре.

К тому же здесь имеется мощнейшая в Азии финансовая, офисная и транспортная инфраструктура и, конечно же, достаточно дешевая рабочая сила. А войдя в состав Китая, Гонконг стал новым проводником на этот огромный растущий рынок. Что же касается международных операций, то Гонконг со своим территориальным принципом налогообложения, по сути, выступает как офшор. При этом ввиду громадного товарооборота в списках Кабмина он не числится, да и в других странах не могут четко определить аффилированность гонконгской компании и заподозрить в оптимизациях. Тем более что здесь отсутствует антитрансфертное законодательство. И хотя конфиденциальность бенефициаров не настолько высока, как в том же Белизе, признать фиктивной сделку с Гонконгом весьма сложно.

МНЕНИЕ.

АНДРЕЙ СКНАРЬ.

— Гонконг имеет ряд отличительных особенностей. Особый мониторинг для банковских транзакций из этой страны — традиция не только для Украины, но и для большинства европейских стран. Использование Гонконга чаще касается финансового посредничества, сырьевых операций, сферы транспорта и сопровождения внешних сделок с Китаем. Наиболее привлекательным внутренним рынком для Гонконга еще несколько лет останется офисная недвижимость. Стоимость метра офисного пространства в наиболее респектабельных башнях островов колеблется вокруг $10-12 тыс. за кв. м. Подтверждающим фактом наличия действующего бизнеса на месте будет договор аренды или право собственности на офисное помещение, которое можно сдавать, чтобы попытаться возместить лет через 20 инвестицию (при том же уровне рыночных цен). И это будет той частью бизнеса, которая подлежит налогообложению в полном объеме. Бизнес, который ведется за пределами страны, также указывается в предоставляемой отчетности, но на него распространяется льгота — нулевая ставка налога. Для получения такого освобождения от налога необходимо предоставление доказательной базы проведения операций за территорией Гонконга. Желательно также, чтобы сфера бизнес-приложений не касалась непосредственной торговли с Китаем.

    Реклама на dsnews.ua