• USD 39.7
  • EUR 42.8
  • GBP 49.8
Спецпроекты

ПЕСОЧНЫЕ БЕРЕГА

Реклама на dsnews.ua

В Южной Африке популярен анекдот: что является главной экспортной статьей Лесото? Ответ таков — песок, причем экспортируется он совершенно бесплатно. Украина песок не экспортирует, она его отдает. Бесплатно. Причем если бесплатный экспорт песка из Лесото в ЮАР объясняется его вымыванием из-за быстрого течения реки Оранжевой, то Украина стала похожа на бедное африканское государство, отстранив себя от контроля над тем, что происходит с руслом Днепра.

О том, что государство теряет из-за бесконтрольной добычи песка миллионы гривен, говорит следующая занимательная статистика. Основной добытчик песка в Киеве и области, ОАО "Киевский речной порт", добыл в прошлом году 1800 тыс. т песка, примерно на 54 млн грн. Это в четыре раза меньше, чем стоимость песка (за который, кстати, никто не платил), намытого за последние несколько лет на одной только территории Конча-Заспы. Стоит заметить, что застройщики курортного поселка — далеко не единственные, кто не платит за добытый песок. А значит, объемы несанкционированной добычи на порядок превышают данные официальной статистики.

Разрешение вместо лицензии

Формально, конечно, придраться не к чему. "Деятельность, связанная с добычей песка и последующей его продажей, подлежит обязательному лицензированию", — заявляет Антон Дзедзинский, начальник геологического управления Государственной геологической службы Минприроды.

Лицензии на добычу полезных ископаемых, в том числе и песка, сегодня продаются на аукционах. Правда, устраиваются они довольно редко — так, с начала текущего года было проведено только два аукциона. Да и на саму покупку лицензии и получение землеотвода под карьер нужно затратить много времени, сил и нервов. "Получить лицензию на добычу песка — дело довольно трудное, — говорит Валерий Головаш, исполнительный директор ОАО "Завод железобетонных конструкций им. С. Ковальской". — Чтобы оформить все необходимые разрешения в родной стране, нужно собрать массу бумаг и потратить уйму времени".

Однако песок, в отличие от остальных полезных ископаемых, можно добывать не только на суше, но и в воде. В реках, кстати, делать это гораздо проще: карьеров рыть не нужно, подгоняй себе земснаряд и черпай сколько хочешь — благо, в русле Днепра припасены тонны речного песка, который можно использовать как в строительных целях, так и для намыва заболоченных территорий. В случае с Киевом, где строительная лихорадка в самом разгаре, песок активно используется и для намыва, и для строительства.

Со строителями, впрочем, проще. Сегодня практически все строительные компании Киева закупают песок в компании "Киевский речной порт" — прямо или косвенно, через фирмы, занимающиеся перепродажей песка. "Если получается, что в котловане, который требуется вырыть для строительства дома, находится хороший чистый песок, безо всяких примесей, мы используем его для дальнейшего строительства, — рассказывает Алексей Маркусь, заместитель генерального директора строительной компании "Градострой". — Вообще же строительные компании закупают песок в "Киевречпорте".

Реклама на dsnews.ua

Сложнее обстоит дело с гидронамывщиками земли. Для намыва территории песка требуется много, а тратить на его покупку большие деньги никто не хочет. Да и зачем, если песок можно раздобыть из русла Днепра совершенно бесплатно. При изучении украинского законодательства создается такое впечатление, что государство само виновато в растранжиривании своих природных богатств — ведь для того, чтобы вести работы по расчистке или углублению русла Днепра, предусматривающие дальнейший гидронамыв территорий, лицензия не нужна — достаточно получить разрешение от структуры Государственного комитета водного хозяйства, Днепровского бассейного управления.

"Черпание песка из Днепра в этом случае — использование природных ископаемых, — уверен Алексей Василюк, глава Молодежного отделения Национального экологического центра Украины. — Однако за песок гидронамывщики не платят, поскольку речь идет не о добыче, а о расчистке русла. Песок, добытый из Днепра в результате таких технических работ, девать вроде бы некуда, поэтому его либо временно где-то складируют, либо напрямую перегоняют по трубам прямо на намываемый участок. По нашим подсчетам, на сегодняшний день в Конча-Заспе намыто песка на сумму более чем 2 млрд грн.".

"В случае с гидронамывщиками, имеющими разрешение на расчистку русла либо углубление дна Днепра, песок выступает полезным ископаемым, а значит, у компании должен быть землеотвод на подводный карьер и разрешение на добычу полезных ископаемых", — подтверждает Алексей Коляденко, заместитель начальника Государственной инспекции по контролю за использованием земель в г. Киеве.

Но ни землеотводов, ни лицензий у гидронамывщиков сегодня никто не требует. Более того, выдавая разрешение на расчистку русла или углубление дна, Днепровское бассейное управление нигде не оговаривает вопрос о том, куда в дальнейшем пойдет добытый со дна песок.

"Понятно, что никто не будет заниматься благотворительностью, — говорит Дмитрий Войса, специалист отдела водных ресурсов Днепровского бассейного управления. — То есть, если кто-то собирается заниматься расчисткой русла, значит, он потом будет использовать песок в каких-то своих целях. В выдаваемых нами разрешениях этот вопрос не оговаривается, однако нельзя сказать, что управление не следит, куда компании потом девают песок. Когда мы проверяем работу гидронамывщиков на соответствие поданным ранее проектам, мы поднимаем документацию на земснаряды, смотрим, какую территорию они намыли, где, какой высоты. То есть полностью на самотек никто этот вопрос не пускает. Хотя сегодня все стараются работать по проектам, потому что в случае чего аннулировать разрешение сейчас довольно просто. Однако намываемые площади бывают очень велики — к примеру, проверить работу земснарядов коттеджного городка или садового товарищества с высокой точностью просто физически невозможно".

Технический контроль

Похоже, совмещать в одном органе разрешительные и контролирующие функции стало уже болезнью украинской бюрократии. Одной из функций Днепровского бассейного управления является контроль над выданными разрешениями на расчистку русла и углубления дна. Правда, контроль этот чисто технический — специалисты выезжают лишь в случае плановых или внеплановых проверок, если в Днепре стоят какие-то земснаряды, чтобы посмотреть, в пределах ли отведенной территории они работают. Кроме того, техническую сторону работы "сухопутных" добытчиков песка в Украине контролируют еще два государственных органа.

"Если поступает звонок, что где-то ведется добыча с отступлениями от норм, правил и законов, на место выезжает с проверкой комиссия геологического контроля Государственной геослужбы, — рассказывает Антон Дзедзинский. — Кроме того, есть свой горный надзор в составе МЧС, который тоже осуществляет периодические проверки по всем действующим рудникам и имеет право закрыть предприятие, если обнаружатся отступления от норм, правил техники безопасности, невыполнение проектных решений и другие подобные нарушения. Что же касается денежных вопросов, правильного учета объема добытого сырья, уплаты налогов, то это уже не наша компетенция. Этим должны заниматься налоговая инспекция и органы прокуратуры".

Таким образом, о судьбе песка, добытого в результате расчистки русла или углубления дна, никто в государстве не заботится. Хочешь — намывай им заболоченные территории, хочешь — складируй где-нибудь и продавай на "черном рынке". Официально 1 т речного песка стоит сегодня около 30 грн. На первый взгляд, не так и много, однако при определенных объемах можно сколотить неплохой капитал. Нарастить же объемы можно всегда, ведь "расчищать и углублять" русло Днепра можно до бесконечности. Собственно, сегодня никто не решает, нужна ли на определенном участке реки эта расчистка. Разрешения выдаются по факту подачи компанией заявления и пакета необходимых документов, прописанных в Порядке выдачи разрешений на проведение работ на землях водного фонда, утвержденном Постановлением Кабмина №557 от 12 июля 2005 г. взамен старого Порядка от 1996 г. Кстати, из новоиспеченного Порядка волшебным образом исчез пункт о том, что при проведении работ по углублению дна необходимо гарантировать сохранность прибрежных отмелей, которые обеспечивают стойкость береговых укреплений и защищают прибрежные склоны от разрушительного действия течения и волн.

И еще одно. "Работы по расчистке русла Днепра" — звучит очень солидно. Может показаться, будто те, кто добывает таким образом песок, действительно занимаются полезным для общества делом, ведь водные источники надо периодически чистить. Да и углублять дно тоже необходимо — а вдруг украинские судна начнут садиться на мель и обдирать днища намытым течением песком?

Однако дело в том, что всеми этими техническими работами уже занимаются государственные органы, в частности, Государственный комитет водного хозяйства. А в Порядке выдачи разрешений на проведение работ на землях водного фонда так прямо и указано: действие Порядка не распространяется на случаи проведения работ, связанных с природоохранной и противопаводковой деятельностью, безопасностью судоходства на внутренних водных путях Украины, строительством и реконструкцией водных объектов в лесах для противопожарных целей. Так что необходимость выдачи частным лицам разрешений на проведение технических работ в русле Днепра вообще остается под вопросом. Не стоит, конечно, забывать, что многие микрорайоны Киева построены на намытых территориях, однако, учитывая сегодняшний размах коттеджного строительства и объемы намываемого песка, похоже, в этом деле государство перехитрило само себя.

    Реклама на dsnews.ua