• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Чайное место

Реклама на dsnews.ua
В настоящее время в Украине работает около 80 предприятий с китайским капиталом, а товарооборот между странами по итогам 8 месяцев 2009 года составил

В настоящее время в Украине работает около 80 предприятий с китайским капиталом, а товарооборот между странами по итогам 8 месяцев 2009 года составил $2,6 млрд. "ВД" выясняла, как живется и работается китайско-украинскому бизнесу.

Валентин Ульянов проработал в должности зампредправления НАК "Нафтогаз України" всего год с небольшим. Придя в украинскую госкомпанию в 2006-м, на следующий год он... "сбежал" в китайскую корпорацию HongHua.

Все побежали
Причина "побега" оказалась проста. Китайская корпорация (HongHua является одним из мировых лидеров по производству буровых установок) предоставила Ульянову возможность развивать собственный отраслевой проект. Результатом переговоров стало создание СП "HongHua Украина", которое и возглавил предприимчивый экс-чиновник. "В России мы работаем в условиях крайнего Севера, также поставляем свое оборудование в США, в страны Ближнего Востока", — перечисляет географию поставок оборудования Ульянов.

Несмотря на то что реализованных проектов у "HongHua Украина" в нашей стране пока нет, ее гендиректор уверен: компания сможет работать в Украине эффективно, а выход международной корпорации на украинский рынок называет стратегическим решением. Главный аргумент: на китайские буровые установки в Украине есть спрос, ведь парк оборудования нефтегазодобывающих предприятий в Украине уж очень устарел.

Конкурентное преимущество чуть ли не всех китайских товаров — их цена. И буровые установки не стали исключением. Как выяснила "ВД", цены на них в среднем на 20% ниже, к примеру, канадского оборудования, которое пользуется особой популярностью в мире. А значит, речь идет о десятках миллионов долларов экономии.

Судя по всему, китайская корпорация готова на все, чтобы занять свою нишу на украинском рынке. "Учитывая сложное финансовое положение и отсутствие оборотных средств, возможен вариант не только прямой продажи, но и варианты рассрочки, финансового лизинга или участия в проекте на условиях договора о совместном разделе продукции, когда часть стоимости установки можно будет оплатить непосредственно добытой нефтью или газом", — делится планами Ульянов.

Такой гибкий подход, а также засекречивание цен на продукцию — одна из стратегий Китая в Украине. Оплата "натурой" огромной стране никогда не помешает, а цены они могут формировать индивидуально под каждого клиента.

Реклама на dsnews.ua

Казалось бы, закрытость — неотъемлемая часть ведения бизнеса по-китайски. Ан нет, выяснилось, что китайцы считают таковыми именно украинцев. "Наши бизнесмены более закрыты, чем китайские", — утверждает Ульянов. И с этой точки зрения решение китайской корпорации привлечь к выходу на новый рынок "своего человека" в нефтегазовом секторе можно назвать правильной стратегией.

Новые горизонты
Лао-Цзы говорил: "Если кто-то причинил тебе зло, не мсти. Сядь на берегу реки, и вскоре ты увидишь, как мимо тебя проплывает труп твоего врага". Образно говоря, так поступила Ольга — киевская китаянка средних лет (китайское имя — Ду Хун). О трудностях становления своего бизнеса Ольга старается не рассказывать, хоть и говорит, что в свое время их было достаточно. Впрочем, секреты своих успехов на бизнес-поприще китайские бизнесмены в Украине держат в строжайшем секрете, вопреки утверждениям Валенти­на Ульянова. Найти китайского предпринимателя, который смог бы поведать об этапах становления бизнеса в нашей стране, оказалось достаточно сложно. Некоторые предприниматели изначально давали согласие на встречу и интервью, однако позже отказывались, ссылаясь на запрет разглашения информации со стороны китайского руководства компаний. Ольга призналась только в одном: решать проблемы и ей и ее соотечественникам в Украине помогает посольство КНР. "Мы обращаемся в наше посольство по разным вопросам и получаем поддержку", — делится Ольга.

В Киев она приехала из Харбина в далеких 1990-х, и первые деньги заработала на том, что продала куртку. "Вырученных средств мне потом хватило практически на месяц. Китайскими товарами в то время торговали недалеко от Центрального стадиона", — рассказывает Ольга. "Мы прилетели 25 августа 1992 года… Я помню ночной Киев, он мне сразу так понравился", — с ностальгией вспоминает китайская предпринимательница.

В прошлом году Ольга получила украинское гражданство, сейчас строит Центр китайской кухни в 20 км от Киева на Житомирской трассе и лишь изредка вспоминает первые годы работы в стране. Ресторан она назвала в честь дочери Лизы, которую привезла в Украину еще ребенком. В 2007 году Лиза окончила Институт международных отношений и уехала в на родину, развивать торговые отношения между Китаем и Украиной. И, по словам матери, возвращаться в Украину не собирается.

Я буду здесь жить
Ранее непубличный и закрытый в Украине, китайский бизнес примеряет на себя маску "открытого лица". В последние годы китайские бизнесмены всеми силами пытаются искоренить представление о своем государстве, как о стране дешевого ширпотреба. Президент корпорации "Мир денег" Юрий Селютин, который организовал портал украинско-китайского сотрудничества (www.china-portal.com.ua), о проблемах китайского бизнеса знает не понаслышке: его компания работает с около 400 китайскими заводами и фабриками.

Он признается, что одна из главных трудностей, с которой сталкиваются китайские компании, и наверняка не только в нашей стране, — предвзятое отношение к своей продукции со стороны потребителей. "Китайским заводам, которые заинтересованы в продвижении своих товаров на украинский рынок, приходится бороться с предрассудками по поводу низкого качества их продукции. Этот миф не соответствует действительности, — утверждает Селютин.

Сколько сейчас всего китайцев в Украине — доподлинно неизвестно (подробнее о ментальности китайских бизнесменов, работающих в Украине, см. "Секреты минима­лизма", "ВД" №21, 2008 г.). В Госу­дарственном комитете по вопросам национальностей и религий "ВД" сообщили, что не располагают информацией о количестве зарегистрированных в Украине гражданах Китая. Единственные данные, которые можно использовать, — результаты Переписи населения 2001 года. "Таких данных нет даже в нашем департаменте по вопросам беженцев, а Государственная миграционная служба хоть и создана, но в настоящее время не функционирует. Вам лучше обратиться в Министерство внутренних дел", — сообщили в пресс-службе Госкомнацрелигии. Это ведомство, в свою очередь, в прошлом году было очень обеспокоено числом иностранцев, работающих в Украине. На одном из заседаний коллегии министр внутренних дел Юрий Луценко позволил себе ряд нелицеприятных высказываний в адрес китайской диаспоры.

"У нас что, своей рабочей силы не хватает? Хотите в Китай — берите билет и езжайте туда в отпуск. Можете считать меня расистом, но еще один Харьков или Одессу я в Киеве устроить не позволю", — угрожал министр.

Несмотря на предвзятое отношение, несовершенное законодательство, чиновничьи поборы и другие проблемные вопросы, китайцы остаются в Украине. Согласно данным посольства Китая в Украине, в 2008 году официально в нашей стране проживало около 15 тыс. граждан Китая. Сейчас их количество оценивается приблизительно в 20 тыс. Большая часть — студенты, которые получают высшее образование в нашей стране. Сотрудница международного факультета НТУУ "КПИ" Вера Яковлева рассказывает, что китайские студенты отличаются особым трудолюбием и жаждой к знаниям. "Я работаю с иностранными студентами уже очень много лет, китайские ребята всегда выделяются на общем фоне. Они очень работоспособные". Впрочем, трудолюбие китайцев — одна из причин экономического успеха их страны. Ведь это именно китайская народная мудрость гласит: "Терпение и труд все перетрут".

    Реклама на dsnews.ua