• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Больной налог

Реклама на dsnews.ua
Власть нацелилась на смену правил игры на фармацевтическом рынке: торговцев медикаментами заставят поделиться с казной частью доходов.

Власть нацелилась на смену правил игры на фармацевтическом рынке: торговцев медикаментами заставят поделиться с казной частью доходов.

Продавцов медикаментов уличили в жадности. Те, по данным Счетной палаты, получают сверхдоходы — освобожденные от уплаты НДС, торгуют в Украине лекарствами с наценкой в 150-300%. В итоге, приходят к выводу специалисты Счетной палаты, госказна в 2007-2009 гг. недополучила 20 млрд грн. А действие самой налоговой льготы должного эффекта не произвело: доля импорта лишь выросла, оставив далеко позади отечественную продукцию.

Примечательно, что результаты своего исследования Счетная палата обнародовала уже после принятия бюджета-2010. А буквально накануне в пользу введения НДС высказался министр здравоохранения Зиновий Мытник, практически слово в слово повторив тезисы своего предшественника Князевича. И хотя принятый бюджет не содержит соответствующей новации, однако последовательность действий чиновников говорит о том, что введение НДС на медикаменты — лишь вопрос времени. И, возможно, даже не столь отдаленного: насколько известно "ВД", Всемирный банк в рамках подготовки системного проекта "Четвертый заем на политику развития" одним из условий назвал повышение НДС на медикаменты до 20% уже во II квартале 2010 г. Впрочем, украинские чиновники более вероятной датой называют 2011 год.

Льготы не помогут
По информации "ВД", в конце апреля МОЗ создал рабочую группу по разработке схемы введения НДС на лекарства. Ключевой вопрос, над которым придется попотеть ее участникам, — как минимизировать рост цен после снятия налоговой льготы.

"Введение 20% НДС на лекарства может на первом этапе вызвать болезненное повышение цен", — прогнозирует Сергей Сур, директор по исследованиям и разработкам корпорации "Артериум". "Если лекарства будут облагаться налогом на каждом этапе в цепочке "производитель-дистрибутор-аптека, то удорожание будет не линейным (на 20% — прим. "ВД"), а помноженным на количество уплат налога в рамках данной цепи, — конкретизирует Денис Шевченко, исполнительный директор Ассоциации фармацевтических дистрибуторов "ФармУкраина". — То есть возможен худший вариант, когда введение 20% НДС повлечет удорожание лекарств на 40-60%".

Видимо, поэтому МОЗ наста­ивает на введении льготной ставки НДС в размере 10% (подробнее — см. блиц-интервью с замминистра здравоохранения Светланой Буниной, стр. 24). Именно такой подход применяется во многих странах ЕС. "В странах Восточной Европы — членах ЕС, НДС на лекарства составляет от 5,0% до 8,5%, притом что с других товаров взимается от 15,0% до 25,0%, — рассказывает Сергей Сур. — Исключение составляет Словакия, в которой НДС на все продукты составляет 19,0%".

Немного не так
Министр Зиновий Мытник убежден, что вводить НДС на лекарства необходимо только одновременно с реимбурсацией (частичной или полной компенсацией затрат пациента на амбулато­рное лечение — прим. "ВД"). Таким образом удастся сгладить подорожание медикаментов.

Реклама на dsnews.ua

"Рано или поздно этот процесс (введение компенсации — прим. "ВД") должен был начаться, так как во всем мире существует практика, при которой пациент не должен сам оплачивать полную стоимость лекарств", — считает Денис Шевченко.

Правда, по словам Александра Хейломского, председателя совета "Всеукраинской ассоциации клинической химии и лабораторной медицины", в нашем законодательстве нет такого механизма, как реимбурсация.

По информации "ВД", норма о введении в Украине реимбурсации будет содержаться в новой редакции Закона "О лекарственных средствах". "Этот законопроект готов на 70%", — говорит Елена Прудникова, председатель общественной организации Николаевская фармацевтическая ассоциация "Фармрада". Кроме того, рабочая группа при Минздраве также подготовит свои предложения.

И хотя вопросы введения реимбурсации еще обсуждаются, однако чиновники дали четкий посыл, по какому принципу она должна работать в Украине. По их мнению, компенсировать стоимость препаратов необходимо, руководствуясь уровнем материального благосостояния потребителей, а не сложностью заболевания. Тогда как за рубежом реимбурсация работает с точностью до наоборот.

"Реимбурсация как таковая не предполагает разделения по уровню социальной защищенности пациента", — недоумевает Виталий Кирик, директор ООО "ратiофарм Україна", председатель комитета по здравоохранению "Европейской Бизнес Ассоциации" (подробнее — см. блиц-интервью с Виталием Кириком, стр. 26). Солидарен с ним и представитель отечественных фармпроизводителей. "Вопросы социальной помощи гражданам с низкими доходами страны ЕС реализуют в рамках других программ", — говорит Сергей Сур.

На практике существуют различные модификации системы выплаты такой компенсации. "Начиная от того, что по рецепту пациент получает в аптеке препарат бесплатно, до того, что он платит собственные деньги, но потом ему эти деньги возмещаются на его банковский счет, — рассказывает Владимир Игнатов, исполнительный директор "Ассо­циации международных фармпроизводителей". — Но главный смысл везде одинаков — государство возмещает полностью или частично затраты на амбулаторное потребление лекарств. Внедрение реимбурсации позволит немного разгрузить больницы. Ведь в таком случае пациенты все равно смогут получать лекарства бесплатно".

Заманчивый доступ к бюджетным потокам на деле может оказаться пустышкой для бизнеса: в Украине довольно часто задерживается оплата услуг и работ из госказны. Посему список желающих торговать препаратами, чья стоимость подлежит компенсации из бюджета, может оказаться довольно коротким. "Вы знаете, я бы, пожалуй, при нынешнем состоянии бюджета воздержалась бы от такого договора (отсрочки возврата средств в три месяца — прим. "ВД"), поскольку знаю, что многие бюджетные платежи сегодня катастрофически задерживаются, — говорит Надежда Численко, генеральный директор сети аптечных супермаркетов "Виталюкс". — Фирма может стать банкротом до того, как государство вернет деньги. И даже гарантированный поток клиентов не спасет ситуацию".

Дальная дорога
В Украине уже реализовывались программы предоставления адресной материальной помощи отдельным категориям пациентов (страдающим сахарным диабетом, пострадавшим вследствие аварии на ЧАЭС). Однако они носили точечный характер, а их эффективность, как в случае обеспечения больных сахарным диабетом инсулином отечественного производства, оказывалась крайне низкой. Около двух лет назад Минздрав попытался ввести некое подобие реимбурсации в отношении инсулина. Но проект соответствующего постановления Кабмина до сих пор пылится в кабинетах чиновников.

Чтобы система адресной компенсации стоимости препаратов работала эффективно, полагают специалисты, необходимо для начала утвердить так называемые формуляры лечения — строгое предписание, что при таком-то диагнозе необходимо использовать такой-то список наименований лекарственных препаратов. На основании таких формуляров государство могло бы четко определить список реимбурсируемых препаратов. "При введении реимбурсации у нас возникает вопрос с наличием протоколов и формуляров лечения, а также реестра больных", — говорит Инна Демченко, советник председателя Гослекинспекции Минздрава Украины. "Формулярная система только выстраивается, — рассказывает Надежда Численко. — Вокруг нее есть масса несогласований. Ведь в нашей системе здравоохранения как таковых строгих формуляров лечения никогда не было. Когда будет формулярная система, когда будут выстроены хозяйственные отношения, а также подключатся страховые компании, только тогда будет происходить адекватная реимбурсация. Этот сценарий при очень интенсивной работе можно выполнить только года за два. По моему мнению, без прозрачной системы введение реимбурсации может обернуться просто увеличением налогового давления, а система работать не будет".

Соседи помогут
Из-за нехватки средств соседняя Молдова решила ввести усеченную реимбурсацию: там компенсируют стоимость препаратов, предназначенных для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, которые на государственном уровне определены как наиболее опасные и распространенные. Государство предложило пациентам возмещать затраты на покупку определенных препаратов на некую сумму. "По большому счету, если пациент хочет получить препарат бесплатно из эконом-сегмента — он его получает бесплатно, — рассказывает Владимир Игнатов. — Хочет получить препарат дороже — он что-то доплачивает. Деньги аптеки потом получают назад из специального госфонда".

По этому же пути Владимир Игнатов предлагает пойти и Украине, где практически каждый четвертый человек страдает заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Введение реимбурсации позволит снизить затраты государства на дорогостоящее госпитальное лечение. "Когда человек попадает в больницу с инфарктом или инсультом, стоимость лечения возрастает в сотни, а то и в тысячи раз, по сравнению с затратами на прием лекарств дома", — говорит Владимир Игнатов. В дальнейшем стоит распространить реимбу­р­сацию на ряд других социально опасных заболеваний. "Стоит реимбурсировать лекарства от наиболее опасных для страны в целом заболеваний — к примеру туберкулеза, компенсировать стоимость дорогостоящих препаратов, например, по онкологии и т. п., — считает Денис Шевченко. — В идеале нужно стремиться к тому, чтобы каждый гражданин Украины имел право на полную или частичную компенсацию стоимости лечения по всем видам заболеваний".

Отработка всех бизнес-процессов на небольшом перечне заболеваний позволит устранить все возможные недостатки при ее введении. В то же время позитивные результаты действия даже усеченной реимбурсации станут действенным аргументом для Минздрава, чтобы выбивать из года в год увеличение расходов на расширение системы реимбурсации. 

    Реклама на dsnews.ua