• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.5
Спецпроекты

СИЕСТА ОБЕДА ВМЕСТО

Реклама на dsnews.ua

Впереди еще полдня напряженного труда, а в офисе кто-то приник головой к столу, согнувшись "крючком", кто-то пытается взбодриться очередной дозой кофеина. Знакомая картина? Обеденный перерыв не всегда приносит силы для продолжения продуктивной работы. Крупные компании Западной Европы, Азии и США давно пришли к выводу, что сонные сотрудники могут нанести ощутимый ущерб бизнесу, тогда как короткий 20-минутный сон в обеденный перерыв способен вернуть людей в активное русло. Как тут не вспомнить Штирлица, умевшего на те же 20 минут погрузиться в сон и проснуться полным энергии. Но где вздремнуть в суматошном офисе — не на диване же для посетителей на глазах у всех? Первыми в мире предпринимателями, рискнувшими удовлетворить потребность служащих в дневном сне, оказались основатели американской компании MetroNaps. В 2004 г. в Нью-Йорке появился центр дневного сна, оборудованный специальными релаксационными креслами, названными коконами. Эта компания принялась и за серийный выпуск "сонных стульев", разработав уникальный дизайн кокона, в котором человек чувствует себя защищенным и неподвластным времени и суете. В тот же год и Европа, совершенно независимо от Америки, испытала в порядке эксперимента первые спальные капсулы. Организовывать и продавать дневной сон для взрослых — дело в мире совершенно новое. Но капсулы или коконы, как минимизированное место для отдыха, придумали японцы еще 30 лет назад.

Спасение сонных студентов

Любовь к 20-минутной дневной сиесте была присуща известным личностям, жизненный девиз которых — движение вперед и стремление познать непознанное. К ним относятся Томас Эдисон, Наполеон, Уинстон Черчиль, Бенжамин Франклин, Брюс Ли, Томас Джефферсон. Томас Эдисон, например, так стремился сделать исторический прорыв в физике, изобрести "говорящую машину" (телефон) и электрический свет, что спал прямо на полу рядом с рабочим столом. Ему хватало 4-5 часов ночного сна и короткой 20-минутной сиесты, чтобы продолжать эксперименты.

В ХХ в. медики и психологи вывели так называемую теорию "полифазного сна", или "сна да Винчи". Известно, что великий итальянский художник и ученый работал сутками напролет, но при этом делал 15-минутные паузы для отдыха каждые два часа. Сегодня пользу такого непродолжительного отдыха никто не оспаривает. Более того — тенденция не просто расслабляться, а именно погружаться в дневной сон становится все более заметной в развитых странах.

Получается, что спали во время работы многие, но поставить эту потребность на бизнес-основу додумался лишь в 1998 г. американский студент Аршад Чоудори. Он проходил практику в одном из американских банков и обратил внимание на то, что многие служащие засыпали на собраниях, пытались ускользнуть в уборную в рабочее время и вздремнуть хотя бы минуту. Парень отправился в библиотеку, засел за книги и научные монографии о современных теориях сна, йоге, психологии, записался на двухгодичные курсы, посвященные релаксации. Вскоре пришел к выводу, что для дневного сна требуется не так и много — небольшая комната, чистота, темнота и тишина. И, конечно, максимально удобное кресло.

Вернувшись в университет, Аршад договорился с администрацией об аренде небольшой полуподвальной аудитории, где поставил пару обычных мягких кресел с пуфиком для ног, завесил окна, купил магнитофон и несколько релаксационных дисков. Первыми клиентами стали, конечно же, измученные учебой сокурсники, с которых Аршад брал по $1. Слух о небывалом изобретении быстро разнесся по университету, и уже через пару месяцев в коридоре выстраивались очереди желающих испытать неповторимые ощущения.

Воодушевленный успехом, Аршад взялся подсчитывать, сколько же люди готовы платить за подобную услугу. Убедился: многие больше ценят творческое время, чем кошельки. И выяснил: главное, чтобы "сонная" комната была максимум в шести минутах ходьбы от рабочего места. Вот почему организованная Чоудори компания MetroNaps открыла первый центр сна в самом сердце делового мира Нью-Йорка — на последнем этаже знаменитого Empire State Building. Сегодня постоянные клиенты центра — банкиры, менеджеры различных уровней, а также полицейские и обязательно студенты. К этой категории клиентов у Аршада Чоудори особое отношение — для них скидки и льготы, а также месячный абонемент всего за $65.

Реклама на dsnews.ua
Кроватям на зависть

Но это будет после того как Аршад Чоудори и бывший его сокурсник Кристофер Линхольст объединили усилия и призвали в партнеры самого известного на сегодня нью-йоркского дизайнера и архитектора Мэтью Хоэя. Постель с подушкой не предложишь одетым с иголочки бизнес-клиентам или деловым дамам. Ну, не пижаму же с собой носить! К тому же требовалось особой конструкции сиденье, в котором не затекали бы ноги, не уставала спина, не тянул затылок. Тело, как и мозг, должно было за 20 минут успеть отдохнуть.

Мэтью с воодушевлением принялся за дело. К тому же релакс-сиденья были ему не в новинку. Как раз накануне знакомства с Аршадом дизайнер создал кресло для отдыха по заказу компании LfSpring Chair Company. За основу Мэтью взял упругую рессору, которая обладает важными свойствами — эластичностью и визуальной легкостью. Последнее качество имело свою цель: посмотрел — и доверился. Релакс-кресло получилось вогнутым, повторяющим как бы изгиб позвоночника, благодаря чему нагрузка с мышц спины спадала моментально.

Вот этот вариант Мэтью Хоэй и взял за основу спального кресла для центра сна Чоудори. Но скомбинировал его с известным шаровидным креслом Ball Chair дизайнера Ээро Аарнио, созданным еще в 1960-е. Интересно, что Аарнио смастерил кресло для себя. Он "склеил" огромный шар из слоистой древесины, заламинировал внешний корпус стеклопластиком. Выдолбил внутреннюю часть шара, оббил ее мягкой тканью. Пристроил ножки, протянул телефонный провод и установил внутри телефон. Забравшись в это креативное творение, изобретатель пришел к выводу, что шаровидное кресло производит эффект "комнаты в комнате". Оно не пропускало внешний шум, а его округленная форма создавала комфортную атмосферу.

Гибриду из двух расслабляющих кресел присвоили имя "кокон". А что — вполне подходящее название для места, где проведешь 20 минут и выпорхнешь в мир с новыми силами. Форма кокона позволяет человеку полностью расслабиться и не чувствовать нагрузки на тело — позвоночник находится чуть в приподнятом положении. Ноги — почти на уровне груди, руки расслабленно лежат на ручках кресла. Обязательно из натурального дерева, между прочим. Внутри кокон обшит мягкой кожей, снаружи покрыт тонким слоем металла. Приняв уставшее тело клиента, кокон наклоняется и начинает медленно вибрировать. Сквозь дрему доносится успокаивающее далекое пение птиц. Или убаюкивающая мелодия.

Окна нью-йоркского центра сна завешены темными портьерами, не пропускающими солнечные лучи, в коридоре звучит очень тихая музыка. Здесь расположены одна спальня с шестью коконами королевских размеров — длиной 2 м и шириной 1 м 40 см, а также столовая и холл. Прежде чем погрузиться в негу дневного сна, клиент может сделать заказ в ресторане.

20 минут сна, полчаса вкусного обеда, 10 минут на дорогу туда и обратно — и человек снова готов к труду. И всего лишь за $14! По поводу платы за дневной сон нью-йоркская пресса подтрунивала: дескать, раньше все спали на рабочих местах бесплатно. Но не прошло и полугода со дня открытия центра, как клиентов стало значительно больше, компании начали приобретать или брать в аренду коконы для своих сотрудников. И уже никакой иронии. И денег не жалко.

На европейской параллели

Давно известно, что перспективные идеи витают в воздухе. Так что ничего удивительного, что в том же 2004 г., когда в Соединенных Штатах Чоудори открывал свою компанию, в Германии студенты-дизайнеры Штуттгардского университета предложили на конкурс "Сила дневного сна" несколько вариантов спальных и релаксирующих кресел. Победителями были признаны две работы — "Соносфера" и "Раковина для сна".

Группа студентов создала "Соносферу" из стеклопласта, обладающего упругостью и эластичностью. Капсулу можно демонтировать и упаковать в спортивную сумку. Когда в ней располагается человек, она закрывается полностью, и прежде чем уснуть, "пользователь" может сам отрегулировать уровни проникновения в капсулу звуков и освещения. Другая группа молодых дизайнеров предложила "Раковину для сна", предварительно изучив вопрос о том, в какой позе человек быстрее всего засыпает и лучше всего отдыхает.

Любопытно, что модерновая и продвинутая на вид "Соносфера" осталась лишь славным студенческим проектом. Тогда как над "Раковиной" работа дизайнеров продолжилась. Группа авторов презентовала усовершенствованный проект на нескольких европейских выставках, посвященных дизайну и интерьеру. Идея моментально привлекла внимание, и готовность инвестировать дальнейшие разработки и производство продукции высказали немецкие компании Haslbeck, Ebalta Kunststoff GmbH, Aurora Schlafsystem GmbH, Lange + Ritter GmbH. Благодаря финансированию этих компаний ребята смогли изготовить пилотный экземпляр полузакрытой спальной капсулы.

"Мы хотели создать продукт, который привлек бы внимание общественности к проблеме недосыпания. Мы хотим помочь сонным сотрудникам выспаться в обеденный перерыв и вернуться "свеженькими" к работе", — рассказал "ВД" Нико Ребер, один из создателей спальной капсулы. Два года спустя, в 2006 г., ребята наладили небольшое производство и продажу "Раковин для сна". А первое детище оставили для себя — по очереди отдыхают в коконе в обеденный перерыв. В отличие от компании MеtroNaps, немецкая группа дизайнеров не планирует открывать "ценр сна", а намеревается сосредоточиться на оптовых продажах. Молодые дизайнеры довольно суеверны — стоимость капсул останется в секрете до тех пор, пока они не начнут серийное производство капсул. "Благодаря выставкам, на которых мы презентовали наше изобретение, у нас появилось много потенциальных клиентов, которые готовы заказывать "Раковины", — ответил Нико Ребер.

Всем спать!

Нынче спальные коконы пользуются популярностью в местах, где люди испытывают избыточное напряжение, — в банках и на фондовых биржах, в бизнес-офисах и тренажерных залах, в университетах и больницах. В последнее время интерес к коконам проявили аэропорты. Первым пример показал аэропорт в Ванкувере (Канада). В 2005 г. его руководство приобрело три кокона, и чтобы привлечь к новинке клиентов, первые "пользователи" экспресс-сна получали его бесплатно. Сегодня уставшие путешественники выкладывают $10-15 за полчаса, а месячный абонемент для постояльцев стоит $30. В мае этого года "центр сна" MetroNaps Australia открылся в финансовом центре Сиднея. Согласно официальным данным рост экономического развития Австралии снизился на $1,7 млрд из-за недосыпания сотрудников и, как результат, их ошибочных действий.

Всего лишь за год спальные коконы Мэтью Хоэя и метод дневного сна по Аршаду Чоудори разошлись по миру — в Канаду, страны Европы, Австралию, Японию и Китай. И при этом — практически никакой рекламы на телевидении или на наружных носителях. "Зато мы активно используем для продвижения бренда человеческий фактор. Нам хватило первого клиента, который рассказал о нашем изобретении своему коллеге, и так далее. Конечно же, важным фактором успеха стала цена. Она вполне по карману служащему со средним достатком", — сказал в беседе с "ВД" Аршад Чоудори.

Он не распространялся о прибылях компании и первичных затратах, но подробно просчитал с "ВД" выгодность создания "центра сна" всего лишь из двух коконов. Оптовая цена одного кресла — $6950. Господин Чоудори уверяет, что первичные затраты окупаются через год, а через два прибыль удваивается. Посчитаем? Если за день компания примет трех посетителей, чей сон обойдется в $14, то за год она может заработать $15 120, а через два года, при увеличении числа клиентов, доход может составить $30 240 и больше!

Поведал собеседник "ВД" и о том, что у его компании есть несколько заявок на приобретение коконов из Украины. Так что скоро и мы испытаем на себе действие французской поговорки: "Когда я сплю — я обедаю".

ЯПОНСКИЕ МИНИАТЮРЫ

В Японии, стране неординарных технических затей, еще в 1970-е зародилась тенденция минимизации пространства для сна. Известный японский архитектор Курокава Кишо создал первый отель-капсулу в 1979 г. в городе Осака — Capsule Inn Osaka. Миниатюрность и своеобразие отеля принесли его автору славу, которая закрепилась после съемок фильма "Пятый элемент". Сегодня отели-капсулы есть и в маленьких городах, и в крупных мегаполисах Японии — Токио, Йокохаме, Осаке, Нагое, Саппоро. В Токио, к примеру, работает около сорока отелей-капсул с 700 номерами-капсулами. Номера миниатюрных размеров — 1м х 1,75м — вмещают кровать и маленький телевизор, оборудованы лишь радио и будильником. Остальные удобства — в конце коридора. Выпрямиться во весь рост в таком номере невозможно. К тому же в капсуле нет дверей, кровать от коридора отделяет лишь тонкая занавеска. И, несмотря на это, отели-капсулы популярны и по сей день. Цена за сутки тут колеблется от $20 до $40, тогда как в обычных городских отелях среднего уровня составляет $70 и выше.

    Реклама на dsnews.ua