• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Заклятые друзья

Реклама на dsnews.ua
Накануне саммита Украина — ЕС в Брюсселе западноевропейские политики публично поддержали украинских теплыми словами. По иронии судьбы свидетельства др

Перенимая опыт Польши, некогда провозгласившей себя "адвокатом Украины" в ЕС, Франция назвалась нашим другом. "Считайте, что мы друзья!" — задорно выпалил Николя Саркози, сотрясая руку Виктора Януковича на крыльце Елисейского дворца. По-дипломатичному цинично, учитывая, что Франция — одна из тех стран, которые на закрытых переговорах оказывают наибольшее сопротивление украинским инициативам. Тем временем с лица Саркози, обращенного к теле- и фотокамерам, не сходила широкая улыбка. "Как друзья французы готовы поддержать вас во всех ваших приоритетных направлениях, — продолжал радовать слух украинского президента глава французского государства. Но никаких более конкретных обещаний перед камерами не дал. А по окончании встречи проводил Януковича до двери Елисейского дворца и предусмотрительно попрощался, не выходя к журналистам. В противном случае ему наверняка пришлось бы объяснять, почему вместо запланированных полутора часов друзья-президенты обсуждали французскую поддержку Украины всего час. И до чего, собственно, договорились.

Впрочем, и без этого очевидно, что, вопреки преувеличенно оптимистичным прогнозам главы президентского офиса Сергея Левочкина, на ноябрьском саммите в Брюсселе Украине не видать соглашения об ассоциации с ЕС. Все еще болезненно проходят переговоры о создании зоны свободной торговли. А этот пункт является обязательным условием подписания соглашения об ассоциации. Реалистичный "максимум" брюссельского саммита — перечень требований, которые предстоит выполнить Украине, чтобы претендовать на безвизовое передвижение по странам Евросоюза. Но даже по этому поводу в ЕС дискутировали до последнего. Причина — вполне конкретные экономические и геополитические интересы ряда самых влиятельных представителей "старой Европы": Германии, Франции, Италии, Испании и стран Бенилюкса. Негласная оппозиционность этих стран к Украине основана на ряде их фобий, которые наша страна никак не может побороть.

Moscow never sleeps
Европейские перспективы украинцев все больше зависят от опасений Евросоюза пойти вразрез с желаниями Кремля. Ключевые страны ЕС не слишком старательно скрывают, что склонны позволять нам только то, против чего не возражает Москва. "Украина в долгосрочной перспективе во многом зависит от того, как нам удастся построить наши партнерские и стратегические отношения с Россией", — признавалась федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, общаясь с иностранными журналистами в Берлине в прошлом году. А в этом напомнила уже украинскому президенту, как важно налаживать дружеские отношения с Москвой. Аналогичную ремарку на встрече с Виктором Януковичем сделал и Николя Саркози, всячески поддерживающий Германию в сближении с Россией. Если бы к этому времени Виктор Янукович успел встретиться с премьером Италии Сильвио Берлускони, наверняка услышал бы что-нибудь в том же духе.

Стратегический интерес этих стран — дружба с Россией против США. Франко-германский тандем пытается выстроить геополитические противовесы Штатам и более влиятельного союзника, чем Россия, им не найти. Задача максимум — совместно лишить США статуса мирового монополиста, заодно ограничив растущее влияние Китая. Сделать это самостоятельно ни Россия, ни слабеющая "единая Европа" не смогут. Эти перспективы тройка "заговорщиков" обсуждала в октябре в кулуарах франко-российско-германского саммита в Довилле.

А перед этим в российскую прессу просочился любопытный кремлевский документ, свидетельствующий о новых внешнеполитических приоритетах Москвы. В нем сказано, что Россия планирует улучшать отношения с ЕС. Среди стран, дружественно настроенных к Москве, фигурируют Германия, Франция, Италия и Испания. А первые два государства еще и выделены отдельно как средство для внедрения пророссийских стратегий в пределах ЕС.

Некогда зависимость европейцев в отношениях с Украиной от желаний Кремля убедительно продемонстрировал скандальный бухарестский саммит. Накануне этого события Ангела Меркель встретилась с Владимиром Путиным, напомнившим ей о своем резком недовольстве желанием Украины и Грузии войти в состав Североатлантического альянса. И в Бухаресте усилиями "железного" канцлера было сорвано предоставление Украине ПДЧ в НАТО. К категорической позиции Германии примкнули и остальные страны, значащиеся в свежем документе Кремля как "дружественно настроенные к Москве". Не решились раздражать Россию и страны Бенилюкса, солидарные с крупнейшими членами ЕС.

Сейчас все те же участники Евросоюза оказались в "неудобном положении" перед Москвой в вопросе предоставления Киеву плана действий по внедрению безвизового режима. Учитывая, что Кремль и сам требовательно лоббирует безвизовое передвижение со странами ЕС, друзьям России в евросообществе "не с руки" открывать такую возможность для Киева раньше, чем для Москвы. Впрочем, если план действий по внедрению безвизового режима для Украины — вопрос практически решенный, дальнейшие переговоры о снятии визовых ограничений все равно будут напрямую зависеть от Москвы. Нардеп от Партии регионов и замглавы комитета ВР по иностранным делам Леонид Кожара признался, что ЕС вряд ли откроет безвизовый режим для Украины, не предоставив его России. "Во многих влиятельных странах Европейского союза существует желание сделать параллельным процесс предоставления безвизового режима". Правда, уже спустя неделю дипломатично заверил "ВД", что "этот вопрос уже снят".

Реклама на dsnews.ua

Однако на этом фоне ожидания отмены европейских виз для Украины к Евро-2012 рискуют оказаться чересчур оптимистичными. "У нас действительно есть шанс до Евро-2012 перейти к безвизовому режиму с ЕС, — утверждает экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко и тут же осекается. — Тут есть еще одно внешнее обстоятельство (Россия — прим. "ВД"), которое некоторые европейские страны вынуждает занимать не очень проукраинскую позицию". Здесь стоит вспомнить только то, что России безвизовый режим с ЕС, по реалистичным оценкам Николя Саркози, может быть предоставлен… лишь через 10-15 лет.

Заробитчане и преступники
Не в пользу Украины в визовом вопросе играет еще одна фобия европейцев — нелегальные мигранты. Украинские заробитчане, нередко пребывающие в стране "на птичьих правах" и не платящие налоги, — головная боль высокопоставленных чиновников Италии, Испании или Португалии. Они обоснованно боятся роста безработицы из-за прогнозируемой волны дешевой рабочей силы, пополняя список причин, по которым Евросоюз медлит с вопросом об открытии границ для Украины. "В ЕС очень большие споры относительно смягчения визового режима нашим восточным соседям, — констатирует Сабине Фишер, эксперт Института исследований безопасности. — Это будет иметь негативные последствия и для населения Украины".

Впрочем, опасаются в ЕС не только нелегальных мигрантов из Украины, но и из соседних с нами стран. Незащищенные российско-украинские границы представляют большой соблазн для нелегалов из Азии, использующих украинскую территорию как транзитную. "Старая Европа" больше не намерена рассчитываться за преимущества новых партнеров своей безопасностью. Тем более что опыт прошлых лет убедил европейцев: открытие границ и рост преступности — явления, прямо зависимые. Еще свежи воспоминания трехлетней давности, когда после очередного расширения Шенгенской зоны для девяти новых членов ЕС в Германию через Польшу и Чехию хлынули нелегальные мигранты из Чечни. После вступления Румынии в ЕС волна румынской преступности захлестнула Италию. Психологический страх перед открытием границ испытывают и французы. Именно погромы в пригороде Парижа четырехлетней давности заставили руководство страны вслух озвучить идею нерасширения Евросоюза на Восток.

А в конце октября давние страхи Западной Европы подогрела Греция. В Афинах признались, что в последние месяцы зафиксировали заметное увеличение потока нелегалов с турецкой территории. По данным греческих властей, граждане третьих стран проникают через Турцию в Грецию, состоящую в ЕС, чтобы в дальнейшем перебраться в другие европейские государства. За этим последовала просьба Греции к руководству Евросоюза о выделении пограничного патруля для охраны греко-турецкой границы от нелегальных мигрантов. Вряд ли на этом фоне европейцы удержатся от параллелей, рассматривая амбициозные "безвизовые мечты" новых стран, в т. ч. и Украины.

Защищая фермеров
Украинским дипломатам не раз приходилось слышать от европейских коллег признания в том, что Евросоюз боится конкуренции с Украиной в сельскохозяйственном секторе. На публике эти опасения европейцы предпочитают не озвучивать. Зато активно действуют на переговорах "с глазу на глаз". Вице-премьер Сергей Тигипко уже ощутил последствия этой фобии в переговорном процессе о зоне свободной торговли с Евросоюзом. Как только он вспомнил об этой детали в разговоре об отношениях по линии Украина — ЕС, его "евроромантизм" моментально исчез: "Тяжелым для нас будет, безусловно, сельское хозяйство. Мы знаем, насколько это чувствительный вопрос для Европейского союза, но и для Украины это стратегия. Поэтому переговоры здесь идут в данный момент достаточно трудно. Чем они закончатся, посмотрим. Мы уже знаем позицию тех стран, которые имеют сектор сельского хозяйства, и, безусловно, мы понимаем, что они видят в Украине конкурента".

Соперничество с Украиной в аграрном секторе — еще один аргумент, объединяющий против нас Германию, Францию и Испанию — крупнейших сельхозпроизводителей в ЕС. Как следствие — настойчивые попытки установить барьеры для украинских аграриев, на почве чего переговоры о зоне свободной торговли периодически заходят в тупик. "Европейский комиссар по вопросам торговли недавно в Киеве заявил, что они открыли на 80% продукции из Украины беспошлинный ввоз в ЕС. Но он не уточнил, о какой продукции идет речь. Они открыли для нас беспошлинный ввоз на такие виды товаров, как бананы, кокосы и прочую продукцию, которая в Украине в прин­ципе никогда не производилась, — иллюстрирует тонкости европейской дипломатии Алекс Лисситса, президент Украинского клуба аграрного бизнеса. — При этом нам поставили "ноль" по ввозным квотам на сахар и мясо говядины, совсем небольшую квоту на мясо свинины, почти нулевую квоту на молочные товары. Если Украина экспортирует в среднем 20 млн тонн зерновых, то странно выглядит, когда сейчас Европа выставляет нам квоту на 200 тыс. тонн зерновых".

Париж все так же добивается от Киева отказа от многих "географических названий" продукции вроде вина, коньяка, бренди, одиннадцати видов сыра, некоторых видов колбасных изделий и хлеба. Наконец, европейские переработчики, столкнувшиеся с дефицитом семян подсолнечника, потребовали от Украины снять экспортную пошлину на этот товар. По подсчетам отечественных экспертов, Украина потеряет на этом минимум 3 млрд грн., а ЕС заставит кусать локти украинских бизнесменов, в распоряжении которых — мощности для переработки 9 млн тонн подсолнечника в масло.

Незадействованные лоббисты
Украинские дипломаты давно пришли к выводу, что их усилия не способны сломить антиукраинскую аргументацию в евросообществе. Однако есть еще один посредник, которого Украина почти не задействует в лоббировании своих интересов на Западе, — европейский бизнес. В свое время именно бизнесмены выступили проводником между руководством Франции и России, убедив Париж в полезности Москвы. Благодаря этому Николя Саркози даже умудрился потерять имидж проамериканского политика, сменив его на амплуа пророссийского. Именно в экономических связях кроется секрет прокремлевских симпатий Германии и Италии. С итальянской фирмой FIAT российская Sollers планирует производить автомобили. Немецкая фармацевтическая компания Berlin-Chemie строит завод в Калуге. А у Франции Москва покупает боевые корабли класса "Мистраль".

"Мир устроен так: если вы успешно торгуете, создаете хорошие условия для крупнейшего бизнеса Германии, Франции, других европейских государств, это самый эффективный ускоритель евроинтеграции, — убежден Олег Рыбачук, бывший вице-премьер и советник президента Виктора Ющенко. — Этот бизнес становится вашим самым эффективным лоббистом, поскольку он сам заинтересован в безвизовом режиме и прочих преимуществах "единой Европы" (подробнее — см. блиц-интервью). Но даже Олег Рыбачук, некогда пообещавший выбить двери в Евросоюз, если тот не откроет их для Украины, признает, что ни одна украинская власть не смогла справиться с этой задачей.

История упущенных возможностей Украины на европейском поле в последнее время настраивает замсекретаря СНБО Дмитрия Выдрина на пессимистичный лад: "Сейчас в Европе есть консенсус не расширяться в течение 10-15 лет, поэтому бессмысленно говорить о том, кто из стран будет спустя эти годы провайдером, а кто — тормозом вступления Украины в ЕС. Мы же теперь должны заменить лихорадочную работу методичной и системной". Украинские граждане давно не сопротивляются вступлению в евросообщество. Более 50% украинцев, включая Восток и Юг страны, стабильно поддерживают евроинтеграцию, подсознательно воспринимая Западную Европу как "рог изобилия". Но только если отечественным политикам и чиновникам удастся задействовать все рычаги лоббирования украинских интересов в ЕС, дипломатично-теплые заверения в дружбе будут конвертированы в экономическую заинтересованность Евросоюза в Украине.

    Реклама на dsnews.ua