• USD 39.7
  • EUR 42.8
  • GBP 49.8
Спецпроекты

Наследство братьев Додж

Реклама на dsnews.ua

Цена, которую Уолтер Крайслер, отец-основатель одноименной компании, заплатил за приобретение конкурирующей фирмы Dodge Brothers в 1928 г., и сейчас считается не маленькой. А тогда $170 млн были вообще немыслимой суммой. Никогда ранее мировая промышленность не знала столь крупных сделок! Да к тому же на момент подписания контракта "Додж" был впятеро (!) крупнее, чем купивший его "Крайслер". Компания к моменту покупки работала на американском рынке уже 15 лет — в три раза дольше, чем "Крайслер". И у нее была превосходная репутация: автомобили "Додж" отличались высочайшей надежностью и хорошей оснащенностью, обеспечившей им отличный спрос. В 1920 г., всего через шесть лет после основания, компания "Додж" вышла на вторую позицию среди крупнейших автопроизводителей Америки. "Муха съела слона", — писали о событии американские газеты того времени, а кое-кто из журналистов предполагал, что "Крайслер" откусил больше, чем сможет проглотить. Однако мистер Крайслер знал, за что он отдал астрономическую сумму. Позже в мемуарах он написал: "Сделка по приобретению "Крайслера" была одним из лучших решений, которые я принял в своей жизни". Однако вряд ли бы такое произошло, оставайся у руля "Додж" люди, которые основали автокомпанию, назвали ее своим именем и за рекордно короткий срок сделали одной из ведущих. Жизнь братьев Джона и Горация Доджей являлась одним из тысяч классических примеров воплощения "американской мечты": два паренька из бедной рабочей семьи благодаря труду, таланту и упорству стали мультимиллионерами. Достигнув вершины успеха, они умерли в один год, нежданно-негаданно осиротив крупнейшую автомобильную компанию, находившуюся на пике расцвета и успеха.

Школа механики

"Мы были, самыми "заброшенными" детьми в городе", — так впоследствии вспоминал детство Джон Френсис Додж. Он родился в 1864 г. в городке Найлс, штат Мичиган. Его брат Гораций Элдин Додж появился на свет четырьмя годами позже. Их отец владел небольшой кузнечной и механической мастерской, но доходов от нее едва хватало, чтобы свести концы с концами.

С ранних лет братья Додж были неразлучны. Они вместе играли, вместе учились в школе, вместе помогали отцу в мастерской. Впрочем, по характеру и способностям они отличались: младший, Гораций, был больше склонен к технике, тогда как его брата Джона отличала деловая хватка. Эти качества впоследствии позволили братьям сформировать блестящий тандем, где каждый дополнял и усиливал способности другого.

В 1886 г. отец Джона и Горация переехал в Детройт — будущую автомобильную столицу США. Он попробовал основать небольшую фирму по выпуску двигателей внутреннего сгорания, но потерпел неудачу. Зато его сыновья, которые и в этом предприятии получили весьма ценный опыт, смогли устроиться на должности механиков в компанию Murphy Boiler Works, производившую паровые двигатели для кораблей. Братья показали себя весьма способными сотрудниками и быстро продвигались по службе.

1897 год стал этапным в жизни Доджей. Гораций изобрел и запатентовал регулируемый шариковый подшипник для велосипедов. Благодаря финансовой поддержке предпринимателя Фреда Эванса, братья взяли в аренду небольшую типографскую фирму и на ее производственной базе организовали выпуск велосипедов под торговой маркой "Эванс и Додж". Улучшенный подшипник Горация Доджа оказался удачным изобретением, и братья успешно руководили велосипедной компанией в течение четырех лет. А затем настало время нового этапа в их карьере — именно он принес Доджам деньги и репутацию. Продав свою долю в "Эванс и Додж", братья смогли собрать около $10 тыс. и на эти деньги основали в 1901 г. собственную фирму. Ее название было простым и исчерпывающим — Dodge Brothers.

Лучше, чем у Форда
Реклама на dsnews.ua

Деятельность Dodge Brothers началась с производства деталей — не только велосипедных, в чем у братьев уже был солидный опыт, но и автомобильных. В то время в области автомобилестроения никаких готовых наработок не было — все приходилось создавать с нуля. Несмотря на то, что поначалу в компании работало всего с полдесятка механиков и столько же рабочих, братья принялись за дело с огромным энтузиазмом. Днем они вместе с подчиненными трудились в цеху, а вечером Джон Додж занимался бухгалтерией и перепиской с клиентами, а Гораций корпел над разработкой новых технических решений.

Благодаря такой самоотверженной работе фирма Доджей вскоре заняла стратегически важную нишу поставщика качественных, надежных и передовых в техническом отношении компонентов для производителей первых серийных автомобилей в США.

С 1902 г., когда известная компания "Олдсмобиль" заказала у "Доджа" партию в 3 тыс. коробок передач, предприятие братьев стало первым и крупнейшим в мире производителем автокомплектующих. Год спустя Доджи подписали контракт с Генри Фордом на поставку двигателей и трансмиссии к его первому автомобилю — "Модели А". Продав Форду 650 моторов, коробок передач и осей, братья заработали внушительную сумму в $165,5 тыс. И тогда же приняли очередное этапное решение: оставить велосипедный бизнес и сосредоточиться на выпуске автокомплектующих.

Главным потребителем их продукции стал Форд. Поскольку на стартовом этапе работы компания "Форд Мотор" не располагала значительными капиталами, Генри Форду пришлось осуществить ее акционирование. В числе 12 крупнейших держателей акций оказались и братья Доджи, а Джон стал одним из пяти президентов компании. Любопытно, что когда Генри Форд принял решение избавиться от зависимости от "внешних" поставщиков, только братьям Додж удавалось в течение нескольких лет сохранять и даже усиливать свое влияние в "Форд Мотор". В 1906 г. Джон Додж занял пост вице-президента, в 1908-м братья докупили по тысяче акций каждый.

В частной жизни Генри Форд и Доджи были достаточно близкими приятелями. Но в вопросах бизнеса (особенно касающихся цен и сроков поставки комплектующих) между ними подчас происходили резкие столкновения. Был период, когда Джон и Гораций даже обдумывали идею передачи своей фабрики в аренду Форду. Однако вместо этого в 1914 г. они нанесли партнеру по сути удар — приняли решение о выпуске собственного автомобиля под маркой "Додж". Причем главной целью было выпустить машину лучше, чем фордовская "Модель Т". Уж кто-кто, а ведущие поставщики запчастей отлично знали ее сильные и слабые стороны.

Главным недостатком "Модели Т" (который сам Генри Форд долгое время считал главным достоинством) был ее крайний аскетизм. Идея братьев Додж была проста: сотни тысяч людей покупают простецкие "Форды", а ведь рано или поздно им захочется стать владельцами настоящего автомобиля.

Первый автомобиль под маркой "Додж" вышел на рынок в ноябре 1914 г. Он позиционировался "ступенькой выше", чем "Модель Т", и стоил в полтора раза дороже. На то время "Доджи" оказались лучшими моделями по соотношению "цена/функциональность", и потребители сразу это оценили. В 1916 г. объем продаж превысил 70 тыс. машин, в 1919-м взял планку в 100 тыс.

Колесили и куролесили вместе

Успех компании "Додж" на поприще производства автомобилей сделал братьев одними из самых состоятельных людей США. Впрочем, они не отказались от привычек "людей из народа". Особенно ярким нравом отличался старший брат — Джон. Однажды, здорово загуляв в одном из детройтских баров, он под дулом пистолета заставил владельца отплясывать на стойке, а в процессе исполнения "танцевального номера" швырял бокалами в стены заведения. На следующий день протрезвевший Джон Додж вернулся в салун, извинился и заплатил за причиненный ущерб. В другой раз, когда газета "Детройт Таймс" написала в его адрес критическую статью, Джон Додж отправился домой к редактору и угрожал его убить.

Его брат отличался более мягким и сдержанным характером, но и тут бывали исключения. Однажды Гораций Додж (опять же, после посещения салуна) никак не мог завести свой "Форд Т". Случайный прохожий позволил себе бросить шуточку в адрес его водительских способностей. В ответ Гораций без лишних слов двинул шутника по голове заводной рукояткой, и когда тот свалился без памяти, спокойно склонился над… автомобилем.

Подобные выходки братьев Додж долго препятствовали их вхождению в высшее общество Детройта. Но они и тут не оставались в долгу. Когда Горацию Доджу отказали в приеме в престижный детройтский "Кантри-клуб", он купил по соседству с его зданием участок земли и отгрохал дом с органом, пристанью для яхт и великолепной оранжереей роз. По сравнению с особняком аристократический клуб выглядел жалкой лачугой.

Однако в памяти земляков главное место занимает все же доброе его деяние. Дело в том, что Гораций Додж был главным покровителем Детройтского симфонического оркестра. И в этой ипостаси сыграл ведущую роль в кампании по сбору средств на сооружение нового концертного зала — сам пожертвовал $150 тыс. Он же оплатил наем постоянного дирижера, который вывел оркестр на уровень мирового класса. Когда в 1920 г. Гораций Додж скончался, в последний путь его провожали под траурный марш в исполнении Детройтского симфонического оркестра.

Неразлучные при жизни, братья Доджи не расстались и в смерти. Оба умерли почти одновременно и по одной и той же причине: пневмонии после перенесенного гриппа-"испанки".

Их детище, конечно, продолжало жить, но дела в компании начали постепенно ухудшаться, первые позиции в автомобилестроении пришлось уступить. И в 1925 г. вдовы Додж продали компанию банкирской группе "Диллон Рид". Сумма сделки была рекордной — $146 млн. Однако банкиры явно не справлялись с управлением автомобильной компанией: за три года их руководства "Додж" скатился с пятого на тринадцатое место в списке автопроизводителей США. Тогда-то и наступило время второго этапа грандиозной распродажи наследства братьев Додж.

Преспективная сделка

И тут в игру вступил Уолтер Крайслер — опытнейший менеджер и бизнесмен, который к тому времени уже успел поруководить компаниями "Бьюик", "Дженерал Моторс" и "Виллис", а в 1924 г. основал собственное детище — корпорацию "Крайслер". Дела у него шли великолепно, однако Крайслер понимал: чтобы обеспечить максимальные темпы экспансии, лучше всего приобрести кого-то из именитых конкурентов. "Бесхозный", но пользующийся отличной репутацией "Додж" был лучшим кандидатом. Конечно, Крайслеру очень помогло то, что его компания шла в гору, и стоимость ее акций была высока. Иначе ему вряд ли удалось бы консолидировать $170 млн в акциях, которые и пошли на оплату покупки.

Разница в "банкирском" и "автомобильном" менеджменте стала ощущаться буквально сразу же после сделки. Это не исторический анекдот, а реальность: когда представляющий предыдущего владельца Кларенс Диллен позвонил Уолтеру Крайслеру и сообщил, что все документы оформлены и на время переходного периода компания "Додж" вполне в состоянии обходиться без руководства в течение ближайших трех месяцев, новый собственник ответил: "Кларенс, наши парни работают на "Додже" еще со вчерашнего дня". Крайслеру понадобилось меньше суток, чтобы "выбросить за борт" предыдущий менеджмент и организовать работу по-новому. Результат сказался очень быстро: в начале 1930-х годов "Додж" практически восстановил былые позиции на рынке.

С тех пор "Додж" является одним из ведущих подразделений концерна "Крайслер", и продолжает оставаться таковым и после слияния последнего с "Даймлером". В нынешнем году бренд "Крайслер" активизировал продвижение на рынке Европы, возложив амбициозную задачу "открытия Старого Света" на компактный кроссовер Dodge Caliber. Так что спустя 92 года наследство братьев Додж по-прежнему в цене.

    Реклама на dsnews.ua