• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Василий Данылив: "В Украине отсутствуют стабильные и четкие правила работы, зато присутствует тотальная коррупция"

Реклама на dsnews.ua
Президент компании Ukrеnergy Holding :"В Украине отсутствуют стабильные и четкие правила работы, зато присутствует тотальная коррупция"

В Украине компании предпочитают восстанавливать малые ГЭС, построенные еще во времена Советского Союза, нежели строить новые. Два года назад о строительстве каскада мини-ГЭС в Западной Украине заявила компания Ukrеnergy Holding, но широко разрекламированный в СМИ проект компании, как выяснилось, заглох. В интервью "ВД" собственник Ukrеnergy ­Holding Василий Данылив рассказал об особенностях инвестирования в гидроэнергетику и объяснил, что помешало его компании завершить свой амбициозный проект в Западной Украине.

Насколько комфортными и привлекательными являются нынешние условия и правила для инвесторов, которые хотят вкладывать в проекты в гидроэнергетике в нашей стране?
— И условия, и правила для инвесторов в гидроэнергетические проекты в Украине являются полностью неприемлемыми. Установленный на законодательном уровне тариф (841,4 грн. за 1 МВт-ч), по которому малые ГЭС могут реализовывать производимую электроэнергию, не обеспечивает возврат инвестиций в сооружение новых станций в сколь-нибудь приемлемые сроки. Такой размер тарифа делает целесообразным лишь восстановление ранее построенных малых ГЭС без значительных капиталовложений. Для сравнения: тариф для производителей в сфере солнечной энергетики установлен на уровне 5068,1 грн. за 1 МВт-ч. Однако заниженный тариф — далеко не основная причина отсутствия инвестиций в малую гидроэнергетику.

В Украине нет стабильных и четких правил работы, независимой судебной системы, зато присутствует тотальная коррупция — взяточничество и кумовство. По­скольку наш проект находится за пределами личных интересов ряда чиновников, шансы на его завершение малы при нынешней власти, которая поддерживает такое разделение сфер влияния.

Какова особенность реализации проектов в гидроэнергетике, если сравнивать с проектами в ветро- и солнечной энергетике?
— Проекты в гидроэнергетике отличают нетиповой характер инженерной части, высокая относительная стоимость инфраструктуры — плотин, электросетей, — неразвитость территорий в основном, отсутствие потребителей в местах сосредоточения гидропотенциала, а также ограничения в виде возможных неблагоприятных последствий для экологии.

Два года назад Кабинет Министров Украины выделил Ukrenergy Holding 17,2 га для строительства ГЭС на реке Тересва в Закарпатской области. Как в настоящее время идет реализация этого проекта?
— Компания планировала ввести первую из четырех ГЭС каскада в 2012 году, а завершить строительные работы в 2014-м. Однако реализация проекта была приостановлена в 2010 году, после президентских выборов и последовавшего за ними резкого ухудшения инвестиционного климата, обусловленного главным образом ростом коррупции в органах государственной власти. Продолжать работу над проектом без раздачи взяток стало невозможно.

В частности, компании не удается законно, с соблюдением всех требований действующего законодательства и без взяток, пройти процедуру землеотвода. Кабинет Министров Украины 21 октября 2009 года своим Распоряжением №1234 лишь согласовал месторасположение одной из четырех ГЭС каскада. Загвоздки в реализации данного проекта начались на этапе отведения земли под первую из электростанций: ее так и не выделили. Согласно украинскому законодательству, при отводе земель лесного фонда необходимо получить разрешение Кабинета Министров Украины на сбор документов и изготовление проекта землеотвода.

Какие законодательные препятствия существуют и как можно их преодолеть?
— Компания в ходе реализации проекта столкнулась с несогласованностью законодательных актов между собой, частым внесением изменений в нормативно-правовые акты, что приводит к увеличению объема работы, сроков реализации проекта и его стоимости. Процессы согласования проектной документации и отвода земельных участков чрезмерно зарегулированы. Необходимо собрать огромное количество согласований, заключений и справок, за некоторые из них необходимо платить значительные суммы денег разработчикам. Все это сопровождается поборами на всех уровнях. Устранить описанные выше проблемы можно путем внесения изменений в нормативно-правовые акты.

Реклама на dsnews.ua

Сколько вы потратили на реализацию проекта?
— Уже потрачено около 5% от сметной стоимости проекта, которая превышает ?110 млн.

Каковы планы компании в гидроэнергетике на ближайшие несколько лет?
— Сроки возобновления реализации проекта по сооружению каскада малых ГЭС на реке Тересва не определены в силу изложенных причин. Других проектов в гидроэнергетике компания пока не планирует. Мы не видим смысла в сложившихся условиях инвестировать в украинскую энергетику. Нашу позицию разделяют многие европейские компании.

В Европе у вас есть опыт реализации проектов в альтернативной энергетике — строительство ветро­электростанции, геотермальный проект в Словакии. Почему в Украине вы решили реализовывать проект именно в гидроэнергетике?
— Потому что реализация этого проекта позволяет не только получить источник экологически чистой электроэнергии, но и частично решить крайне острую для Закарпатья проблему паводков за счет сооружения ограждающих и защитных дамб, входящих в состав гидроузлов.

Вы как-то рассказывали, что разрешительная документация по реализации проекта могла легко уместиться в автобус. Со стороны каких государственных органов было оказано самое большое сопротивление — местных или центральных?
— На местном уровне у нас была полная поддержка. Сопротивление мы встретили в центральных органах исполнительной власти.

Поскольку вы заморозили проект, допускаете ли возможность его продажи?
— Мы рассматриваем такой вариант развития событий.

    Реклама на dsnews.ua