• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Николай Злочевский: "Теперь все знают, чем мы будем заниматься в ближайшие пять лет"

Реклама на dsnews.ua
Министр экологии и природных ресурсов "Теперь все знают, чем мы будем заниматься в ближайшие пять лет"

Министр экологии и природных ресурсов "Теперь все знают, чем мы будем заниматься в ближайшие пять лет"

С держанный оптимизм — похоже, именно так наиболее точно можно описать отношение министра экологии и природных ресурсов Николая Злочевского к пятилетнему плану действий, который для его ведомства утвердил Кабмин. Похоже, одному ему известно, сколько сложностей еще предстоит преодолеть для реализации Национальный план действий Минприроды.

Есть ли у вас уверенность в том, что Национальный план действий Минприроды к 2015 году будет выполнен?
— Я не думаю, что сейчас время для громких заявлений. Предстоит большая тяжелая работа по выполнению НПД. Именно на этом сегодня стоит сконцентрироваться. Нам нужно максимально детализировать все заявленные планы и графики, подумать о прозрачности и открытости всех процессов, связанных с финансированием работ.

Ведь даже если нам удастся наконец-то завершить амбициозный проект по очистке Украины от непригодных ядохимикатов, но его будут сопровождать скандалы вокруг расходования средств или тендерных процедур, вряд ли нас ждут лавры победителей. Признаюсь, я сам буду просить правоохранителей внимательно следить за всем, что касается расходования средств по НПД. И чем понятнее и прозрачнее будут организованы все процессы, тем больше шансов, что в 2015 году нам удастся реализовать все запланированное. Теперь все знают, чем мы будем заниматься в ближайшие пять лет.

Вы сами планируете доработать в нынешнем кресле до 2015 года, чтобы реализовать НПД?
— Отвечу искренне: ни в одной стране мира глава не мог бы утвердительно ответить на ваш вопрос, не слукавив. В политике все очень непредсказуемо. Но есть важное отличие нынешней власти в Украине от предыдущих. Сегодня правительство действительно не боится смотреть на перспективу в пять-десять лет. И именно это позволяет смело готовить долгосрочные проекты. Ведь чтобы, например, вывезти на утилизацию за пределы Украины просроченные пестициды, нужно было год потратить только на сбор и систематизацию данных о местах их складирования.

А ведь чаще все такие склады — это просто нелегальные свалки на краю поля, которые сформировались еще во времена Советского Союза. Только завершив эту работу, мы могли приступать к анализу химического состава ядохимикатов, чтобы понять, как их транспортировать и ликвидировать. Это длительный процесс. И заниматься такой работой может только команда, которая уверена, что пришла всерьез и на­долго.

Вы упомянули о прозрачности тендерных процедур. Заработать деньги на подрядных работах в рамках НПД может любая компания?
— Да, при условии, что услуги такой компании будут адекватны по цене, а ее квалификация не вызовет сомнений. Еще раз вернемся к пестицидам: если их вывозом займется обычная транспортная компания без опыта работы с подобного рода грузами, мы потом перед людьми не оправдаемся тем, что ее услуги очень дешевы. Это же касается и утилизации. Тщательно изучив ситуацию, мы пришли к выводу, что в Украине утилизировать ядохимикаты такого высокого уровня опасности просто негде. Но если компании готовы к жест­кому отбору, мы открыты для них.

Реклама на dsnews.ua

Одним из источников финансирования НПД будет Еврокомиссия. Но ее доля в общем бюджете относительно невелика. В чем была потребность привлечения денег от ЕС?
— Участие Евросоюза в этом проекте для нас важно в первую очередь с точки зрения позитивного опыта совместной работы. Действительно, объем финансирования со стороны ЕС может показаться не очень большим. Но если мы сможем зарекомендовать себя надежными и предсказуемыми партнерами, уверен, денег на защиту окружающей среды со стороны Еврокомиссии будет выделяться все больше. Лично для меня участие ЕС в реализации НПД важно еще и как гарантия соблюдения всех необходимых процедур при подготовке и реализации проектов на международном уровне. Это своеобразный знак качества. Брюссель вряд ли будет финансировать проекты, в которых что-то не так с точки зрения прозрачности и целесообразности.

Но изначально целесообразность включения в НПД тех или иных статей расходов определялась в Минэкологии и природных ресурсов?
— Конечно. Все департаменты и центральные органы власти, которыми руководит Минэкологии, подали свои проекты. Имели такую возможность и другие министерства. Затем проекты прошли тщательнейшую экспертизу в Общественном совете при нашем министерстве, в который входят экологические организации. На этом этапе в НПД были внесены серьезные изменения. Экологические организации в Украине — это очень мощная сила, объединяющая не только экологов, но и ученых, и юристов. Практически все замечания Общественного совета учтены. Я сделал это осознанно. Для меня крайне важно, чтобы этот документ изначально был воспринят общественностью как прогрессивный и реальный. Рад, что это удалось.

    Реклама на dsnews.ua