• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Больно, но надо

Реклама на dsnews.ua
В Украине стартовала реформа здравоохранения. В течение четырех лет ее "обкатают" в четырех регионах, чтобы после провести по всей стране. Уже на стар

В Украине стартовала реформа здравоохранения. В течение четырех лет ее "обкатают" в четырех регионах, чтобы после провести по всей стране. Уже на старте к ней были готовы подключиться частные компании, с опытом успешного управления клиниками — как в Украине, так и за рубежом. Но приглашения от чиновников так и не последовало. Означает ли это, что коррупционные схемы, действовавшие в системе здравоохранения десятилетиями, будут работать и дальше? Как изменить отношения между пациентом и врачом? Об этом читайте в новом спецпроекте "ВД" "Клинический случай".

"Операции у нас стоят денег. С вас пять тысяч гривен. Сумму можете принести завтра", — сообщила врач автору этой статьи, в то время как его родственника вывозили из операционной. Операция была внеплановой и проходила в одной из государственных больниц столицы. Вопрос "почему?" в таких случаях не задают, интересуясь сразу — "сколько?". Государство, сделав свои больницы де-факто частными, не хочет признать этого де-юре.

Помедленнее
Ежегодно украинцы тратят около 40 млрд грн. на благодарность врачам — порядок цифр, который признают даже во Всемирной организации здравоохранения. По оценкам ВОЗ, фактический объем финансирования сферы здравоохранения в Украине составляет около 7% ВВП, что вполне сопоставимо со странами ЕС. Но если в Европе источниками финансирования является бюджет и страховые премии, то в Украине каждая вторая гривня, потраченная на медицину, — нелегальная плата, которую пациент кладет в карман лечащего врача. При этом в стране действует 49 статья Конституции, гарантирующая гражданам бесплатное медицинское обслуживание в государственных медучреждениях. Противоречие, с которым мы живем не одно десятилетие, начали публично признавать и топ-чиновники. Но в начавшейся этим летом реформе системы здравоохранения места для его решения не нашлось. Основной упор сделан на уменьшение количества мед­учреждений. "Чиновники признали только одну проблему — инфраструктурную, — констатирует Олег Петренко, первый заместитель гендиректора частной клиники "Оберіг". — Но вторую проблему — как будут "ходить" деньги — они не трогают".

Формальное объяснение — изменение системы финансирования является болезненным для многих граждан, которые все еще едва сводят концы с концами, переживая последствия экономического кризиса. На самом же деле большинство врачей, с которыми беседовали корреспонденты "ВД", полагают, что выстроенная вертикаль в целом устраивает руководителей казенных медучреждений и вышестоящее начальство, позволяя бесконтрольно тратить собираемые пожертвования. "Происходит это следующим образом. Заведующий отделением в обычной больнице закрывает глаза на то, что врач берет "благодарности". В свою очередь завотделением получает свою долю. Да и он сам берет взятки, "торгуя", к примеру, лучшими палатами. Аналогичным образом выстроены взаимоотношения и по вышестоящей вертикали: главврач больни­­цы — заведущий гор- и облздравом и далее", — поясняет схему Олег Петренко. По экспертным оценкам, только 20-30% финансовой благодарности пациентов направляются рачительными хозяевами государственной медицины на нужды больницы, например, закупку оборудования, препаратов, ремонт...

Оказывается…
"У нас давным-давно прошла функ­циональная приватизация системы государственных медучреждений. Пускай попробует врач-хирург "с улицы" сразу попасть в операционную райбольницы и оперировать, — иронизирует Олег Петренко. — Ему это не удастся, поскольку ключ от нее у завотделением, который сам за наличные деньги купил многое из оборудования, инструменты... Государство ему ничего не покупало. Скажу больше, я видел операционные в гинекологических отделениях украинских больниц, которые по оснащенности не уступают таковым в Европе, потому что зарабатывают деньги своим "хозяевам". Однако такая полуприватизация невыгодна пациентам. Ведь, оплачивая услуги врачей в конвертах, они не получают гарантии качественного лечения и права вернуть потраченные деньги.

Что же делать? Обратиться к опыту соседей, преуспевших в деле реформирования системы, доставшейся в наследство от социалистического прошлого. Все, кто достиг мало-мальского успеха на этом пути, начинали не только с пересмотра структуры медучреждений, но и изменили направление финансовых потоков в сфере, максимально выведя их из "тени". "Самое главное — это изменить систему финансирования", — утверждает Милан Кабрночь, соавтор реформы системы здравоохранения в Чехии (подробнее — см. интервью, стр. 24-25). Оптимальный путь — введение обязательного медицинского страхования, но при условии права пациента самостоятельно выбирать лечащего врача и клиники, независимо от формы собственности. "В таком случае поликлиника или больница будут заинтересованы привлечь как можно больше клиентов, — рассказывает Наталия Полищук, директор инвесткомпании Advent International Ukraine (владеет частной клиникой "Исида"). — Пациент будет "голосовать" своей страховкой за лучшего врача или больницу. Как следствие — последние будут получать от страховой компании больше средств". В противном случае, если пациент сможет получать бесплатные услуги по своей страховке только у закрепленного за ним врача или в больнице, коррупции не удастся избежать.

Отдам в хорошие руки
Судя по настроениям, царящим в высоких кабинетах, именно там будут определять, как и каким казенным медучреждениям жить. Правда, уменьшение количества клиник не означает, что качество обслуживания в них улучшится — в конце концов, менеджмент останется прежним и по-прежнему будет зависеть от чиновников, а не от потребителей услуг, что снова открывает путь для коррупции. Но коль скоро государство в течение столь длительного времени не проявило себя эффективным собственником, может, стоит от его услуг отказаться? Чехия решила для себя этот вопрос радикально, продав с молотка 80% больниц и поликлиник. По такому же пути пошла и Грузия.

Реклама на dsnews.ua

И если о результатах реформы в Грузии говорить еще рано, то в Чехии, где с момента перемен прошло два десятка лет, позитивные изменения очевидны: коррупция уменьшилась, а качество услуг выросло, и они по-прежнему доступны для рядовых граждан.

К сожалению, этот опыт в Украине нереализуем, поскольку его применение требует внесения изменений в Конституцию, заморозившую сокращение государственных медучреждений. Естественно, что на изменение данной нормы ни одна из ведущих политических сил в Украине не пойдет. "Бесплатность медицины — это политический предвыборный козырь, который еще долго будут разыгры­вать", — констатирует Николай Скавронский, коммерческий директор медлаборатории Synevo Ukraine.

Для Украины выходом может стать передача государственных клиник в руки частного инвестора, что полностью вписывается в рамки законодательства. Именно такой путь избрала Польша. "Многие украинские медучреждения неэффективны с операционной точки зрения, — говорит Наталья Полищук. — Пример Польши показывает, что при правильном менеджменте можно сэкономить до 15-20% расходов медучреждения, при этом повысив качество услуг". Чтобы конкурировать за пациента, частные управленцы будут вынуждены инвестировать сэкономленные средства в развитие, то есть закупку нового оборудования, наем высококлассного персонала.

Это выгодный бизнес, утверждает Борис Радуцкий, глава клиники "Борис". По его информации, несколько зарубежных компаний, имеющих опыт управления клиниками в соседних странах, заинтересованы в приходе на украинский рынок (подробнее — см. блиц-интервью, стр. 21). Более того, конкуренцию им готовы составить и владельцы украинских клиник. Но при одном условии: прозрачных и понятных правилах проведения конкурса по передаче в управление медучреждений. "Хотя наш бизнес-план и не предусматривает такого направления деятельности, тем не менее, если будет предложена честная модель правил игры, то, полагаю, наша компания могла бы поучаствовать в конкурсах по приватизации или же управлению госклиниками", — говорит Наталья Полищук. Аналогичная позиция и у руководства Medicover Group (одна из крупнейших компаний, владеющая частными клиниками в Центральной Европе, в Украине развивает сеть медицин­ских лабораторий Sуnevo). "Исторически мы не рассматривали этот тип сотрудничества (управление госклиниками — прим. "ВД"), но это не означает, что Medicover не рассмотрит это, если будет такая возможность и если это скажется на улучшении сервиса для пациентов", — сообщил Фелип Веласкес, коммерческий директор Medicover. Более конкретны в своей позиции украинские компании, чьи амбиции по управлению измеряются не одной, а несколькими клиниками в регионе.

Сработает ли такая модель в Украине, можно было бы проверить уже нынешней осенью, как раз в ходе эксперимента по реформе здравоохранения, стартовавшего в четырех регионах страны. Почему ее идеологи обошли стороной такой сценарий, неизвестно. В течение более чем двух месяцев "ВД" пыталась обсудить этот и многие другие вопросы с кураторами изменений, но, увы, у них времени на общение с журналистами не нашлось. Воистину, деньги любят тишину. Даже если это деньги пациентов.

Ретрограды Европы
Украина и Беларусь — две страны из постсоциалистического лагеря, система здравоохранения которых не претерпела существенных изменений за последние 20 лет. Во всех остальных странах Восточной и Центральной Европы реформа либо уже завершена, либо находится на завершающей стадии. Хотя "перестройка" в каждой из стран имела свои особенности, общим стало введение обязательного медицинского страхования (ОМС). Фактически его появление означало перекладывание части затрат по содержанию здравоохранения на самих граждан. В итоге бюджет сферы возрос, но качественные улучшения граждане почувствовали лишь в тех странах, которые отказались от финансирования по принципу койко-мест, вынудив врачей и клиники конкурировать за пациентов.

Сам себе доктор
Практически половина затрат на здравоохранение в Украине приходится на частный сектор. Как правило, это наличные платежи. По последним данным ВОЗ, датируемым 2008 г., на долю этого источника приходится свыше 44% от всего объема фактического финансирования сферы. По данному показателю Украину опережают лишь шесть стран: Азербайджан, чьи граждане самостоятельно оплачивают около 81% затрат на здравоохранение, Грузия (69,1%), Албания (60,6%), Кипр (56,3%), Армения (55,5%) и Молдова (49,4%).

    Реклама на dsnews.ua