• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Сергей Зубов, глава совета директоров ДК "Газ Украины"

Реклама на dsnews.ua

ОБЪЕКТИВКА

КТО:

Сергей Зубов
родился в 1962 г. в Краматорске Донецкой обл.

ОБРАЗОВАНИЕ:

  • 1981 г. — окончил Краматорский машиностроительный техникум
  • 1981-1983 гг. — служил в армии
  • 1991 г. — окончил Краматорский индустриальный институт

КАРЬЕРА:

  • 1981 г. — начал трудовую деятельность на Новокраматорском машзаводе.
  • Декабрь 2003 — апрель 2005 гг. — директор по вопросам инвестиционной деятельности совета директоров ДК "Газ Украины"
  • Апрель-август 2006 г. — председатель правления "Киевгаза"
  • Август 2006 г. — по сегодняшний день — глава совета директоров ДК "Газ Украины"
Реклама на dsnews.ua

СЕМЬЯ:

Женат, воспитывает 5 детей

Представители группы газоснабжающих компаний, которые принято связывать с экс-зампредседателем "Нафтогазу України" Олегом Бахматюком, обвинили дочернюю компанию НАК — "Газ Украины" — в попытке принудить своих акционеров продать компании RosUkrEnergo акции облгазов. "Газ Украины" отрицает сей факт, уверяя, что единственная его цель — навести порядок в управлении газовым хозяйством. Подробностями взаимоотношений с облгазами и перспективе развития украинского газового рынка с "ВД" поделился председатель совета директоров ДК "Газ Украины" Сергей Зубов.

>>Почему "Газ Украины" инициировал введение новых договоров с облгазами на аренду распределительных сетей?

— Суть перезаключения договоров проста: предыдущие договоры 31 декабря 2006 года утратили силу. Заключая новые, мы, как государственная компания, решили повысить ответственность облгазов за использование госимущества — газораспределительные сети. Конечно, ужесточению условий никто не обрадовался, но наша позиция логична: пять лет пользоваться государственным имуществом, не внося за него арендную плату, и при этом даже не выделять на ремонт прописанные в договорах 4% остаточной балансовой стоимости распределительных сетей — это недопустимо. Халатно относиться к сбору средств за газ — недопустимо. С этими требованиями сложно спорить, они элементарны! Поэтому подавляющее большинство облгазов без вопросов подписали договоры в новой редакции.

Меня до глубины души возмущает тот факт, что пять западноукраинских облгазов все перекрутили и утверждают, что прокурорские проверки вызваны их отказом перезаключить договоры. Прокуратура проверяет их за нецелевое расходование государственных средств в 2005-2006 годах, и новые договора тут совершенно ни при чем. Кроме эти облгазов, существуют и другие неподписанты, но их никто не проверяет, потому что они государственных денег на газификацию не брали.

>>Очевидно, что условия новых соглашений на аренду сетей очень жесткие и таят риск невыполнения их облгазами. Планирует ли в этом случае "Газ Украины" разрывать с такими облгазами договоры аренды и отдавать сети в аренду "Укргазсетям"?

— Ну, во-первых, это не договоры аренды, а договоры "пользования". Во-вторых, нам не нужно их разрывать, мы их просто не продлеваем. Что касается самих условий, то их сложно назвать жесткими. Это элементарное наведение порядка. Функция облгаза заключается в том, чтобы полностью собирать плату за продаваемый через него газ и поддерживать в порядке газораспределительные сети. Что тут жесткого? Для этого им сети и передавались…

>>Если облгазы останутся без сетей, они просто "отомрут". Как НАК видит структуру и принципы нового газового рынка?

— Ну почему отомрут? Просто им придется строить свой бизнес как обычным хозяйствующим субъектам, а не как "привилегированным" структурам, которые зарабатывают на госимуществе. Облгазы смогут сохранить наработки по реализации сжиженного газа, смогут торговать газом на общих основаниях, искать себя в другом бизнесе. В конце концов, у них есть основные фонды — здания, технологический автотранспорт, — то, что в процессе приватизации составило их уставные фонды. На этой базе вполне можно работать. Десятки и сотни частных компаний не имели и до сих пор не имеют таких стартовых условий.

Однако не надо забывать: газотранспортные сети никогда не были собственностью облгазов, которые приватизировались без учета их стоимости, и никто никогда не обещал, что государственное имущество будет отдано облгазам навечно.

>>Как вы прокомментируете предположение, что это похоже на завуалированную реприватизацию облгазов?

— Не нужно смешивать вопрос возврата госимущества и вопрос реприватизации. На пакеты акций и основные фонды облгазов никто не посягает. А распределительные сети, находившиеся в управлении облгазов, принадлежат государству. И государство вправе их изымать. В противном случае приватизация облгазов стала бы скрытой приватизацией распределительных сетей. Об этом нужно говорить! И потом, у "Газа Украины" нет стремления "выдавить" все облгазы и забрать этот бизнес полностью под свой контроль. Речь идет только о том, что если некоторые облгазы не могут или не хотят эффективно для государства использовать его имущество, то рано или поздно государство это осознает и найдет им замену. Поэтому структура рынка распределения газа в ближайшем будущем будет комбинированной. Частью сетей будут управлять те, кто делает это сегодня, но при этом эффективно. Там, где есть проблемы, эту работу будем выполнять мы.

Отдельно хочу подчеркнуть, что интересы трудовых коллективов облгазов не пострадают. Мы заинтересованы в сохранении квалифицированных кадров, они будут приглашены на работу в региональные управления "Укргазсетей" или областные филиалы ДК "Газ Украины". К примеру, в Черновицкой области, где сети уже переданы в управление нашему филиалу, а через него — "Укргазсетям", процесс перевода сотрудников идет полным ходом. Большинство специалистов "Черновцыгаза" написали заявления о переводе, и мы ждем получения "Укргазсетями" лицензии на транспортировку газа, после чего все будут приняты в штат. Люди от этого только выиграют — в "Газе Украины" зарплаты в среднем в полтора раза выше. Следующими кандидатами на лишение права управлять государственными сетями после "Черновцыгаза" являются "Закарпатгаз", где в феврале произошла серьезная авария на газораспределительных сетях, и "Черкассыгаз", которая не справляется даже с функцией сбора денег с промпотребителей, не говоря уже про население и ТКЭ.

>>Для чего "Нафтогаз України" создал дочернее предприятие "Газа Украины" — "Укргазсети" по обслуживанию распределительных газопроводов? Для передачи "экспроприированных" сетей?

— Для того, чтобы навести порядок в техническом состоянии сетей. И чтобы пресечь возможность несвоевременных расчетов за газ, который поставляется потребителям через облгазы — это второй критерий, по которому мы будет лишать отстающие предприятия права в дальнейшем управлять госимуществом. За декабрь прошлого года два из "проблемных облгазов" — Львовский и Ивано-Франковский — умудрились заплатить 0% стоимости газа, потребленного населением, Закарпатье заплатило 4%, Волынь — 18, Чернигов — 27%. Это при том, что средний по Украине уровень расчетов за тот период составил 64%. Никаких объективных причин для такого провала не было. Соседние области, такие как Ровенская или Тернопольская, с аналогичными условиями жизни людей, с такой же экономической ситуацией, численностью населения, — все платили лучше. Значит, действовал субъективный фактор: вы нам — новые условия, а мы вам — неплатежи. Выгодно ли государству, чтобы эти облгазы и дальше эксплуатировали государственные распределительные сети? Чтобы они и дальше не вкладывали в них деньги, да еще и пытались выкручивать государству руки с оплатой газа, за счет транспорта и реализации которого они живут?

Поскольку именно "Газ Украины" передал облгазам в пользование государственные газораспределительные сети и именно мы несем ответственность за то, чтобы они использовались эффективно, мы решили, что эта ситуация нас не устраивает. Может быть, если бы не было этого всплеска неплатежей — если бы частные операторы государственного имущества не пытались диктовать государству условия, — вопрос "Укргазсетей" возник бы позже. Хотя в целом я считаю ревизию договоров управления сетями вполне назревшей. И неоднократно говорил, что она затронет не только западную группу, но и другие предприятия, на основании двух простых и прозрачных критериев. Первое — уровень расчетов. Второе — вложения в сети.

>>А возможна ли дальнейшая передача газораспределительных сетей, которые вы "изымаете" у облгазов, RosUkrEnergo?

— Мы не собираемся и физически не можем этого сделать. Сети принадлежат ФГИ, а не нам, они не находятся на балансе ни "Газа Украины", ни НАК "Нафтогаз України". Это прекрасно знают и представители самих облгазов, которые придумали эту сказку, чтобы вызвать резонанс в обществе.

Существует единственный законный путь приватизации газораспределительных сетей: Верховная Рада должна сначала исключить их из перечня объектов, не подлежащих приватизации, затем включить в список приватизации на какой-нибудь, — скажем, 2008-й год, а затем поручить ФГИ продать эти объекты. Другого пути нет.

>>Каков на сегодняшний день уровень расчетов облгазов? Как технически НАК может себе вернуть функцию сбора оплаты за газ с конечных потребителей? Для этого нужна сеть компаний по всей Украине…

— Расчеты неудовлетворительные. Тут сказалось и повышение цены газа, и организационные вопросы получения потребителями льгот и субсидий, и призывы отдельных политиков не платить за газ и коммунальные услуги.

Долг облгазов перед нашей компанией за газ, потребленный с начала 2007 года, например, населением, превысил 1 млрд грн., а уровень расчетов, по данным оперативного мониторинга, составляет лишь 48%. Долги бюджетных организаций превышают 208 млн грн. (расчеты — 38%). Новое руководство НАК очень активно взялось за погашение газовых долгов теплокоммунэнерго, мы были вынуждены начать отключения котелен по всей стране. Это крайняя мера, в отключаемых регионах живут и лично мои родственники, и родственники многих наших сотрудников, но, к сожалению, другого пути нет.

Беседу вела Юлия Слинько

    Реклама на dsnews.ua