• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Переполох случился

Реклама на dsnews.ua

Глава НАК "Нафтогаз України" Алексей Ивченко выбрал не самое удачное время для визита в Туркменистан (туда г-н Ивченко отбыл 20 июня). Накануне глава СБУ Александр Турчинов заявил о начале уголовного расследования против бывших чиновников правительства и НАК "Нафтогаз України", которые на протяжении 2003-2005 гг. были причастны к подготовке двух украинских газовых "суперконтрактов" — договоров с офшорными компаниями Eural TG и RosUkrEnergo о поставке природного газа из Туркменистана в Украину.

На протяжении последних четырех лет Украина ежегодно закупает через эти частные компании около 36 млрд куб. м туркменского природного газа. Половину этого объема Украина оплачивает деньгами, половину — клиринговыми поставками товаров, услуг и оборудования. Кроме этого, в 2001-2004 гг. Украина ежегодно получала около 1 млрд куб. м инвестиционного газа, которым Туркменистан рассчитывался с нашей страной за реализацию проектов развития промышленности и инфраструктуры в этой стране. Среди них — возводимая ОАО "Укрспецмонтажстрой" система Ашгабатского дренажно-коммуникационного туннеля стоимостью более $200 млн и железнодорожного моста через реку Амударья стоимостью $123 млн, возводимого корпорацией "УкрАзиабуд" и проектным институтом ЗАО "Укртрансмагистраль".

В конце 2004 г. экс-глава НАК "Нафтогаз України" Юрий Бойко превысил свои полномочия, подписав от лица правительства дополнение к очередному газовому контракту на 2005 г., согласно которому государство Украина взяло на себя обязательства направить в Туркменистан инвестиции, эквивалентные не 1 млрд куб. м газа, как ранее, а 5 млрд куб. м, то есть на сумму около $1,4 млрд.

Накануне вышеуказанного заявления СБУ о начале уголовного расследования махинаций с транзитом и поставками туркменского газа стало ясно, что Украина вряд ли "вытянет" $1,4 млрд этих инвестиций. Сигналом к этому стал телефонный разговор Виктора Ющенко с президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым, в котором Туркменбаши подверг резкой критике темпы реализации одного из инвестиционных проектов — строительство моста корпорацией "УкрАзиабуд". Глава всех туркмен заявил, что корпорация самовольно установила завышенный коэффициент стоимости своих услуг, а Ющенко пообещал разобраться в этом вопросе.

Президент Украины сдержал свое слово, и в июне Генпрокуратура начала против "УкрАзиабуд" ряд расследований. В 2001-2004 гг. эта корпорация, не спеша реализовывать проект в Туркменистане, добилась статуса уполномоченного координатора ряда межгосударственных соглашений Украины с Таджикистаном, Узбекистаном и Афганистаном. Она учредила ряд дочерних компаний в этих странах, приобрела месторождения плавикового шпата в Таджикистане (Такобский ГОК, производящий сырье для цветной металлургии) и взялась за масштабную реконструкцию Таджикского алюминиевого завода. Активность "УкрАзиабуд" в этих странах вызывала ревность Туркменистана, на территории которого корпорация работала менее активно. Долгие годы такая ситуация сходила с рук благодаря косвенной связи корпорации с экс-премьером Евгением Марчуком — его бывший первый помощник генерал-полковник СБУ Александр Нездоля занимает должность первого вице-президента корпорации "УкрАзиабуд".

Возбудив дела по расследованию операций, связанных в том числе с клиринговыми и инвестиционными операциями Украины в Туркменистане, Киеву не удалось успокоить Ашгабат, и в середине этого месяца Туркменбаши подверг критике состояние дел в расчетах. Критику эту подхватила Россия, заинтересованная в срыве украинско-туркменской газовой торговли. Так, российский вице-премьер Виталий Христенко заявил о существовании долга Украины перед Туркменистаном в размере $900 млн, экс-глава НАК "Нафтогаз України" Юрий Бойко говорит о сумме в $400-$500 млн. Украина устами заместителя пресс-секретаря МИДа пока официально заявила о наличии долга по товарному погашению газа на сумму не более $150 млн. Исходя из таких больших расхождений в цифрах, можно сделать вывод, что вопрос этот лежит скорее в политической, чем в экономической плоскости. И заявление украинского внешнеполитического ведомства о том, что о сентябрьском визите президента Туркменистана там ничего не знают (хотя еще неделю назад об этом говорили как о решенном вопросе), только подтверждает это предположение.

    Реклама на dsnews.ua