• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

"Спортивный" интерес

Реклама на dsnews.ua

В украинском футбольном мире грандиозное собы-тие — ФК "Шахтер" Рината Ахметова на днях официально раскрыл свои доходы за сезон 2006/2007 (они составили $47 млн), и привел структуру этих доходов. Среди основных статей— спонсорские взносы, продажи прав на телетрансляции, трансферы (продажи игроков), продажи клубной атрибутики. В то же время, о чистом финрезультате клуб не сообщил, посему убыточен или прибылен он, в конечном итоге, так и осталось тайной.

Владельцы украинских ФК — олигархи — не устают заявлять, что инвестируют крупные суммы в клубы только из великой любви к футболу, так как клубы убыточны. Впрочем, "ВД" удалось получить конфиденциальные данные, согласно которым три украинских клуба — "Шахтер", "Черноморец" и "Таврия" — получили чистую прибыль в 2006 г. В то, что украинские ФК убыточны по основной (спортивной) деятельности, поверить еще можно, хотя бы относительно некоторых клубов. Но если копнуть глубже, выясняется что украинский футбол плотно "оброс" как смежными, так и совершенно далекими от него, но фантастически прибыльными видами деятельности. Сколько действительно зарабатывают владельцы украинских футбольных клубов — олигархи — на этой деятельности, выясняли журналисты "ВД".

Бизнес-игра

Реальные заработки украинских футбольных клубов — тайна за семью печатями. Юридическая форма шести ведущих украинских клубов — ЗАО или ОАО. То есть, как и предприятия любых отраслей, они ведут стандартную финансовую и налоговую отчетность и подают ее в соответствующие органы (ГКЦБФР и ГНАУ). Но даже эти отчеты тщательно оберегаются от постороннего глаза. В чем убедилась "ВД", пытаясь получить эти данные. УЕФА обязала украинские клубы предоставлять финотчетность центру лицензи-рования Федерации футбола Украины. Представители ФФУ отказались поделиться данными с "ВД", заявив, что федерация не имеет права их афишировать без разрешения клубов, и заверив, что не предоставляет финансовые показатели даже УЕФА.

Недоступна данная информация зачастую и для людей, имеющих непосредственное отношение к клубам. "О доходах клубов мы узнаем только по чьим-то словам, реальную же, документированную отчетность компаний никто не видит", — сказал "ВД" арбитр ФИФА Олег Орехов.

В последнее время украинский бизнес ежегодно инвестирует в развитие футбольных клубов более $250 млн. Олигархи денег на ветер не выбрасывают, значит, рассчитывают на определенные дивиденды. И некоторые их уже получают. Так, по данным отчетности, полученной из конфи-денциальных источников, самым прибыльным в 2006 г. было ЗАО "ФК "Шахтер" — 39 млн грн.

Статьи заработка, которые для футбольного клуба в мире считаются основными — продажа прав на телетрансляции матчей, билетов, клубной атрибутики, участие в турнирах, реклама и средства спонсоров, трансферы. В европейских клубах доля всех названных источников в общей сумме доходов в процентном соотношении примерно равная. Украинские же команды пока до 90% доходов получают именно от трансферов и спонсоров. Так, в прошлом сезоне ФК "Шахтер" пополнил свою казну на $32,5 млн. Однако клуб потратил еще большую сумму (?44 млн) на пополнение своих рядов.

Реклама на dsnews.ua

Также клубы зарабатывают на последующих перепродажах футболистов уже другими клубами. По правилу УЕФА, если в паспорте игрока написано, что он тренировался в каком-то клубе определенное количество лет, то этот клуб имеет право на компенсацию. Так, Chelsea, приобретя у Milan Андрея Шевченко за ?50 млн, отдал часть суммы киевскому "Динамо". "Шахтер" заплатил вырастившей Анатолия Тимощука луцкой "Волыни" около $300 тыс.

В дальнейшем у украинских команд есть хорошие шансы увеличить доходы от трансферов. Практически все клубы поддерживают свои детско-юношеские школы, выращивая молодое по-коление как для себя, так и на продажу. Например, запорожский "Металлург" ежегодно инвестирует около 4,5 млн грн. в свою детскую школу, где занимаются 450 вос-питанников. Остается их только "раскрутить". Наиболее дорого оцениваются нападающие первой четверки украинских клубов и футболисты, засветившиеся в еврокубках. Полузащитник киевско-го "Динамо" и сборной Украины Олег Гусев, намедни вошедший в сотню лучших игроков сезона по версии УЕФА, может принести своему клубу не менее $6 млн. Но, как показывает опыт продажи Тимощука, сумма может быть в разы больше.

Следующая, весьма доходная статья украинского клуба — учас-тие в еврокубках. Правда, дорога в Европу открыта только четырем клубам. Команды, занявшие первое и второе места в чемпионате Украины, завоевывают право на участие в Лиге чемпионов, третий и четвертый клубы — в менее доходном Кубке УЕФА. В сезоне 2006/2007 более всего из украинских ФК на этом заработал "Шахтер" — ?7,5 млн.

Заработки от продажи прав на трансляцию матчей хоть и растут с каждым годом, но пока приносят клубам копейки. Так, доходы "Шахтера" от продажи прав на телевизионные трансляции выросли более чем на четверть по сравнению с предыдущим сезоном и достигли $565,57 тыс. В целом же Профессиональная футбольная лига, продающая права клубов на трансляции, получила в прошлом сезоне $2,35 млн, из которых $1,1 млн достались футбольным командам. В текущем сезоне ПФЛ надеется заработать $4-5 млн, а через несколько лет довести доходы до $12-13 млн. Российская Премьер-лига уже сейчас получает $27 млн от трансляций. Рост заработка возможен за счет увеличения количества трансляций. В сезоне 2007/2008 ПФЛ планирует заполучить показ 180 игр, в 2009/2010 — 240 игр чемпионата.

Доходы украинских клубов от продажи билетов и абонементов на матчи пока тоже очень низки. Заполняемость стадионов и цены на билеты далеки от привлекательно-го для владельцев клубов уровня (подробнее — см. блиц-интервью с президентом ПФЛ Равилем Сафи-уллиным на стр. 40). "Шахтер" в прошлом сезоне получил от прода-жи билетов и абонементов лишь $760 тыс., "Карпаты" — более $200 тыс. Хотя, по подсчетам аналитиков, сборы "Динамо" только за один матч Лиги чемпионов при переполненном НСК "Олимпий-ский" составляют не менее $400 тыс. Владельцы клубов, дабы увеличить эти доходы, начали массово строить собственные стадионы. В несколько раз повысят доходы от матчей строящиеся стадионы в Донецке, Днепропетровске и Харькове. В этом случае клубы не будут платить $70-100 тыс. арендной платы за каждый матч. Всего15 матчей чемпионата Украины в год плюс несколько матчей в евротурнирах. А это — уже почти $2 млн дополнительных денег. О своем поле в Киеве мечтает и Вадим Рабинович, но пока безуспешно. "Нам не дали ни одного куска земли, даже на ФК "Арсенал". Когда я пришел в клуб, они ножницами отрезали длинные рукава — не было футболок, — посетовал он в интервью "ВД". — После Нового года, если ничего в стране не поменяется, я думаю, что мы все вместе спросим еще раз у киевской власти, что она хочет — помогать клубу или помогать себе". Впрочем, пока неизвестно, хочет ли клуб приобрести участок под стадион на торгах или "выбить" его у Киевсовета бесплатно.

Дабы рассчитывать на достойные доходы от продажи клубной атрибутики, клубы не должны жалеть усилий на завоевание лояльности болельщиков. Пока что ярче всех проявил себя на этом поприще Вадим Рабинович, считающий своей задачей превратить футбол в яркое зрелище. "Арсенал" проводит товарищеские матчи со студентами, устраивает для своих фанов вечеринки с участием поп- и рок-музыкантов, на которых разы-грываются денежные призы, автомобили и т.п. "Шахтер", открывший 38 магазинов и один интернет-бутик, заработал на них в прошлом сезоне $850 тыс. 8 собствен-ных магазинов у "Карпат", по 2 — у донецкого "Металлурга" и "Черноморца". Примечательно, что оптовые цены в интернет-магазине последнего почти на 50% ниже розничных. Кстати, по данным исследования Premium TV в Великобритании, онлайн-магазины способны увеличить оборот на 100%, повысив среднюю стоимость товара с ?40 в обычных магазинах до ?70 в интернете.

В целом, по оценкам опрошенных "ВД" экспертов, клу-бы украинской высшей лиги уже сейчас зарабатывают более $350 млн. В ближайшие годы командам светит минимум 10%-й рост доходов — при условии улучшения спортивных результатов, создания яркого шоу и способности эффективно продать это зрелище.

Тайная бухгалтерия

Как видим, доходы у клубов не такие уж и плохие, учитывая реальное качество их игры. Тогда как в "сухом остатке" из шести ведущих клубов чистую прибыль по итогам прошлого года получили только три. Дело, похоже, в произвольном отношении владельцев клубов к вопросу, что учитывать при подсчете операционной прибыли (от основной деятельности), размеров активов клуба и т.д. Похо-же, что продажу игроков дру-гим клубам в операцион-ную прибыль включают не все. Например, операционная прибыль "Шахтера" за 2006 г. была отрицательной (-313,792 млн грн.), тогда как чистая прибыль равнялась 39,012 млн грн. Это значит, что клуб получил немалые доходы от неосновной деятельности. От какой именно — остается только гадать.

Активы и чистый доход "Днепра" впечатляют (почти 3 млрд грн. и 2 млрд грн. соответственно). Это в 60 раз больше, чем, например, у "Шахтера" или киевского "Динамо". Что наводит на определенные размышления. По данным рейтинга ТОП-100 "ИнвестГазеты", ЗАО "Футбольный клуб "Днепр-96", помимо спортивной деятельности, занимается торговлей марганцевой рудой, ферросплавами, металлом, масложирпродукцией. ФК "Динамо Киев", по неофициальной информации, был одним из крупнейших нефтетрейдеров, клуб успешно пользовался преференциями при импорте спиртного и табака.

"Футбольный клуб — отличное прикрытие для отвода денег в тень, — полагает источник "ВД", пожелавший остаться неназванным. — Многие клубы ведут двойную бухгалтерию, занимаются минимизацией налогов, выводом финансов за рубеж, обналичкой". По его мнению, минимум 50% доходов клубов остаются в тени, и рекордсмены в этом нелеком деле — "Днепр" Игоря Коломойского и "Динамо Киев" братьев Суркисов. Неслучайно большинство спонсоров ФК — "родственные" владельцам клубов компании. Примечательно, что спонсо-ром "Динамо" недавно стал ПриватБанк, соучредителем которого является бизнес-партнер Суркиса Игорь Коломойский.

Даже если не все клубы "вплетают" в свою отчетность другие виды деятельности владельцев, то множество направлений могут "паразитировать" на футболе, при этом никак не отражаясь на показателях якобы убыточных клубов. Ныне только некоторые активы "Динамо" — ресторан, офис-центр, арендуемые теннисные корты на территории стадиона "Динамо" — приносят, по оценкам "ВД", более $8 млн дохода в год. Всего же в состав "Динамо", как некогда признался Григорий Суркис, входит несколько десятков предприятий. К тому же Киевсовет вскоре может выделить клубу 70 га земли в Конча-Заспе якобы для строительства еще одной тренировочной базы.

Александр Ярославский тоже не забывает о сопутствующих футболу бизнесах. Он вкладывает ?250-300 млн в строительство комплекса "Металлист-сити", в состав которого войдут торговые и развлекательные помещения (226 тыс. кв. м), 208 точек питания, офис-центр (146,7 тыс. кв. м), гостиница (около 49,1 тыс. кв. м), концертная арена, конференц-центр, паркинги на 22 тыс. автомобилей, фитнес-центр, спа-зона, залы для занятий боксом. Хорошо, если доходы от "околоклубных" видов деятельности сам клуб не обойдут стороной. Ведь не факт, что владелец включит эти объекты в активы клуба — почему-то клуб, по крайней мере формально, предпочитают держать "в черном теле". Так, после приобретения клуба Александром Ярослав-ским официальная выручка от реализации резко пошла вниз: 2004 г. — 2,5 млн грн., 2005 г. — всего 215 тыс. грн. Тогда как в предыдущие два года этот показатель был на уровне соответственно 38 млн грн. и 19,8 млн грн.

Так что на сегодня, независимо от того, прибыльны ли классические виды деятельности украинских ФК, их владельцам клубы приносят неплохие ди-виденды. Во-первых, являясь базой для развития торгово-развлекательной индустрии. Во-вторых (правда, с каждым годом все реже) — базой для минимизации налогов от других видов деятельности финансово-промышленных групп.


МНЕНИЕ.

АНДРЕЙ СТЕПАНОВ. Партнер Deloitte & Touche USC

— Футбол — это шоу-бизнес. Чтобы сделать его прибыльным, нужно правильно объединить все элементы шоу (актеры, сцена, сценарий и режиссер) и добавить к ним элемент бизнеса. Безусловно, доходы будут на- прямую связаны со спортивными результатами клубов. Многие помнят поединок в финале Лиги чемпионов 1999 года между "Манчестер Юнайтед" и мюнхенской "Баварией": проигрывая 0:1, "Манчестер" забил в добавленное арбитром время два гола и выиграл Лигу. Но немногие знают, что в течение пяти минут клуб тем самым увеличил свои годовые доходы на 20% за счет роста призовых сумм, спонсорских доходов, доходов от прав на трансляцию матчей и от мерчандайзинга. Но рост доходов не всегда означает повышение прибыльности: основной статьей затрат клубов являются зарплаты игрокам, которые составляют очень высокую долю в общих расходах. И тенденции к их уменьшению в Европе не наблюдается. Для того, чтобы увеличить стоимость доходов от трансляции, клубам нужно создавать качественное, захватывающее шоу, способное вызвать и удерживать интерес широкой аудитории болельщиков. В современном футбольном бизнесе продается все — атрибутика, право на использование торговой марки, еда и напитки с логотипом клуба, рингтоны… Для увеличения статьи доходов от мерчандайзинга, им нужно заниматься как полноценным бизнесом. Кроме того, у клуба должны быть болельщики, готовые все это покупать.

МНЕНИЕ.

МИХАИЛ ПОЖИВАНОВ. Народный депутат VI созыва, экс-президент ФК "Металлист" (Мариуполь), "Арсенал" (Киев)

— Футбольные клубы интересны бизнесу с точки зрения их капитализации. Та же инфраструктура "Динамо Киев" (база в Конча-Заспе, стадион "Динамо") вместе с землей сегодня оценивается в десятки, если не сотни миллионов долларов. Тогда как бизнесмены получали имущество клубов абсолютно не по коммерческим ценам. Через футбол можно решать много бизнес-вопросов. К примеру, в свое время "Шахтер" заходил на любые предприятия и получал в качестве спонсорской помощи металл, электроэнергию и пр. по отпускным ценам.

Доходы клубов от неосновной деятельности очень велики. До ужесточения налоговой системы многие коммерческие контракты предприятия проводили через клубы, чтобы сводить баланс: все расходы клубов по перелетам, содержанию, зарплатам ложились на затратную часть без оплаты налогов. Сейчас система налогообложения немного ужесточилась, завышенные расходы на командировочные уже нельзя списать на затраты: они могут идти только с прибыли. Хотя до сих пор спонсоры клубов пользуются возможностью минимизировать налоги. Размер теневых доходов определить сложно. Думаю, он зависит от жадности людей, занимающихся коммерческими операциями. Теневые доходы клубы могут получать от трансферов: компании указывают в контрактах не все суммы.

    Реклама на dsnews.ua