• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Аммиакальная зависимость

Реклама на dsnews.ua

В начале мая должен состояться конкурс по продаже Одесского припортового завода (ОПЗ). Борьба за столь лакомый объект обещает быть жаркой. Контроль над перевалочным комплексом ОПЗ, через который проходит четверть мирового объема аммиака, позволит влиять на мировые цены на этот продукт. Потому неудивительно, что в схватке за предприятие готовятся скрестить копья крупнейшие химические компании СНГ и Европы — Group DF Дмитрия Фирташа, ОАО "ДнепрАзот" Игоря Коломойского, ОАО "Азот" (Черкассы) и ОАО "Черниговское химволокно" Александра Ярославского, концерн "Стирол" Николая Янковского, IBE Trade Алекса Ровта, норвежская Yara International АSA, ОАО "Ренова-Украина" Виктора Вексельберга, ОАО "Минерально-химическая компания "ЕвроХим" Андрея Мельниченко и подконтрольное "Газпрому" ОАО "СИБУР Холдинг". Одесский припортовый, выставленный на продажу по стартовой цене в $600 млн, может "уйти" в частные руки минимум за $1,5 млрд, полагают аналитики. Однако инструментарий отечественных и зарубежных олигархов в борьбе за лакомый объект не ограничится финансовыми возможностями. В ход пойдут и более "изысканные" методы ведения сражений: лоббистские связи и подковерные интриги.

Но ни один из отечественных олигархов не в состоянии самостоятельно приобрести ОПЗ. И дело даже не в деньгах, а в расстановке сил на украинском политическом олимпе. Ключевую роль в приватизации завода играют президент и Кабмин. От воли Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко зависит, состоится ли конкурс по продаже предприятия. При этом у каждого из "олимпийцев" имеется свое видение того, кто и за сколько должен приобрести ОПЗ.

"Разом і батька легше бити"

Первый влиятельный претендент на ОПЗ, Дмитрий Фирташ, вряд ли будет самостоятельно участвовать в конкурсе. Компанию ему составит, по крайней мере, одна мощная финансово-промышленная группа — "Приват" Игоря Коломойского. На химическом рынке Украины группа представлена крупным предприятием — "ДнепрАзот".

В одном из своих интервью бизнес-партнер Коломойского Геннадий Корбан заявлял, что "Приват" и группа Фирташа могут объединить свои химические активы для совместного участия в приватизации ОПЗ. "Легче сброситься вместе, может, привлекая также Александра Ярославского, и купить этот завод", — заявил тогда бизнесмен.

Опыт хозяйствования "на троих" у бизнесменов уже есть. В прошлом году группа олигархов перехватила у татарстанских акционеров контроль над Кременчугским НПЗ. Юридические таланты команды Коломойского, административный ресурс группы Фирташа—Бойко (Юрий Бойко на тот момент возглавлял Министерство топлива и энергетики) и желание восстановиться в прежней должности близкого к Александру Ярославскому Павла Овчаренко, который возглавлял Кременчугский НПЗ в 2003-2004 гг., стали силой, способной выбить из Украины мощнейшую бизнес-группу президента Татарстана Минтимера Шаймиева.

Триумвират Group DF—"Приват"—DCH, скорее всего, готов приобрести ОПЗ лишь с целью его дальнейшей перепродажи в пакете со всеми остальными своими химическими активами структурам "Газпрома". Как говорят партнеры Коломойского, "группа "Приват" может продать все, кроме Родины, близких и друзей". Неизбежный рост цен на газ, необходимость инвестировать в модернизацию предприятий, отсутствие емкого внутреннего рынка сбыта могут стать достаточными аргументами, чтобы избавиться от химических предприятий, если, конечно, за них предложат хорошую цену. Тем более, как показал опыт продажи металлургических активов "Привата" компании Evraz Романа Абрамовича, если сбывать собственность "пакетом", то можно получить существенную премию к ее цене.

Реклама на dsnews.ua

Ближайшим конкурентом Фирташа & Ко может стать еще один триумвират — украинский концерн "Стирол" Николая Янковского, американская компания IBE Trade Алекса Ровта и норвежская компания Yara. Связь между этими тремя структурами проследить совсем несложно. Связующим звеном в тройке выступает Ровт — вместе с Янковским они создали совместное предприятие по производству карбамидно-аммиачной смеси "Стирол-IBE", а с норвежской компанией их объединяет совместный контроль над российским предприятием "Минудобрения" (Россошь). Кроме того, по словам самого Ровта, его компании принадлежит 5% акций "Стирола". Сегодня влияние бизнесменов не столь существенно, как во времена правительства Виктора Януковича. Ничего удивительного в этом нет, ведь Николай Янковский входит в парламентскую фракцию ПР, а Алекс Ровт наладил конструктивные взаимоотношения с Социалистической партией в целом и Валентиной Семенюк в частности еще в 2005 г. Тогда правительство Тимошенко в рамках курса на реприватизацию оспаривало законность создания ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот" (ЗАО "Азот") на базе активов Северодонецкого государственного производственного предприятия "Азот".

И во многом благодаря противостоянию главы ФГИ Валентины Семенюк действиям Леди Ю компании IBE Trade удалось сохранить контроль над ЗАО "Азот". По сообщениям СМИ, когда во главе Кабмина стоял Виктор Янукович, приватизация ОПЗ готовилась именно под "Стирол" и его бизнес-партнеров. Продажа припортового не прошла по сценарию Семенюк только благодаря настойчивым "пожеланиям" президента оставить ОПЗ в госсобственности.

Для российских компаний "Ренова" Виктора Вексельберга, "ЕвроХим" Андрея Мельниченко и подконтрольного "Газпрому" "СИБУР Холдинга" приобретение ОПЗ настолько же важно, как в 2005 г. покупка "Криворожстали" для Mittal Steel и Arcelor. В России уже давно идет активная консолидация химической промышленности, и контроль над ОПЗ может дать решающее преимущество любой из компаний для объединения отрасли. Пальму первенства на российском химическом рынке удерживает компания "ЕвроХим", выручка которой в 2006 г. достигла $1,96 млрд. На фоне этого гиганта весьма скромно выглядит "СИБУР Холдинг", чей химический бизнес представлен лишь предприятиями "Азот" и "Отон". Однако владелец контрольного пакета акций "СИБУРа" — ОАО "Газпром" — заинтересован в развитии химического направления. Для этих целей внутри холдинга даже создано подразделение "СИБУР — Минеральные удобрения". А благодаря газовому монополисту у "СИБУРа", в отличие от других российских и украинских предприятий, есть огромное, а в будущем решающее преимущество — прямой доступ к газу. Контроль над ОПЗ позволит российским компаниям не только существенно увеличить доход и капитализацию, но и открыть новые возможности для поглощения конкурентов. Так, "ЕвроХим" и "Газпром" конкури-руют за контроль над предприятием "Тольяттиазот", от которого аммиакопровод идет на одесский перевалочный комплекс. Кроме того, по данным российской прессы, "Газпром" ведет переговоры с Андреем Мельниченко об объединении химических активов "СИБУРа" и "ЕвроХима". Оснований для того, чтобы ожидать результативного завершения переговоров, более чем достаточно. Мельниченко уже согласился на продажу "Газпрому" своей доли в Сибирско-Уральской энергетической компании (СУЭК). Поэтому не исключено, что "ЕвроХим" и "Газпром" в ходе приватизации ОПЗ будут действовать сообща.

Компания "Ренова" в химпроме представлена достаточно широко, однако производством аммиака и удобрений не занимается. Очевидно, что выйти на рынок сельскохозяйственной химии Вексельберг решил благодаря покупке ОПЗ. В любом случае, у олигарха достаточно средств и влияния для того, чтобы побороться за ОПЗ, возможно, даже в интересах "Газпрома". Естественно, за достойную плату.

Страна чудес

Приватизацией Одесского припортового завода плотно занимались практически все правительства начиная с 2004 г. Однако до сих пор предприятие находится в госсобственности. Причин тому много, главная — нежелание президентов страны, как Кучмы, так и Ющенко, усиливать какую-либо из бизнес-групп, отдав ей контроль над предприятием, тем самым ослабив влияние государства на химических баронов. Еще в середине прошлого года Виктор Ющенко советовал не спешить с приватизацией завода. Предыдущие условия приватизации ОПЗ, якобы выписанные под "Стирол", не устраивали президента. Но уже в нынешнем году, по сообщениям СМИ, Ющенко использовал все свое влияние на Валентину Семенюк-Самсоненко, чтобы она объявила конкурс по продаже предприятия. Причем последний конфликт вокруг приватизации этого объекта между Кабмином, Секретариатом президента и Фондом госимущества разворачивался на фоне переговоров по поставкам газа в Украину. Вероятно, в тайных газовых договоренностях и кроется причина радикального изменения позиции президента.

В итоге Кабмин утвердил условия приватизации ОПЗ со стартовой ценой в 3 млрд грн. Примечательно, что, по условиям конкурса, поторговаться за Одесский припортовый на конкурсе с элементами аукциона может практически любая бизнес-структура, не зарегистрированная в офшоре. Казалось бы, все должны быть довольны — равные условия для претендентов гарантированы, в условиях открытой конкуренции побеждает тот, кто платит больше. Однако украинские химические компании, даже такие крупные, как горловский "Стирол", не располагают достаточными финансовыми ресурсами, чтобы наравне тягаться со своими северными коллегами. Ведь российским химикам газ обходится в четыре-пять раз дешевле, чем украинским, а продукцию они продают, если не учитывать затрат на транспортировку, практически по одинаковым ценам. Фактически открытый и прозрачный конкурс выгоден российским гигантам. Наиболее вероятным покупателем ОПЗ на открытом приватизационном конкурсе будет тот, кто предложит максимальную цену за объект. А это сможет сделать никто иной, как "лопающиеся" от денег российские инвесторы.

Украинские олигархи — Фирташ, Коломойский и Ярославский — смогут тягаться с россиянами, только если объединят свои усилия и пустят в ход все свое политическое влияние. Учитывая, что исход открытой приватизации ОПЗ практически предрешен, украинским компаниям, чтобы конкурировать на достойном уровне, остается искать, мягко говоря, альтернативные способы борьбы, например, судебную систему. Не прошло и недели после объявления конкурса по продаже ОПЗ, как депутат Одесского городского совета Алексей Гончаренко подал в Окружной административный суд Киева иск к Кабинету Министров. По словам депутата, приватизация Одесского припортового незаконна без проведения экологического аудита предприятия. Гончаренко заявляет, что экологический аудит ОПЗ даже не заказан, в то время как в ФГИ утверждают обратное.

В своем письме Алексею Гончаренко зампредседателя ФГИ Александр Потимков сообщает, что в 2006 г. научно-производственное и правовое объединение "Эко-Консалт-групп" провело аудит ОПЗ.

Но Украина — страна чудес. Поэтому нельзя исключать, что даже такой иск суд может удовлетворить и тем самым, по крайней мере, затянуть на неопределенное время приватизацию ОПЗ. Такой вариант развития событий может быть выгоден "Стиролу", не обладающему такими финансовыми возможностями, как его зарубежные конкуренты. Даже если иск не будет удовлетворен, судебные разбирательства нанесут удар по инвестиционной привлекательности ОПЗ, и ряды претендентов на предприятие могут существенно поредеть. Однако даже если "Стиролу", IBE и Yara удастся сформировать альянс, и они смогут предложить вполне конкурентную цену за ОПЗ, теряющая позиции Валентина Семенюк не сможет подыграть своим "протеже".

Еще один "серый" способ распродажи госсобственности недавно был испробован ФГИ во время приватизации "Лугансктепловоза". Тогда ФГИ во главе с Валентиной Семенюк допустил к конкурсу лишь две структуры, причем обе — подконтрольные российскому бизнесмену Искандеру Махмудову. Трудно судить, насколько вероятен такой сценарий развития событий в случае с ОПЗ. Ведь, с одной стороны, по мнению источников "ВД", уже невооруженным глазом видно лояльное отношение Виктора Ющенко к RosUkrEnergo и ее собственнику, Дмитрию Фирташу, недавно вошедшему в Национальный совет по вопросам благотворительности "Согрей любовью ребенка", возглавляемый дочерью президента Виталиной Ющенко. Кроме того, последние события вокруг Фонда госимущества продемонстрировали, что его глава Валентина Семенюк полностью на стороне президента. А если учесть, что Валентина Петровна уже доказала свою способность проводить приватизационные "торги" под конкретного инвестора, то конкурс по продаже ОПЗ по аналогичному сценарию вполне вероятен. В таком случае победа Фирташа & Ко практически гарантирована.

С другой стороны, непрозрачная приватизация ОПЗ ударит по репутации Юлии Тимошенко. А вероятному кандидату в президенты не с руки разрушать собственный имидж. Кроме того, в отсутствие конкуренции вряд ли инвестор заплатит за ОПЗ многим больше стартовой цены. А для Тимошенко сегодня жизненно необходимо продать Одесский припортовый по максимальной цене не только с целью демонстрации эффективности своего подхода к продаже госимущества, но и для того, чтобы выручить средства для продолжения выплат вкладчикам Сбербанка. В преддверии грядущих президентских, а возможно, и парламентских выборов результаты приватизации ОПЗ могут сыграть если не решающую, то, по крайней мере, одну из ключевых ролей. Без сомнения, продажа завода вне конкурса вызовет грандиозный скандал, который не нужен сейчас Юлии Тимошенко и вряд ли желателен для Виктора Ющенко. Впрочем, по мнению экспертов, президент сможет избежать скандала, "попросив" основных потенциальных участников торгов ("Газпром" & Ко) отказаться от участия в конкурсе. Главная цель будет достигнута — и волки сыты, и овцы целы.

    Реклама на dsnews.ua