• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

А деньги здесь тихие…

Реклама на dsnews.ua

Расследовать факты продажи сельхоз-угодий в Бородянский район Киевской области мы направились неслучайно. Один из источников "ВД" поделился с нами информацией о том, что в селе Блиставица Бородянского района какие-то неизвестные предприниматели за последний год скупили больше 100 га земли сельскохозяйственного назначения. Нам сказали, что платили крестьянам "живыми" деньгами из расчета около $70 за сотку и даже оформляли какие-то договора.

Ловкая схема

Движимые журналистским любопытством, ранним утром 8 ноября мы направились в Бородянскую районную государственную администрацию за подробностями. Уже после первых минут разговора заместитель председателя райгосадминистрации Михаил Миль подтвердил нам наличие фактов продажи земли. В двух словах чиновник разъяснил нам схему покупки земельных паев в обход моратория: "Согласно Закону "О личном крестьянском хозяйстве" крестьянам может выделяться участок до 2 га для ведения личного хозяйства. Эти земельные участки не попадают под действие моратория на продажу сельхозугодий. Поэтому владельцы просто переводят земельный участок (пай) из категории товарного производства в категорию индивидуального хозяйства. После чего продают эту землю".

Информацию о продаже земли нам подтвердили и в районном управлении земельных ресурсов. "Земля продается массово в ближайших к Киеву населенных пунктах: селах Блиставица и Озера. Действительно, люди получают государственные акты на право частной собственности на землю и пишут заявления в администрацию о присоединении этих паев к индивидуальным сельским хозяйствам. Крестьяне имеют право делать это по закону", — сообщил "ВД" начальник управления Олег Бульбанюк. В ходе неофициального расследования нам удалось выяснить, что эти самые 117 га в селе Блиставица якобы купил "Центр мiжнародних повiтряно-вантажних перевезень" (за точность названия мы не ручаемся). Более того, по слухам, организация со столь интригующим названием платила деньги не за саму землю, а за... обещание продать им паи, заключая некие предварительные договоры, согласно которым после снятия моратория владельцы земли обязуются передать свои паи именно Центру и никому другому.

Бородянские миллионеры

Сразу же за Гостомелем мы попросили скромно одетого мужчину сориентировать нас в направлении села. Смекалистый селянин тут же предложил показать нам нужную дорогу, если мы его подвезем. Не успела машина тронуться с места, как новый пассажир тут же поинтересовался целями нашей поездки.

— Да вот земли хотим прикупить, — решили мы не раскрывать свою журналистскую сущность. И как оказалось далее — правильно сделали.

— Купите у меня. У меня есть земельный пай в 4,5 га. Могу продать по $500 за сотку, — тут же последовало коммерческое предложение.

Реклама на dsnews.ua

— А как же запрет на продажу? Ведь землю-то продавать нельзя?!

— Так все продают. Я вот эту землю сейчас переоформляю в индивидуальное пользование, а потом под застройку вам продам. И нотариус тут рядом есть, все оформит.

Высадив продавца земли, мы провели несложные арифметические подсчеты. Как оказалось, представитель обездоленного крестьянского класса потенциально обладает как минимум миллионным состоянием в национальной валюте. Правда, сам населенный пункт Блиставица не производит впечатление оазиса благополучия и мало чем отличается от большинства сел в других регионах Украины. К сожалению, председателя сельсовета на месте не оказалось, и журналисту "ВД" пришлось пообщаться с милой барышней, которая почему-то постеснялась представиться. За пару минут мы выяснили, что земельные паи в селе купить в принципе можно, но за $70 — сотку, как в прошлом году, нам никто землю не отдаст, не отдаст и за $300, а вот за $500 продать могут.

К слову сказать, все дальнейшие попытки у немногочисленных жителей села выяснить, какая же структура в действительности выкупила за год больше 100 га земли примерно за $800 тыс., так и не увенчались успехом. Завидев фотоаппарат и диктофон, селяне предпочитали ретироваться или отнекивались. Сложилось впечатление, что о земле говорить в селе боятся, тем паче опасаются называть организации, скупившие эту землю. Но все-таки в беседе без диктофона нам рассказали, что участки по 38 соток по $70 возле Гостомельского аэродрома выкупила какая-то структура, вроде бы имеющая отношение к АНТК им. Антонова. А участки по 25 соток земли поймы р. Ирпень уже по $300 выкупил какой-то киевский банк. Опрошенные нами жители села были солидарны в одном — что, во–первых, они продешевили, в во–вторых, все о покупателях точно знает председатель сельсовета.

Правда, один договор продажи земельного участка в 38 соток нам удалось посмотреть. Но никаких данных юридических лиц и реквизитов в этом документе не было. В качестве покупателя выступало просто частное лицо, зарегистрированное в одной из соседних областей.

Кто же в действительности покупал землю в селе Блиставица, мы продолжили выяснять в Киеве.
Мы сразу решили напрямую обратиться в авиакомпанию АНТК им. Антонова, в чьем ведении находится аэродром в окрестностях пгт. Гостомель. Тем более, что земля была выкуплена непосредственно около взлетно-посадочной полосы, и жители села несколько раз ссылались на антоновцев. Но как выяснилось, сами антоновцы не в курсе земельной сделки.

"Ни АНТК "Антонов", ни ее подразделение "Авиалинии Антонова" не имеют никакого отношения к скупке земли вокруг аэродрома в Гостомеле. Дело в том, что когда-то из этого аэродрома хотели сделать крупный аэропорт, однако дальше разговоров дело так и не пошло. Однако некоторые предприниматели, прослышав об этом, стали скупать земли вокруг аэродрома "Гостомель", чтобы в случае, если аэродром таки будет развиваться, получить от этого свою выгоду. Со структурой, которая называется "Центр повiтряно-вантажних перевезень", наша компания никогда не сотрудничала. Я не знаю, что это за организация", — рассказал "ВД" Константин Лушаков, исполнительный директор авиакомпании "Авиалинии Антонова. В принципе, слова г-на Лушакова подтвердили имеющуюся у "ВД" информацию о том, что некие американские инвесторы планировали вложить деньги в расширение аэродрома в Гостомеле, вследствие чего начался ажиотаж вокруг участков, граничащих с аэродромом.

Финальная точка

Понятно, почему так сложно найти владельцев 117 га сельхозугодий, купленных у крестьян в селе Блиставица Бородянского района Киевской области. Достаточно просто взять в руки калькулятор и подсчитать, что на приобретение 1 сотки земли по $70 таинственным Центром было потрачено около $800 тыс. Сегодня селяне утверждают, что могут продать сотку и за $300. Соответственно, если продать массив земли по таким расценкам, можно выручить уже около $3,5 млн. Неплохой подъем примерно за один год. Сразу оговоримся: мы никоим образом не ставили целью своего расследования вывести на чистую воду неких злоумышленников, незаконно скупающих черноземы в обход официальных запретов. По большому счету, вся операция по приобретению земли в селе Блиставица с юридической точки зрения — законна. С этим согласны и местные чиновники.

Другое дело — насколько адекватна была цена, и как на практике происходила сама продажа. Мы просто хотели показать на конкретном примере, что действующий мораторий на покупку земли вовсе не становится препятствием для желающих купить земельный участок, а только приводит к появлению всевозможных теневых схем. Вследствие чего владельцы участков зачастую не получают реальной стоимости земли, а на перепродаже сельхозугодий зарабатывают посредники и чиновники. Причем самого высокого уровня. И здесь начинается самое интересное, так как финальная точка подобного рода "теневых" земельных схем ставится в здании… Кабинета Министров Украины. Ведь решение об изменении целевого назначения участков пахотных земель принимается согласно постановлению КМУ № 502 от 11.04.2002 г. непосредственно Кабинетом Министров Украины. Комментарии, как говорится, излишни. Но об этом в следующих номерах "ВД".

    Реклама на dsnews.ua