• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Власть поменялась, теневые денежные потоки остались.

Реклама на dsnews.ua

Поездка в метро должна стоить, как минимум, копеек 70-75 вместо нынешнего полтинника. В этом начальство харьковского метрополитена пытается убедить местных чиновников уже не первый год.

Прошлой зимой чуть было не убедило. Пока губернатор (Евгений Кушнарев — прим. "ВД") был в отпуске, его первый зам (Александр Колесников — прим. "ВД") даже подписал распоряжение об увеличении стоимости проезда в метро, но с публикацией, а значит, и с введением в действие, торопиться не стал. Тем временем губернатор, вернувшись из отпуска, распоряжение и вовсе отменил.

По официальным данным, при нынешней плате за проезд подземка обеспечивает свои текущие эксплуатационные расходы чуть больше чем на половину. Поездки же льготников ежегодно "влетают" метрополитену более чем в 30 млн грн.

Насколько эти данные соответствуют действительности, по мнению Петра Костенко, большой вопрос. В часы пик по странному совпадению часть турникетов, как правило, не работает — из них вынимают выручку, зато через турникет для льготников идут все подряд, одни показывают "корочки", другие суют диспетчеру жетоны, третьи — деньги. Ни деньги, ни жетоны, убежден Костенко, впоследствии нигде не учитываются.

Чтобы узнать, сколько на самом деле зарабатывает харьковский метрополитен, Петр Костенко собирается установить на всех входах в подземку по камере наблюдения и приставить к ней двух добровольцев в качестве охраны.

"Камеры будут фиксировать пассажиропоток через турникеты, а льготники должны будут обязательно показывать удостоверение на камеру, — рассказывает Петр Костенко. — Мы будем проводить съемку в течение недели. Данные будут архивироваться, то есть накапливаться, на жестком диске — винчестере. Потом еще две-три недели понадобится на обработку информации. А потом мы выложим все наши данные в интернете, опубликуем на телевидении, в прессе. И пусть компетентные органы сравнивают статистику".

Такая схема, по словам предпринимателя, уже апробована и доказала свою эффективность на одном из харьковских частных автобусных маршрутов. "Камера окупилась за три дня, притом, что для автобуса система наблюдения стоит чуть дороже — $1 тыс. (потому что там тряска, нужны противоударные механизмы, автономное питание), — говорит харьковский предприниматель. — Оказалось, что в среднем каждый водитель в день с одного "Богдана" воровал 200 грн! На маршруте — 10 автобусов. Выходит, 2 тыс. грн. каждый день уходило в карман водителям!"

Реклама на dsnews.ua

Собственные камеры метрополитена, по словам Петра Костенко, для проверки не подходят. Они ведут наблюдение только в режиме реального времени, не позволяя воспроизвести то, что было спустя некоторое время. К тому же доступ к данным метрополитеновских камер наблюдения для широкой общественности закрыт.

С начальством метрополитена Петр Костенко пока свои планы проверки подземки не обсуждал, зато он уже заручился поддержкой руководства милиции и губернатора. Более того, глава Харьковской облгосадминистрации Арсен Аваков согласился выделить в помощь "общественному контролеру" даже по одному работнику КРУ на каждый пост.

Кто платит деньги?
По оценкам Петра Костенко, проверка подземки обойдется приблизительно в $18 тыс. Деньги нужны только на оборудование (комплект на один вход в метро стоит около $300, всего нужно 60 комплектов), а добровольцы будут работать на общественных началах.

На вопрос: "Кто платит деньги?" Костенко отвечает почти, как в известном советском фильме: "Мы!". "Мы" — это общественная организация "Народ Украины", которую возглавляет Костенко.
"$18 тыс. — цифра небольшая, учитывая масштабы работы нашей общественной организации, мы заплатим за все это", — объясняет "общественный контролер".

Сама организация, как утверждает ее руководитель, способна финансировать этот проект и аналогичные ему бесконечно долго: "Мы финансируемся за счет дисконтной системы. Каждый член организации получает дисконтную карту, которая предоставляет скидку, предположим 10%, в ряде точек обслуживания, которые принадлежат другим членам организации. Реально владелец дисконтной карты получает скидку 5%, а остальные 5% распределяются следующим образом: ориентировочно 3% идет в фонд организации и 2% на личный счет владельца дисконтной карты дополнительно. Если 10 тыс. человек в месяц тратят около $100, то организация получает $30 тыс., которые может потратить на развитие гражданского общества".

Далі буде
Акция "Народа Украины" в харьковском метро — первая, но далеко не последняя. У Петра Костенко — планов громадье. Вслед за метро он собирается по той же схеме взять под общественный контроль наземный транспорт (трамваи, троллейбусы), нефтяные и газовые скважины и супермаркеты. И не только в Харькове и области, а по всей Украине.

Следующим пунктом значится контроль над бюджетными потоками. Костенко предлагает начать с малого: ежедневной публикации (в интернете) движения денег по расчетным счетам в сфере образования: "Дети, родители просто замучены постоянными поборами в школах — то на тетрадки, то на карандаши, то на отчеты, то на учебники. А под эти материалы списываются огромные бюджетные средства в масштабах Украины. Что мешает опубликовать расходы на каждую школу? И любой родитель сможет зайти на сайт и увидеть, что на его школу перечислена такая-то сумма и по какой цене эта школа закупила, к примеру, карандаши. По 5 копеек — все, вопросов нет. Или по 50 копеек или по 5 рублей, тогда возникает вопрос об "откате"".

И, наконец, "Народ Украины" намерен контролировать чиновников "как нанятых менеджеров": "Принцип — тот же, что используется во всем мире в системе контроля в фаст-фудах. Там любой кассир, принимая наличные, обязан сказать, сколько вы должны и сколько денег он у вас принял. Напротив каждого кассира стоит микрофон и видеокамера, и все это архивируется. И благодаря дистанционному доступу через интернет можно проконтролировать этого кассира откуда угодно в любой момент. Эта система позволяет исключить любые злоупотребления со стороны людей, торгующих в розничной торговле. Безусловно, с некоторым поражением в правах этих людей, но они знали, на что идут. Точно такие же условия мы предлагаем для чиновников, начиная с президента. Чиновник — это нанятый менеджер, слуга народа, который обязан эффективно распоряжаться доверенными ему средствами, как кассир в фаст-фуде у хозяина. Только хозяин — мы с Вами. Вопрос, почему мы как хозяева не можем посмотреть, чем занимается наш чиновник? Поэтому мы предлагаем в каждый кабинет чиновника поставить веб-камеру, чтобы любой житель Украины имел возможность доступа по бесплатному каналу или по льготному. А если человек пришел посмотреть на президента из заграницы, пожалуйста, пусть заплатит за трафик, например $1000 в минуту. Если чиновник интересен, на него будут смотреть все. И это сузит возможности для коррупции — тогда хотя бы в кабинете никто не даст взятку".

По словам Костенко, работать под присмотром "глаза народа", пусть даже виртуального, он предлагал многим, но по большей части чиновники от такой "прозрачности" не в восторге, говорят: "ну как же, я и в носу не смогу поковыряться". Но один чиновник "оччччень высокого уровня", как утверждает Костенко, работать под присмотром веб-камеры уже согласился — "система уже на стадии установки". Правда, фамилия этого чиновника —пока тайна. Открыть ее Петр Костенко обещает после майских праздников.

    Реклама на dsnews.ua