• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

ЛИЦОМ НЕ ВЫШЛИ

Реклама на dsnews.ua

Заниматься привлечением иностранных туристов в Украину в ближайшее время незачем, все равно оказывать иностранцам экскурсоводческие услуги некому.

Два месяца работы штатным экскурсоводом в Национальном заповеднике "София Киевская" запомнились мне тотальной скукой. Бывали совершенно "пустые" дни, их приходилось отсиживать с 9 до 18 часов в крохотной каптерке, слушая, как научные сотрудницы заповедника обсуждают новую пекарню неподалеку, ткани, "выброшенные" в ЦУМе, а также собственных детей и мужей.

Лучиком света были две полноценные экскурсии: одна для группы белорусов, настоящих туристов с горящими глазами, которые по ее окончании попросили сопровождать их по всему Киеву; и другая — для флегматичного австрийца с переводчицей, затем от его имени смущенно сунувшей мне в руку десятидолларовую бумажку. Это было существенно — четыре года назад, работая на полставки, рядовой экскурсовод главного туристического объекта страны получал 90 грн. Сегодня ставка выросла до 600 грн.
Было понятно, что для 20-летней выпускницы Киево-Могилянской академии, владеющей английским и французским языками, перспектив здесь нет. Ведь с группой французов, потерянно бродившей по территории заповедника, удалось пообщаться случайно: они спрашивали, как добраться до Лавры.
Зато в 1970-е годы в Киеве только немецкоговорящих гидов ежедневно работало около 60 человек, а в штате туристического предприятия "Спутник" числилось 100 гидов со знанием иностранных языков. В Будапеште, к примеру, и сегодня оказать экскурсоводческие услуги на русском языке готовы 600 гидов.

Проведя выборочный опрос среди руководителей украинских историко-культурных объектов, наиболее известных за рубежом, "ВД" получила следующие результаты. Заповедник "София Киевская" (включая филиалы — Андреевскую и Кирилловскую церкви, а также Судакскую крепость) имеет в штате 10 экскурсоводов; Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник — 32 человека плюс четверых, работающих на полставки, и еще восемь человек — на четверть ставки. Херсонесский заповедник и Каменец-Подольская крепости экскурсоводов в штатах не имеют, а в Бахчисарайском заповеднике в штате числятся два экскурсовода.

Старение квалификации

Борьба за туриста стала визитной карточкой подавляющего большинства стран мира. После оранжевой революции почти год назад слова о необходимости привлечения иностранцев в Украину прозвучали из уст руководства страны. Правда, далее украинских стендов на международных туристических выставках дело не сдвинулось. Для сравнения, Казахстан и Эстония еще в 1992 г. разработали программу оплаты позитивных публикаций о своих странах в таком издании, как National Geographic, а Польша использовала в создании рекламных роликов, приглашающих посетить их страну, Мадонну и Арнольда Шварценеггера. Украине пока подобное не по плечу, ибо даже если удастся привлечь иностранного туриста в нашу страну, грамотно преподнести имеющиеся достопримечательности некому.

Проблема экскурсоводческих кадров стоит сегодня как никогда остро.

Реклама на dsnews.ua

Менеджеры туристических фирм и руководители главных туристических объектов страны утверждают, что кадровой смены нет. Молодежь, задействованная в процессе, по их мнению, мало квалифицированна, и по большей части не имеет желания идти в гиды.

Кроме того, в Украине сегодня не существует централизованной и качественной подготовки непосредственно экскурсоводов и гидов-переводчиков. Лишь недавно в Киевском университете туризма, экономики и права (КУТЭП) была создана кафедра организации и методики экскурсионной и музейной деятельности, и это — единственный вуз, где проводят подготовку специалистов, крайне важных для создания позитивного имиджа страны за рубежом.

"Сегодня функционируют многочисленные курсы по подготовке гидов, но я их называю взлетно-посадочными, там мало чему учат, — утверждает Виктор Зинченко, заведующий вышеназванной кафедрой КУТЭП и директор туристической фирмы "Спутник". — Есть еще Союз переводчиков и Лига переводчиков, но методики, по которым они обучают гидов, не согласованы между собой. А об идеологической составляющей — о том, как создавать у иностранца правильное представление об Украине, речи вообще нет".

Всего месяц назад вице-премьер по гуманитарным вопросам Вячеслав Кириленко поддержал идею создать при Министерстве культуры Всеукраинский научно-методический центр подготовки экскурсоводов. Но пока это лишь идея, и неизвестно, сколько потребуется времени для ее реализации (в том числе, создания методики обучения экскурсоводов и гидов-переводчиков), сможет ли данный центр привлечь старые кадры для подготовки экскурсоводов. Лишь после этого новая кузница кадров сможет компенсировать развал киевского филиала Всесоюзного акционерного общества "Интурист". Ведь сегодня весь въездной туризм в Украину всецело держится на воспитанных "Интуристом" кадрах.

Пресс-секретарь Национальной туристической организации Владимир Царук объясняет такую ситуацию просто: "Интурист" развалили, и на протяжении десяти лет никто не занимался въездным туризмом. Лишь года три назад начали вообще об этом задумываться, организовывать курсы. В Университете туризма, экономики и права разработан госстандарт подготовки экскурсоводов и гидов. Но за такой период восстановить то, что было разрушено в постоветский период, сложно, ведь до этого никто этим серьезно не занимался. Разве восстановишь за три года то, что разваливали десять лет?"

Туристические фирмы, занимающиеся въездным туризмом в Украину, с нехваткой профессиональных экскурсоводов и гидов-переводчиков сталкиваются постоянно. "Все эти годы мы продержались только благодаря старым кадрам, средний возраст которых составляет более 60 лет. За последнее десятилетие не появилось ни одного стоящего молодого гида-переводчика, — сетует Алла Никитченко, директор по въездному туризму ЗАО "Гамалия". — Есть люди, владеющие иностранными языками, но это не гиды — школы гидов сегодня в Украине нет. И поэтому все турфирмы просто рвут на части бабушек с закалкой советского "Интуриста". Если к нам едут серьезные VIP-группы, мы не можем рисковать. Все просят: дайте красивую молодую девочку с длинными ногами, но когда девочка открывает рот, становится страшно. Мы лучше бабушку поставим, но будем уверены, что экскурсия пройдет на высшем уровне".

"Потому мы для работы с иностранными туристами используем не просто выпускников факультета романо-германской филологии Университета или Института иностранных языков, но лишь тех из них, кто закончил школу гидов-переводчиков и прошел стажировку, — объясняет Наталья Антонова, начальник отдела гидов-переводчиков туристической фирмы "САМ". — Но это те, кто получал образование еще в советское время. Есть гиды, которые востребованы ежедневно, но они в основном на вольных хлебах".
Одна из них — Гелена Томина, гид-переводчик, получившая квалификацию в советском "Интуристе" и работающая с 1972 г. по сей день. Г-жа Томина сетует, что передать свой опыт и умения некому. "В "Интуристе" нами постоянно занимались: каждую неделю проходил какой-то образовательный семинар, были специализированные курсы по архитектуре, языкам. На два "мертвых" месяца — январь и февраль — нас обязательно отправляли на лекции в Москву. Мы беспрерывно учились, — рассказывает г-жа Томина. — А сейчас неоднократно повторяются случаи, когда группа туристов просит заменить молодого экскурсовода уже на следующий день. Я часто предлагаю: дайте мне молодую девочку, пусть сопровождает меня в туре, слушает, учится. Но никто не хочет этого делать".

Хаотичный рынок услуг

Тем не менее ведущие научные сотрудники отечественных туристических объектов либо утверждают, что нехватки в кадрах не испытывают, либо жалуются на скудное финансирование из Министерства культуры, не позволяющее открывать новые ставки для желающих работать экскурсоводами.

Олекса Гайворонский, заместитель директора по науке Бахчисарайского заповедника, рассказал, что Ханский дворец обслуживает два экскурсовода со средним специальным образованием, а в летний период администрация пользуется услугами учителей из окрестных школ либо просто молодых людей с высшим гуманитарным образованием, от которых не требуется владения иностранными языками. "Группы иностранных туристов обычно приезжают к нам со своими переводчиками, и научные сотрудники заповедника ведут для них экскурсии. Это наша принципиальная позиция: уже десять лет мы не пускаем на территорию дворца непроверенных гидов", — объясняет г-н Гайворонский.

Если верить тому, что в летний период Ханский дворец ежедневно посещает до 60 групп в среднем по 25 человек, такая позиция по меньшей мере удивительна.

Но куда удивительнее ситуация в Каменец-Подольской крепости: в штате экскурсоводов нет, их работу взяли на себя сами 15 научных сотрудников, из которых один владеет английским языком, и еще один — польским. В случае необходимости администрация крепости заказывает у местных туристических фирм гидов-переводчиков. "Ставка экскурсовода на сегодняшний день составляет 382 грн., а научного сотрудника — 435-465 грн. Нам бы и хотелось открыть дополнительные ставки для экскурсоводов, но чем им платить? Все, что мы получаем по субвенциям, идет на реставрацию. А зарплаты сотрудникам платит город, ему и так трудно содержать нас", — объясняет Людмила Станиславская, директор крепости.

Если учесть, что цена входного билета в крепость составляет 30 грн., а ежегодный поток туристов через Каменец-Подольскую жемчужину — 7 тыс. человек, нетрудно подсчитать, что лишь туристы приносят крепости ежегодный доход в 210 тыс. грн.

Потому рынок экскурсоводческих услуг, особенно в Западной Украине, в высшей степени неконтролируем и хаотичен. Наталья Лозовая — частный экскурсовод, с 1999 г. ее заработком являются экскурсии по Львову, которые она проводит в основном для поляков. "Конкуренция есть, и ее усиливают люди с историческим образованием, но без сертификата гида, — объясняет г-жа Лозовая. — Кроме того, во Львов приезжают на день-два польские гиды, которые самостоятельно трактуют спорные моменты истории для групп слушателей".

Люди же, работающие, как и г-жа Лозовая, на частной основе, но с сертификатом, выданным в Отделе по туризму Львовской областной администрации, сталкиваются с другими трудностями: 50-60% их заработка забирает туристическая фирма, поставляющая такому гиду заказы. Кроме того, во Львове появилось много непонятных учреждений, набирающих на обучение студентов и затем выпускающих их на улицы города для проведения экскурсий за ничтожную плату — 5 грн. в час, в то время как "стандартная такса" составляет сегодня 15,5 грн. в час.

Кличко, Шевченко, Майдан

Пока украинские культурные объекты не стали визитной карточкой нашей страны за рубежом, ассоциации иностранцев со словом "Украина" еще долго будут связаны с политическими событиями и достижениями в спорте. Для того чтобы обратить внимание иностранцев на наше культурное наследие, необходимо иметь людей, которые будут грамотно это делать.

Алла Никитченко утверждает, что нормальной квалификации гиды не будут получать в Украине до тех пор, пока не будет образована централизованная государственная школа гидов, где главное внимание должно уделяться обучению на практике у экскурсоводов старой закалки, а труд гидов и экскурсоводов не станет оплачиваться на уровне, сопоставимом с их коллегами из Центрально-Восточной Европы.

По такому пути пошли в Киево-Печерской лавре, где 36 экскурсоводов с дипломами историков и искусствоведов, закончившие государственные языковые курсы, проводят экскурсии на английском, французском, немецком, испанском, итальянском и русском языках. "В основном у нас работают выпускники Киево-Могилянской академии и Института культуры, — говорит Ольга Коваль, заместитель директора по экскурсионно-научной работе Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. — У нас существует месячная норма в виде 101,6 часов экскурсий, которым отвечает ставка экскурсовода в 1574 грн. Обзорная экскурсия длится около трех часов".

В Музее архитектуры и быта Украины (Пирогово) организовывают экскурсии на 15 языках, включая японский, грузинский и армянский.

По приказу Министерства культуры и туризма №745 от 18 октября 2005 г. за использование иностранного европейского языка экскурсовод получает дополнительно 10% от оклада. Если речь идет о восточном, угро-финском или африканском языке, к окладу прибавляются 15%, а за знание двух и более языков — 25%. Таким образом, стимул гидов проводить экскурсии на иностранных языках есть. Дело за малым: подготовить специалистов соответствующего класса. Но решение этой проблемы всецело отдано на откуп руководителям историко-культурных объектов, успешность шагов которых можно будет оценить по количеству иностранных туристов, у которых Украина будет ассоциироваться не только с фамилиями спортсменов и событиями недавней истории.

    Реклама на dsnews.ua