• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Затягивание резины

Ежегодно в нашей стране выбрасывается более 200 тыс. т использованных автомобильных покрышек, из которых перерабатывается лишь каждая десятая. Но даже
Реклама на dsnews.ua

Ежегодно в нашей стране выбрасывается более 200 тыс. т использованных автомобильных покрышек, из которых перерабатывается лишь каждая десятая. Но даже таких незначительных по европейским меркам объемов хватает, чтобы создать рынок объемом в 70 млн грн. Эти деньги пока делят между собой два десятка переработчиков, многие из которых близки к представителям местных региональных элит. Но после новаций чиновников, предлагающих введение обязательного утилизационного сбора, большой бизнес уже не сможет игнорировать открывающуюся возможность зарабатывать на шинах.

Резина на растопку

В Украине давно свыклись с тем, что большая часть отработанных покрышек попадает не на перерабатывающие предприятия, а сжигается, закапывается в землю или просто выбрасывается на свалку. Еще цветоводы любят их использовать под клумбы. А самые неординарные решения — применять старые шины в промышленном дизайне. В этом плане у европейцев фантазия куда более скудна. Свыше 90% отжившей свое обуви для колес направляется там на переработку. Таким образом, ежегодно утилизируется 3,3 млн т старых покрышек. Большинство из них превращается в резиновую крошку — отличный материал для изготовления грубых резинотехнических изделий, например, настила для детских и спортивных площадок или добавок в асфальтобетонную смесь при строительстве дорог. В худшем случае шины сжигают при высоких температурах. Но от этого способа, именуемого пиролизом, в цивилизованных странах повсеместно отказываются как от экологически вредного.

В Украине же за счет простоты и дешевизны он, напротив, становится все более популярным. Ведь благодаря пиролизу появляются несколько побочных продуктов: синтетическая нефть, технический углерод и металлическая проволока. Первые два ингредиента чаще всего используются в качестве топлива для котлов, а вот третий охотно принимают в металлолом. По разным оценкам, в нашей стране методом пиролиза ежегодно перерабатывается около

10 тыс. т изношенной автомобильной обуви. Хотя, по оценкам специалистов, использование резиновой крошки позволило бы Украине заменить до 90% каучука в производстве шин и резинотехнических изделий, а также до 50% модификаторов битума в изготовлении полимерных и изоляционных материалов.

Шинных дел мастера

По данным Министерства экологии и природных ресурсов, в Украине в год перерабатывается от 15 тыс. до 20 тыс. т автомобильной резины на сумму около 70 млн грн. На этом рынке работают несколько десятков предприятий. Одним из первых, кто оценил перспективы переработки старых шин, оказался бизнесмен из Комсомольска (Полтавская обл.) Александр Мороз. В 1991 г. он возглавил ассоциацию "Славутич", которая являлась правопреемником бывшего союзного внешнеторгового предприятия по экспорту железной руды "Союз-Промэкспорт". Сколотив состояние на экспортно-импортных операциях, г-н Мороз открыл фирму по переработке отходов "МАГ", которая в 1997 г. построила в Комсомольске завод по переработке изношенных шин. Вскоре к нему присоединилось ОАО "Регенерат" из Лисичанска. Сегодня суммарная мощность "МАГа" превышает 20 тыс. т в год. На практике переработка составляет не более 13 тыс. т, но все равно это свыше 60% всего объема в Украине.

Реклама на dsnews.ua

Александр Мороз не единственный, кто оценил возможность заработка на старых покрышках. К середине 2000-х годов к этому бизнесу проявили серьезный интерес представители региональных элит. В 2007 г. депутат Киевского облсовета от ПР Дмитрий Бабич выкупил у коллектива Гниванский шиноремонтный завод и перестроил его с ремонта покрышек "ГАЗ-52" и "ГАЗ-53" на производство резинотехнических изделий и переработку шин объемом до 2 тыс. т в год. Из старых шин на предприятии получают резиновую крошку, которая используется как дополнительное сырье для производства. а также как товарная продукция. Старту карьеры г-на Бабича в качестве видного переработчика сопутствовало назначение в том же году на пост директора ГП "Винницкий региональный центр обращения с небезопасными отходами", а позже — на должность начальника управления охраны окружающей среды Винницкой области.

В северной части страны крупным региональным участником рынка является Сумской завод РТИ, принадлежащий семье депутата Сумского областного совета Геннадия Дорошенко. Опрошенные "ДС" эксперты отмечают также крепкие позиции научно-производственного предприятия "Запорожпромэкология". Его совладельцем до последнего времени была Людмила Супрун — лидер Народно-демократической партии Украины, заявившая о себе в последний раз на выборах президента 2010 г., набрав 0,19% голосов. На юге крепки позиции одесской группы компаний "ЮКАС" вице-президента совета Украинской танцевальной ассоциации в Одесской области Виктора Каплинского. В Одессе работает также компания "Грин-порт", которая была создана в 2000 г. для очистки территории Одесского морского порта и освоила направление утилизации покрышек. Собственником этой компании является гонконгская фирма Business Canon Limited.

Помимо перечисленных выше структур, в стране работают десятки мелких частных предприятий в Черновцах, Одессе, Севастополе, Николаеве, Симферополе, Днепропетровске и других крупных городах. Совместно они способны утилизировать порядка 50–60 тыс. т покрышек в год, но их мощности хронически недогружены. У бизнесменов есть объяснение тому, почему заводы простаивают. Несмотря на то что продукты, получаемые при переработке изношенных автомобильных покрышек, достаточно востребованы, а цены на них высоки (тонну резиновой крошки продают в Украине по $350–400, жидкая фракция реализуется по $240 за 1 тыс. л), переработчики жалуются на убыточность своей работы. Мол, себестоимость переработки высока (в некоторых случаях, по данным компаний, она достигает $400 за тонну), нет поддержки со стороны государственных органов, как в развитых странах, отсутствует централизованная система сбора сырья. "Работать в плюс в нынешних условиях можно только при наличии полного цикла производства, от доставки шин до изготовления плитки из резиновой крошки", — говорит коммерческий директор внешнеторгового предприятия "МАГ" Сергей Клесовик.

Опрошенные "ДС" разработчики и продавцы оборудования для утилизации шин, напротив, взахлеб рассказывают о быстрой окупаемости инвестиций и перспективности этого бизнеса. Они приводят следующие цифры: запуск завода средней мощности, перерабатывающего 10–15 тыс. т использованных автомобильных покрышек ежегодно, обходится примерно в $2 млн. При этом вложенные в такой проект инвестиции, по заверению продавцов, окупаются всего за три-четыре года эксплуатации.

Переработчикам понадобятся аргументы

Еще один враг индустрии — нелегальная переработка автомобильных шин. Теневой рынок оценивается в куда больший объем, чем легальный. Как-то приструнить цеховиков, которые работают без разрешений, без всякого контроля за выбросами вредных веществ, в последнее время пытаются чиновники. Год назад тогдашний глава Министерства экологии и природных ресурсов Николай Злочевский решил взять за основу французский опыт. На родине шампанского и коньяка с производителей и импортеров покрышек берется специальный сбор, который собирает Ассоциации переработки шин ALIAPUR. Сумма сбора зависит от вида шин и поступает на оплату работы сборщиков и переработчиков автомобильной обуви. Для запуска подобного механизма в Украине в ноябре 2011 г. вступило в силу постановление Кабинета Министров "Некоторые вопросы собирания, заготовки и утилизации изношенных шин", которым определялись правила сбора, заготовки и утилизации старых шин. Согласно этому документу с производителей и импортеров шин должна взиматься утилизационная плата. Эту функцию решено было доверить компании, которую определит Министерство экологии, а также предприятиям, имеющим лицензию на сбор отработанных шин.

Параллельно украинское правительство внесло изменения в документ от 2001 г. "О внедрении системы сбора, заготовки и утилизации отходов как вторичного сырья", которым был определен размер платы за утилизацию шин — она составит не более 3–5% от стоимости покрышки (от 17 грн. за покрышку для легковушки до 580 грн. за шину для грузовика весом более 300 кг). Для запуска механизма на практике дело оставалось за малым — утвердить при согласии Министерства экономического развития и торговли Порядок сбора, заготовки, утилизации изношенных шин и осуществления соответствующего контроля. Однако пока все эти наработки плутают в шестеренках бюрократической машины: проект документа есть, но до сих пор не утвержден.

Если он вступит в силу, введение лицензированной деятельности, с одной стороны, позволит упорядочить данный бизнес и вывести его из тени. С другой, как это часто у нас бывает, у чиновников появится неограниченная возможность в ручном режиме распределять право работы на рынке, который, исходя из размеров предложенного утилизационного сбора, может вырасти сразу в три раза, до 200 млн грн.

Желающие застолбить место уже сейчас выстраиваются в очередь. В начале этого года белоцерковский шинный завод "Росава" (крупнейший в стране производитель покрышек для легковых автомобилей) депутата Верховной Рады от БЮТ Константина Жеваго и Киевская областная государственная администрация подписали меморандум о намерениях построить завод по переработке 30 тыс. т старых шин ежегодно. Заявленные объемы позволят сделать его крупнейшим в стране (предприятие сможет удовлетворять потребности трех-четырех областей). Не прочь заняться утилизацией покрышек и на днепропетровском предприятии "Днепрошина" (второй по величине производитель покрышек), перешедшем в этом году в орбиту киевской группы "Киев-Донбасс" депутата Верховной Рады Виктора Тополова. Проявляют интерес к нашему рынку переработки шин и крупные западные компании — Amandus Kahl и Remondis (последняя, к слову, уже имеет в Украине обширную сеть предприятий по сбору и переработке бытовых отходов). Для успеха в этой сфере дело остается за малым — найти правильный подход к отечественным чиновникам, предпочитающим ценные аргументы.

    Реклама на dsnews.ua