• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Как лондонский друг сына российского олигарха поможет выходу Британии из ЕС

Глава британской столицы Борис Джонсон будет агитировать за выход страны из ЕС вопреки позиции премьер-министра Дэвида Кэмерона
Фото: eureferendum.blogspot.com
Фото: eureferendum.blogspot.com
Реклама на dsnews.ua

Мэр Лондона Борис Джонсон — фактически вторая фигура в Консервативной партии и, как показал опрос компании Ipsos MORI, второе лицо в стране, влияющее на мнение британцев касательно членства в Евросоюзе. И этот человек, которого многие прочат в преемники нынешнего премьера Дэвида Кэмерона, избрал резко противоположную позиции главы правительства линию, заявив, что будет агитировать за выход Великобритании из Евросоюза в рамках готовящегося референдума.

Итак, 19 февраля напряженные переговоры в Брюсселе Кэмерона с европейскими лидерами, которые не прерывались ни днем, ни ночью, завершились победой британской стороны. Премьер Великобритании поставил точку в вопросе утверждения ЕС пакета реформ содружества стран, обеспечивающего специальный статус туманного Альбиона. Кэмерон сразу же заявил, что будет отстаивать дальнейшее пребывание страны в составе Евросоюза. В тот же день президент Литвы Даля Грибаускайте, комментируя соглашение, написала в Twitter: "Драма окончена. Соглашение достигнуто". Однако на самом деле драма пока не окончена. Кэмерон вернулся на родину отнюдь не триумфатором: ему и другим сторонникам членства в ЕС еще предстоят месяцы активной работы, чтобы склонить на свою сторону соотечественников перед голосованием на референдуме.

Дата проведения референдума уже известна: 20 февраля глава правительства Великобритании заявил, что голосование состоится 23 июня этого года. По этому случаю премьер  провел совещание с правительством. "Кабинет министров согласился рекомендовать, чтобы Британия оставалась в реформированном Европейском Союзе",  сообщил он, добавив, что у министров будет право агитировать за положительное или отрицательное голосование на референдуме.

Эта агитация в зародыше столкнулась с рядом сложностей. В первую очередь тень на брюссельскую сделку бросил президент Европарламента Мартин Шульц. Член Партии европейских социалистов подчеркнул, что Европарламент не согласится на привилегии для Лондона. "Наверняка никто в Европарламенте не будет голосовать за особое отношение к Великобритании", — сказал он. Шульц четко обозначил два неприемлемых момента — требование Лондона относительно еврозоны и мораторий на социальные льготы для мигрантов из других стран ЕС. (Подробнее о сути пакета реформ можно ознакомиться в материале "ДС" здесь). Заявление еврочиновника, который входит в партию, возглавляемую ныне выходцем из Херсона, бывшим главой Болгарской социалистической партии и гражданином РФ (до 1995 г.) Сергеем Станишевым, — это первый значимый фактор влияния на мнение британцев.

Второй фактор — это демарш Бориса Джонсона, о намерении которого агитировать за выход Британии из ЕС СМИ сообщали накануне. Кэмерон, реагируя на эти сообщения, 21 февраля предостерег мэра Лондона от "братания" с правой Партией независимости Великобритании (UKIP), до последнего времени ситуативным союзником консерваторов в теме евроскептицизма. "Если вы действительно заботитесь о том, чтобы в этом мире решались дела, то ЕС является одним из способов их решить... Я хотел бы сказать Борису то, что скажу всем остальным, — нам будет безопаснее, мы будем сильнее, мы будем лучшие внутри ЕС", — заявил Кэмерон.

Несмотря на уговоры британского премьера, Джонсон 21 февраля легитимировал свою будущую кампанию. "Мне хочется лучшего для народа этой страны, что дало бы ему возможность сохранить свои деньги и вернуть ситуацию под контроль", — сказал одиозный лондонский градоначальник, который, между прочим, дружит с сыном известного российского олигарха и подполковника Первого главного управления КГБ Александра Лебедева Евгением. Лебедев, как пишет Forbes, служил в Лондоне под дипприкрытием в экономическом отделе аналитического управления. Отмечается, что в британской столице он, можно сказать, сформировал полезный круг общения. Используя полученный багаж знаний и связей, сколотил состояние. У Джонсона с его сыном весьма тесные отношения. Они даже год назад вместе ночевали на улице в рамках акции по поддержке бездомных ветеранов.

Реклама на dsnews.ua
Т. е. налицо два потенциальных мостика в Москву. Первый —социалист Шульц, до сих пор, впрочем, не засветившийся в качестве путинофила, скорее наоборот. Но среди его однопартийцев немало призывающих "слышать Кремль", и этот тренд нельзя не учитывать. Второй и определенно более прочный — Евгений Лебедев.

А раскачивать европейскую лодку и кошмарить одного из самых последовательных оппонентов Кремля и союзника США — Великобританию — один из векторов дестабилизирующей внешней политики России, которая таким образом стремится повернуть время вспять и прекратить экономическое давление.

Выход британцев из Евросоюза, как неоднократно подчеркивали и сам Кэмерон (после прогресса в переговорах по реформированию ЕС), и руководители европейских стран, и еврочиновники (президент Евросовета Дональд Туск и вышеупомянутый Мартин Шульц), станет катастрофой для Союза. Буквально накануне — 18 февраля — премьер Кэмерон предупредил ЕС, что выход королевства может вызвать эффект домино и дестабилизировать остальную Европу. Параллельно он разыграл карту терроризма — 100%-но эффективную в свете парижских терактов 13 ноября 2015 г. и 7 января, убеждая соотечественников, что Великобритании будет безопаснее в реформированной Европе, потому что она сможет работать с европейскими партнерами для борьбы с трансграничной преступностью и терроризмом.

В то же время, как показали результаты опроса YouGov, объявление Туском 5 февраля плана по сохранению Великобритании не повлияло на общественное мнение британцев. Так, количество сторонников выхода страны из ЕС осталось прежним — 45%, остаться в Евросоюзе хотят 36%. При этом лишь 22% респондентов положительно отнеслись к предложению Туска—Кэмерона, а 56% считают, что изменения не будут значительными. Недоверчивость и в некотором роде равнодушие британцев — это благодатная почва для Джонсона, который, вероятно, взял курс на смену Кэмерона и потому будет решительно засевать это поле евроскептицизма.

Все более четко просматривается тактический союз с правыми из UKIP. Тори, между тем, смогут рассчитывать на шотландских националистов и, как ни странно, лейбористов. Лидер Шотландской национальной партии и первый министр Шотландии Никола Старджен ранее высказалась против референдума, назвав такой шаг признаком "неуважения" к Уэльсу, Северной Ирландии и Шотландии. У лейбористов Джереми Корбина, соперничающих с консерваторами, также произошел пересмотр позиций по отношению к континенту. В сентябре теневой министр иностранных дел Хилари Бенн говорил о невыгодности для экономики выхода страны из Евросоюза. В этой ситуации также прослеживается будущий раскол в Консервативной партии, что неминуемо, когда два крупных партийных лидера превращаются в конкурентов и оппонентов. А потому оставшиеся до референдума четыре месяца будут очень насыщенными и обещают серьезные внутрибританские потрясения.

    Реклама на dsnews.ua