• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Алкоголь и табак за наличные. Зачем запрещать и есть ли в этом смысл

В Офисе президента предлагают запретить оплату наличными подакцизных товаров — алкоголя, табачных изделий и продуктов с содержанием ископаемого топлива (горючего). Зачем это власти и к чему готовиться потребителям?

сигареты
Реклама на dsnews.ua

Заместитель главы ОП Ростислав Шурма сформулировал задачу "перевести расчеты за подакцизные товары исключительно в безналичный формат, то есть в оплату картой". По его словам, это тактически нужно для того, чтобы наладить запуск системы электронного акциза с уникальными QR-кодами вместо бумажных марок. А стратегически — "повышение налогообложения вредного потребления" до "европейского уровня" необходимо для того, чтобы сделать акцизные поступления одним из компенсаторов для предлагаемой налоговой реформы, известной как 10-10-10.

Однако к такой инициативе есть вопросы с точки зрения экономики и права.

Запрет и закон

Законным средством платежа в Украине является гривня как денежная единица. Мы спросили юристов, можно ли в таком случае не принимать в оплату купюры (или монеты), что есть обязательствами Национального банка Украины. Краткий ответ: да, если это будет предусмотрено законом, а до сих пор торговые точки не имеют права отказываться от гривневой наличности. Также юристы обратили внимание на важные сопутствующие моменты.

Адвокат Адвокатского бюро "ЮФ "Семенова и Партнеры", к. ю. н. Марина Семенова констатировала проблему, что не все торговые точки оборудованы терминалами. Кабмин постановлением № 894 от 29.07.2022 определил сроки, до которых торговцы должны обеспечить возможность безналичных расчетов. Отведенное время еще не прошло в населенных пунктах численностью от 5 тыс. до 25 тыс. человек (дедлайн — 1 января 2024 г.) и селах до 5 тыс. человек (дедлайн — 1 января 2025 г.), а также в тех районах, находящиеся в зоне боевых действий, оккупации или окружении. Марина Семенова считает, что до наступления указанных сроков торговые точки в соответствующих населенных пунктах будут иметь право принимать наличные даже в случае введения запрета наличной оплаты за табачные изделия, алкоголь и ископаемое топливо, "или законодателям придется вносить изменения в это постановление, устанавливая отдельные правила для торговцев подакцизными товарами".

Управляющий партнер ЮК Winner Игорь Ясько напомнил, что ограничение наличных операций не новое явление для Украины (в течение суток компании вправе рассчитываться между собой наличными в объемах до 10 000 грн включительно, а с физлицами — до 50 000 грн включительно), но вызывает сомнения своевременность нового предложения власти. "Обстрелами повреждаются энергообъекты, целые города или области попадают в блэкаут, исчезает связь, а с ним и возможность оплатить товар безналично с помощью смартфона, платежного терминала и так далее. Тогда оплачивать товары приходится с помощью наличных денег, а что делать в ситуации, когда это будет запрещено? Этот вопрос пока открыт, и самого наработанного текста проекта пока еще никто не видел. Но когда инициаторы готовят такие предложения, они все же должны учитывать реалии военного положения, возможные коллизии и консультироваться с НБУ", — считает юрист.

Это очень важное замечание, и оно будет на повестке дня, пока авторы реформы не покажут четкий план действий. Но в этой статье мы примем во внимание сообщения СМИ о том, что власти понимают ситуацию и не будут вводить наличные ограничения до решения проблем с электричеством и связью. Такое упрощение картины позволит сфокусироваться на анализе экономической эффективности предлагаемых мер.

Реклама на dsnews.ua

Налоговая реформа: ставки и компенсаторы

Идея запретить наличные расчеты на акцизные товары — это ход Шурмы в стратегической игре по продвижению налоговой реформы.

Напомним, что с лета прошлого года Офис президента с несколькими украинскими аналитическими центрами промотирует реформу под неформальным (и уже немного устаревшим) названием 10-10-10, что означает приведение трех налогов к ставке 10%: это НДС (сейчас основная ставка 20%), НДФЛ (сейчас 18%) и налог на прибыль (сейчас 18%). При этом рассматривается отмена единого социального взноса (сейчас основная ставка ЕСВ составляет 22%), а точнее объединение его с НДФЛ в один налог. (Как исключение ЕСВ хотят оставить для ФОПов на едином налоге.) В то же время, предлагается усилить ответственность за нарушение налогового законодательства и предусмотреть компенсаторы — полную ликвидацию льгот и дифференцированных ставок, возможно, дополнительное налогообложение экспорта сырья и повышение военного сбора до 3% (сейчас 1,5 %) на период войны. Правда, в последнее время авторы акцентируют на целях реформы, а не размерах ставок, демонстрируя готовность к компромиссам. В целом они рассчитывают снизить нагрузку на фонд оплаты труда, сократить теневую экономику и коррупцию в налоговых органах и повысить конкурентность прозрачного бизнеса.

Однако скептики предостерегали, что в таком дизайне реформа может привести к значительному спаду поступлений. А к Новому году Минфин сделал резкое заявление против новаций по снижению налоговых ставок, "взяв в союзники" Международный валютный фонд. "Если цена вопроса, которую вы можете объективно перекрыть за счет других источников, никто не будет возражать. А вот ответ вроде финансового или экономического рая, который будет сформирован после реформы, что позволит этот вопрос потом как-то перекрыть, не устроит МВФ. У них достаточно большая и широкая экспертиза сотрудничества со странами, которые проходили такие решения. И поэтому их беспокоит только одно — какие есть компенсаторы, каким образом этот вопрос будет перекрыт".

Следовательно, судьба "реформы 10-10-10" во многом зависит от того, какие компенсаторы пониженных ставок будут предложены и одобрены еще до потенциального роста бизнес-активности благодаря налоговым новациям. Как видим, первые предложения не удовлетворили Минфин и часть экспертной среды.

И здесь на кону появляется наличность.

Идеи с наличными

Судя по последним заявлениям, Ростислав Шурма считает, что именно наличные операции могут стать теми компенсаторами, которые позволят снизить основные налоги, не причиняя серьезного ущерба бюджету.

Первой, еще в прошлом году, появилась идея налога на снятие наличных "не более 10%". То есть в самом худшем варианте — если вы будете снимать с карты 100 грн, с вас спишут 110 грн… Несмотря на заявленное намерение ОП по отбеливанию экономики, эта инициатива имела негативный резонанс в обществе, затрагивая интересы почти всех граждан. Нежизнеспособной она выглядит и исходя из экономических соображений, которые мы кратко рассмотрим дальше. Это, вероятно, поняли в ОП, поэтому задумались еще и об увеличении поступлений от подакцизных товаров.

Но и по этому предложению возникают сомнения. Безусловно, есть смысл в увеличении и более жестком контроле акцизных поступлений, особенно от алкоголя и табака, если рассматривать это как способ оздоровления потребительских привычек украинцев. Но ведь основная заявленная цель Шурмы — сделать акцизы на "вредное потребление" соответствующим компенсатором снижения ставок по основным налогам. Есть ли экономические основания на это рассчитывать, мы попросили объяснить финансового аналитика Алексея Куща.

"Акцизы приносят в бюджет около 70 млрд грн в год — это горючее, спиртные напитки и табачные изделия. Даже если предположить, что у нас есть еще столько же теневого рынка, как официального, то дополнительные 70 млрд грн не компенсируют сокращение налога на прибыль предприятий, я уже не говорю о компенсаторе сокращения налога на заработную плату", — констатирует экономист.

Вместе с тем, он считает, что в Украине жесткие административные действия могут привести к противоположному результату — появлению контрафактных товаров, теневого рынка и тому подобного. Соответственно сам эффект детенизации через контроль безналичных операций можно подвергнуть сомнению.

"Ну, будут с поддельными QR-кодами продавать эти пачки сигарет за безналичку. Пока существует упрощенная система налогообложения, когда можно десятки ФОПов менять каждый месяц, то продажа за безналичку у нас вообще не отличается от продажи за наличные с точки зрения контроля за подакцизными товарами… У нас упрощенная система налогообложения: регистрируется в "Дії" очень много людей, которые просто предлагают свои услуги как ФОПы для этих сделок. Что изменится от перевода в безналичную форму? Ничего", — объясняет Алексей Кущ.

Что касается другой идеи — о налоге на снятие наличных, то финансовый аналитик видит лишь минусы: теневая экономика полностью перейдет на доллар, что отрицательно скажется как на курсе гривни, так и на платежном балансе страны.

Так что логично предположить, что "наличные" инициативы от Офиса президента не смогут удовлетворить Минфин и МВФ в качестве надежных компенсаторов снижения налоговых поступлений в рамках "реформы 10-10-10". По мнению Алексея Куща, гораздо больше можно было бы пополнить бюджет благодаря повышению ренты на природные ресурсы, которая на сегодняшний день "мизерная". Кстати, нет сомнений, что Ростислав Шурма, в прошлом руководивший металлургическим бизнесом, знает об этой возможности, но если до сих пор не предлагает ее, то, вероятно, считает нецелесообразной.

Следовательно, Офису президента вместе с разработчиками новой налоговой реформы придется еще поискать компенсаторы. У кого есть новые идеи относительно наличных?

    Реклама на dsnews.ua