• USD 39.5
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Бацькин план

Александр Лукашенко примеряет на себя роль главного миротворца Таможенного союза. Об этом свидетельствуют итоги переговоров, проведенных на минувшей н
Реклама на dsnews.ua

Александр Лукашенко примеряет на себя роль главного миротворца Таможенного союза. Об этом свидетельствуют итоги переговоров, проведенных на минувшей неделе между белорусским президентом и нашим премьером Николаем Азаровым. Минск подтвердил, что сознательно не участвовал в торговых и информационных ударах российских властей по Киеву, и гарантирует, что не будет этого делать в будущем.

Тем самым дав понять, что истерия Москвы вокруг европейской интеграции Киева — это лишь позиция Кремля, а не всех участников ТС. Поэтому двери содружества для Украины, как минимум со стороны Беларуси, останутся открытыми. Параллельно Лукашенко взялся за создание неформального союза "младших" партнеров России: Беларуси, Украины и Казахстана, чтобы вместе противостоять доминированию Москвы в Таможенном союзе.

Белый бунт

Беларусь, до сих пор двигавшаяся в фарватере внешней политики Кремля, наконец-то решилась занять по "украинскому вопросу" самостоятельную позицию, прямо противоположную московской.

Последние несколько месяцев спикеры Белокаменной разражаются апокалипсическими прогнозами относительно будущего нашей экономики после подписания соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Минск же, напротив, как оказалось, "не видит проблем" в украинской евроинтеграции.

"Если говорить откровенно, то в направлении... Евросоюза я не вижу никаких проблем. Важно другое: чтобы это и последующие соглашения не закрывали сотрудничество Украины с Единым экономическим пространством, нашим Таможенным союзом", — заявил белорусский президент Александр Лукашенко на встрече с Николаем Азаровым, которого на прошлой неделе принимал Минск.

Более того, бацька высказал готовность сотрудничать с нашей страной, даже если она присоединится к НАТО, которое до сих пор действовало на Лукашенко как красная тряпка на быка.

Реклама на dsnews.ua

Произошедшее вряд ли стоит расценивать исключительно как мелкую месть белорусского президента хозяевам Кремля, которые всегда видели в Минске младшего партнера и все конфликты по традиции предпочитали решать с позиции силы.

Скорее всего, г-н Лукашенко хотел донести (причем не только до украинского гостя, но и до российских властей), во-первых, что Таможенный союз — это не только Россия, и, во-вторых, что варианты сотрудничества Киева с этой организацией не ограничиваются уже озвученными формулами ("3+1" или полноценное участие Украины в ТС).

Именно поэтому Александр Лукашенко выступил с предложением провести организационные преобразования в Таможенном союзе, которые позволили бы привлечь к сотрудничеству Украину уже как ассоциированного члена ЕС.

В переводе с белорусского это значит, что Минск признает исключительную важность нашей страны в своей внешней политике и готов отстаивать такую позицию в жарких дискуссиях с Кремлем. Это, среди прочего, доказывает и тот факт, что белорусские власти не стали в угоду "старшему брату" блокировать импорт украинских товаров.

Кроме того, местные СМИ, полностью подконтрольные администрации президента, не участвовали в информационной истерии российских коллег вокруг сближения Киева и Брюсселя. И теперь, когда стало понятно, что давление РФ на Украину не возымело ожидаемого эффекта, Минск решил перехватить инициативу, задав новый тон в отношениях с Киевом.

Причин, по которым Александр Лукашенко решил выступить нашим адвокатом в Таможенном союзе, можно назвать несколько.

Во-первых, это геополитический интерес. Власти Беларуси хорошо понимают, что с подписанием Украиной договора об ассоциации с ЕС наше государство попадет в серьезную зависимость от Запада как в экономическом, так и в политическом плане. И если удастся сохранить теплые отношения с Киевом сейчас, то в будущем Украина может стать для Беларуси связующим звеном или даже адвокатом в отношениях с ЕС, состояние которых на сегодня хуже некуда.

Во-вторых, Минск надеется использовать Украину для формирования на просторах СНГ действенной межгосударственной оппозиции к России. Представители отечественных дипломатических кругов в частных беседах отмечают, что их белорусские коллеги восхищены тем, как Киев держал удар в торговых, газовых и информационных противостояниях с РФ, и надеются перенять этот опыт.

Поэтому желание Александра Лукашенко "разработать формулу", которая позволила бы Украине сотрудничать с ТС и после подписания соглашения об ассоциации с ЕС, может стать первым проектом такой межгосударственной коалиции. Ведь в этом случае Минск надеется хотя бы частично ослабить гегемонию России в торговом содружестве и, наконец, получить от участия в нем реальную выгоду.

Денежный аргумент

Решение Беларуси примерить на себя роль миротворца Таможенного союза принималось не только исходя из политических мотивов. Охлаждение отношений с Украиной (что неминуемо бы произошло, если бы Минск начал подыгрывать Москве) невыгодно белорусской экономике. На нашу страну приходится около 10% объемов белорусского экспорта.

Более того, во внешней торговле с Украиной Минск имеет позитивное сальдо (по итогам января–июля нынешнего года — плюс $0,8 млрд). Что интересно: и по объему, и по динамике роста экспорт в нашу страну по итогам прошлого года ($5,1 млрд) превзошел экспорт в Казахстан ($0,7 млрд) в семь раз.

Хотя Минск сотрудничает в рамках Таможенного союза с Астаной, а не с Киевом. Так, прямые инвестиции в 2012 г. из Украины в Беларусь составили $16,2 млн, что в 6,2 раза больше, чем за 2011 г. Поэтому, вполне естественно, что Александр Лукашенко не поддержал Россию в ее торговых войнах с Украиной.

И вряд ли стоит ожидать каких-либо претензий со стороны властей Беларуси к украинским товарам в будущем. Ведь в ближайшее время республике грозят серьезные проблемы на российском экспортном направлении, что, в свою очередь, неизбежно ухудшит показатели и без того хронически дефицитного торгового баланса. Это связано с конфликтом, который возник между двумя странами в конце июля по поводу совместной торговли калием.

Российские компаньоны по сбыту калийных удобрений на мировых рынках вдруг заявили о прекращении сотрудничества с белорусами. До этого на протяжении почти восьми лет действовал российско-белорусский синдикат на базе двух крупнейших мировых калийных компаний: "Уралкалий" и "Беларуськалий". Объединение обеспечивало около 34% мировых поставок калийных удобрений, что позволяло контролировать рынок и удерживать высокие цены.

Но внезапный разрыв сотрудничества по инициативе россиян привел к снижению стоимости калийной продукции. К тому же бывшие партнеры начали теснить белорусов на самых перспективных рынках в Юго-Западной Азии. В итоге экспортный столп республики зашатался, ведь "Беларуськалий" обеспечивает почти 10% валютных поступлений.

Долларовая выручка от реализации калийных удобрений больше, чем от продажи за рубеж грузовых автомобилей ("МАЗ" и "БелАЗ"), тракторов ("Беларусь"), холодильников и стиральных машин ("Атлант") вместе взятых. "Беларуськалий" в части экспорта превосходил и все сельское хозяйство страны.

Таким образом, оставшись без надежного источника валютных поступлений, Александр Лукашенко рискует повторить свой же негативный опыт 2011 г., когда из-за низких показателей экспорта курс белорусского рубля обрушился почти втрое. После чего рейтинг доверия к президенту в стране упал до небывалых 24,5%.

Поэтому, выступив в защиту Украины перед Кремлем, Лукашенко, вероятно, надеется не только перестраховать это направление белорусского экспорта, но и отомстить россиянам за прекращение калийного сотрудничества. И одной Украиной в этом случае активизация внешней политики Минска не ограничивается. К антироссийской оппозиции команда белорусского президента уже активно подключает Казахстан.

Астана тоже не против

Если в случае Украины Лукашенко играет на стремлении Киева сохранить тесное экономическое сотрудничество с членами Таможенного союза, то Казахстану необходимо другое. Астана выступает категорически против расширения торгового содружества за счет Армении и Киргизии, и Минск уже выразил свою поддержку этого требования.

Причины такой недружелюбной позиции просты: экономики обеих упомянутых кандидатов на вступление в ТС похожи на казахскую модель хозяйства. То есть сырьевые отрасли преобладают над производством готовой продукции, которая к тому же проигрывает конкуренцию российским и белорусским аналогам.

Таким образом, расширение ТС в угоду имперским амбициям Кремля приведет к уменьшению в рамках содружества казахского экспорта, который и без того сокращается.

Так, по данным Евразийской экономической комиссии, до начала работы Таможенного союза, в 2008 г., казахи поставили в Россию и Беларусь товаров на общую сумму $7,2 млрд. По итогам же прошлого года этот показатель составил лишь около $6 млрд. Что меньше, чем объем экспорта в Китай ($16,5 млрд), Италию ($15,5 млрд) и даже Нидерланды ($7,5 млрд)

Таким образом, основные рынки сбыта продукции, а это нефть, природный газ и продукция горно-металлургического комплекса, находятся в Китае и Европе. Из этих же регионов в страну приходят основные инвестиции, благодаря которым Казахстан по объему ВВП стал второй экономикой среди стран бывшего СССР. Поэтому Астана постепенно теряет интерес к Таможенному союзу.

Тем более что на дружественном, казалось бы, рынке этого содружества у казахов за последнее время количество проблем лишь увеличилось. Так, Антимонопольное ведомство страны обнаружило уже более 30 фактов ограничения доступа казахских предпринимателей на рынки стран ТС, и все по инициативе РФ.

Кроме того, угольным компаниям Казахстана приходится бороться с российскими предприятиями за доступ на рынок коксующегося угля Украины. Что также может послужить дополнительным стимулом руководству страны для поддержки антироссийской оппозиции с Киевом и Минском.

Тем более что в угольной конкуренции казахи могут рассчитывать на поддержку со стороны Евросоюза, власти которого, в свою очередь, подталкивают Украину к увеличению квот на импорт коксующихся углей в ходе подготовки к подписанию соглашения об ассоциации.

Кроме того, Астане близки и недавние проблемы, с которыми пришлось столкнуться Украине в торговой войне, развязанной Москвой. Речь идет об ограничениях, которые устанавливает российское законодательство по интеллектуальной собственности на ввоз кондитерской продукции из Казахстана (по причине ее продажи под советскими брэндами). Поэтому, вполне естественно, что руководство страны активно поддержало идею реформирования Таможенного союза, предложенную Беларусью.

Президенты обеих стран, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко, по итогам недавней совместной встречи открыто заявили, что категорически против политизации работы содружества, навязываемой российскими властями.

"Мы создаем экономический союз, и унификации в политической сфере, о которой говорят в Москве, быть не может", — отметил глава Беларуси, намекая на планы Кремля по созданию наднационального парламента, введения единой валюты и создания единого эмиссионного центра.

Это значит, что уже в ближайшее время тандем Казахстана и Беларуси предложит России собственное видение дальнейшего развития торгового содружества. И в этом проекте, скорее всего, найдется место и интересам Украины.

И если трем странам удастся выступить в этом проекте единым фронтом, то российскому руководству так или иначе придется уступить. Ведь в противном случае Таможенный союз рискует развалиться еще до запланированного на 2015 г. создания так лелеемого Москвой Евразийского содружества.

Устали от диктата

На минувшей неделе президент Беларуси Александр Лукашенко пригрозил выходом из Таможенного союза, если Кремль не отменит пошлины на нефтепродукты, производимые белорусскими НПЗ из российского сырья. Сегодня сумма этих выплат достигает $4 млрд в год.

Но, судя по всему, это лишь предлог, чтобы высказать Москве все накопившееся за несколько лет ее доминирующего положения в содружестве недовольство. Это подтверждают и высказывания в защиту Украины, с которыми выступил против РФ глава белорусского государства.

Александр Лукашенко, ранее всегда четко следовавший в российском фарватере, в этот раз поддержал курс Киева на европейскую интеграцию, что может серьезно разозлить Владимира Путина.

Но такой риск с его стороны более чем оправдан. Ведь, выразив солидарность Украине на пути в ЕС, Беларусь, во-первых, надеется сохранить один из важнейших для нее рынков сбыта. Тем более что и сейчас Евросоюз является одним из основных торговых партнеров Минска: в ЕС идет почти 35% белорусского экспорта. Хотя особых торговых соглашений у Минска и Брюсселя нет.

Кроме того, немалую часть своей продукции Беларусь продает и нам (примерно 10%). И совокупный объем экспорта в Украину и ЕС уже превышает аналогичный показатель с Россией, с которой Беларусь объединилась в Таможенный союз (около 40%).

Во-вторых, Александр Лукашенко рассчитывает использовать поддержку Киева, чтобы в будущем расширить экономическое содружество со странами Евросоюза. Кроме того, руководство Беларуси надеется, что в будущем, в случае возникновения серьезного экономического противостояния с Россией, европейское содружество также может встать на ее защиту.

Поддержав Украину, Минск надеется получить содействие Виктора Януковича в давлении на Кремль, с тем чтобы добиться реформирования Таможенного союза.

Причем к этой коалиции вскоре может присоединиться и Казахстан, поскольку в последние годы Астана также больше теряет от сотрудничества в рамках союза, чем получает выгоды. И если руководство РФ не прислушается к мнению уже трех соседей, то рискует остаться у разбитого корыта.

    Реклама на dsnews.ua