Дмитрий Кисилевский: За год в Украине реально создать 15 индустриальных парков

Заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономического развития Дмитрий Кисилевский о том, почему рост невозможен без поддержки перерабатывающей промышленности

Дмитрий Кисилевский

"ДС" поговорила с Дмитрием Кисилевским на полях Киевского международного экономического форума (КМЭФ). Предлагаем первую часть разговора, в фокусе которой — перезапуск индустриальных парков в Украине.

"ДС". На одной из панелей КМЭФ была дискуссия, в том числе, по тем вопросам, которые поднимаете Вы. И в ней участвовали венчурные капиталисты, которые акцентировали, что мир глобализирован, а будущее, конечно же, не определено. И поэтому мы не можем точно понимать, что именно выстрелит на рынке, а значит мы не должны поддерживать какие-либо определенные отрасли. У Вас, как известно, исторический подход — как страны достигали успеха, и какая ключевая роль в этом процессе перерабатывающей промышленности и экспорта. Почему Вы защищаете именно такую позицию?

Д.К. Во-первых, человечество еще не придумало другого пути достичь экономического успеха стран, кроме как через развитие перерабатывающей промышленности. Просто когда этим занималась Великобритания и США — была одна промышленность, тогда были деревянные суда, пряжа и т.д., сейчас уже другие товары. Например, когда Япония или Южная Корея создавали свои экономические чудеса — это была металлургия, машиностроение, полупроводники… Сейчас и эти отрасли актуальны и будут появляться новые, но это все равно переработка в промышленности, это все равно путь, на котором страны, имеющие сырье, делают из него товары с большей добавленной стоимостью и этим решают несколько важных вопросов. В частности, дают работу своим гражданам, обеспечивают развитие технологий на своей территории, которые позволят потом производить новые технологии. Так, люди уже достаточно часто летают в космос. И если попытаться заглянуть в будущее, то я думаю, что при нашей жизни мы увидим полеты в космос, которые будут, может, и не такими распространенными, как авиация, но значительно более распространенными, чем сейчас. В Украине есть космическая отрасль. Почему Маск сказал, что ему нравятся ракеты КБ "Южный" и Южмаша — потому что они летают. И это очень большое преимущество. Потому что есть немало стартапов, у них что-то начертано или что-то даже произведено, но не у всех летает. Космос будет коммерциализироваться и как торговля информацией, и, возможно, как добыча полезных ископаемых, и как исследование Луны. А может, и на Марс Маск долетит вскоре. Это пример перерабатывающей промышленности с точки зрения в будущее.

Если взглянуть не в небо, а под ноги — то в Украине около 10% мировых залежей лития. Нужно разведывать, добывать и обязательно перерабатывать эти ископаемые. Также у нас есть титан — ключевое сырье и для авиации, и для космоса. Например, эти отрасли перерабатывающей промышленности, можно сказать, дают нам дорогу в будущее. Но так же и машиностроение. Я не думаю, что люди перестанут ездить в общественном транспорте даже через 100 лет.

"ДС". По поводу лития часто тоже вспоминают Илона Маска, чтобы начал наконец разработку наших месторождений…

Д.К. Здесь не обязательно, чтобы Маск его добывал у нас. Например, Индонезия, которая тоже имеет залежи лития, сказала, что экспортировать переработанный литий нельзя. Хотите, пожалуйста, идите сюда, стройте заводы — и инвестиции пошли… Не так важно, кто это будет делать, цель — чтобы в Украине была организована добыча лития, его переработка, производство батарей или, возможно, других изделий. И нет разницы, будет это Маск, украинский предприниматель, предприниматель из Польши или Казахстана… Главное, чтобы это было в Украине, чтобы здесь были технологии, а граждане имели работу.

"ДС". Предлагаю поговорить о конкретных инициативах, которыми занимается Ваш комитет. Самое свежее — президент подписал изменения в Закон "Об индустриальных парках" (ИП). В Украине на бумаге их 52, работают единицы. Каким образом новые законодательные изменения улучшат ситуацию? На какие из этих новаций Вы возлагаете больше всего надежд?

Д.К. Почему в Украине индустриальные парки существуют на бумаге, а в других странах, в частности во всех соседних, они работают реально и дают значительную экономическую выгоду. Например, в Венгрии 30% ВВП формируется в индустриальных парках, вся промышленность Турции выращена в индустриальных парках. Можно говорить и о Словакии, и о Польше, и о Беларуси, а также России, с которой мы воюем, — там везде есть индустриальные парки, и они работают. А у нас — нет. Причина в отсутствии стимулов. Индустриальный парк — это не просто юридическая оболочка, а набор различных стимулов, которые получает инвестор для того, чтобы ему было проще и выгоднее организовывать там бизнес. И плюс определенное государственное регулирование, которое говорит, что мы хотим видеть в ИП не все что угодно, а перерабатывающую промышленность, или hi-tech, или например, это может быть индустриальный парк, который полностью посвящен разработке вооружений.

Есть четыре вида стимулов: институциональные, финансовые, налоговые и таможенные. Подписанный президентом закон предусматривает институциональные и финансовые стимулы для индустриальных парков. В роли институциональных стимулов планируется создание сначала государственного учреждения, которое будет организовывать всю работу по развитию сети ИП, а с 2025 г. будет создан отдельный центральный орган исполнительной власти (ЦОИВ) для реализации политики в этой сфере. Но главное в этом законе — финансовые стимулы. Первый — государство сможет компенсировать затраты на подведение сетей и дорог к индустриальным паркам. Второй — возможность компенсации затрат на подключение к сетям внутри парка его участникам. И третий — возможность компенсации процентных ставок по кредитам.

"ДС". О расходах на подключение к сетям — предусмотрена полная или частичная компенсация?

Д.К. Закон говорит, что может быть полная компенсация. Но у финансовых стимулов есть особенность — они работают, когда есть деньги в бюджете… Принятый закон дает правительству поручение планировать в государственном бюджете на год не менее 2 млрд грн на развитие сети индустриальных парков.

Можно оценить, что подведение сетей к одному ИП — это 100—200 млн грн. То есть если есть 2 млрд грн, то это может быть 10—20 парков в год. Возможно, будет софинансирование органов местного самоуправления — тогда больше парков может воспользоваться…

Дмитрий Кисилевский

"ДС". Ваш прогноз, сколько реально за год может быть подключено?

Д.К. Я думаю, что в первый год 10—15 может быть. Потому что способные общины, такие как Днепр, Львов, Харьков — готовы: у них есть земельные участки, кадастровые номера, они внесли их в реестр. Это общины с управленческим потенциалом, они знают, как это делать, могут за свой счет профинансировать разработку проектно-сметной документации… Во Львове есть замечательный пример. Они нашли в пределах города, в отдаленной от центра части, участок на 90 га и за городские деньги подвели туда дорогу и сети. Половину этого участка уже продали. Они потратили на подведение сетей и дорог около 180 млн грн, продали за 250 млн грн половину этого участка. Они не только окупили, а даже заработали для городского бюджета просто на том, что подвели сети к территории и продали эту землю инвесторам. А остальные 45 га у них осталась, и вот они ждут, пока мы примем два других законопроекта, чтобы там развивать индустриальный парк.

Кстати, в принятом законе мы расширяем границы земельных участков для индустриальных парков. Было от 15 до 700 га, стало от 10 до 1000 га. Самое важное — это нижний предел — 10 га. Такой участок легче найти, чем 15 га в большом городе, где плотная застройка, или в маленькой общине.

Также мы ввели ряд предохранителей от злоупотреблений в индустриальных парках, которые отражают взгляд государства, что именно оно хочет видеть в индустриальных парках, а что нет. В этом законе написано, что участником ИП могут быть только предприятия перерабатывающей промышленности, переработки отходов (кроме захоронения), бизнес, который проводит научно-техническую деятельность или деятельность в сфере информации и телекоммуникации. При этом мы вводим понятие "другой субъект индустриального парка"…

"ДС". Например, почта?

Д.К. Да. Он может находиться в индустриальном парке, но не претендовать на льготы. Или, например, логистический центр какой-то, который будет обслуживать предприятия на этой территории.

Мы также определили, что смежные участки или участки, между которыми проходит дорога или трубопровод, могут совокупно быть объединены в индустриальный парк. А, например, с участками в километре друг от друга, так уже нельзя делать.

Есть прямой запрет на игорные заведения, а также юрлиц и физлиц, имеющих связи со страной-агрессором.

Важно, что участник индустриального парка — это исключительного отдельное юридическое лицо, юридически и физически находящееся в пределах ИП. Потому что если у одного юрлица есть филиал и в индустриальном парке, и за его пределами, то налоговая будет подозревать, что в парке зарегистрировано что-то небольшое для оптимизации налоговой нагрузки.

"ДС". А у нас есть, например машиностроительные заводы с мощностями не в индустриальных парках. Условно говоря, Крюковский вагоностроительный завод или "Электрон" не сможет открыть филиал в индустриальном парке и претендовать на льготы?

Д.К. Сможет, но если зарегистрирует отдельное юридическое лицо. В индустриальном парке он сможет построить какой-то цех. И вот то, что там находится, будет оформлено как отдельное юрлицо, с отдельным учетом, директором, отдельно будет платить налоги и пользоваться льготами.

Еще важно, что мы урегулировали вопрос браунфилдов как площадок для индустриальных парков. То есть гринфилд — это когда ты там строишь предприятие, условно говоря, в чистом поле. Браунфилд — это когда ты покупаешь промышленный объект или завод, который уже не работает. Согласно принятому закону, можно организовать парк на территории, где есть промышленная застройка, в случае если там более 5 лет не проводится хозяйственная деятельность и последний объект недвижимости был введен в эксплуатацию не менее 10 лет назад. Это сделано специально, чтобы не было такого, что люди построили завод, потом сказали — мы теперь индустриальный парк и давайте нам льготы.

Итак, этот принятый законопроект №4416-1 — базовый. И есть еще налоговый и таможенный законопроекты №5688 и №5689. В них содержатся налоговые и таможенные стимулы (которые работают независимо от наличия денег в бюджете). они прошли комитет и рекомендованы для принятия в первом чтении.

Дмитрий Кисилевский выступает во время заседания Верховной Рады

"ДС". В этом году это удастся, чтобы уже запустить процесс? Тем более, что продолжается согласование госбюджета-2022. Наверное, нужно рассчитать бюджетные поступления с учетом предлагаемых налоговых стимулов…

Д.К. Мы ставим себе задачу это сделать до конца года. У нас есть дискуссия с налоговиками, которые говорят, что будут потери бюджета. Я привожу пример: вот есть поле с высокой травой — какие налоги генерирует эта территория? Но благодаря предлагаемым инициативам там появится какая-то хозяйственная деятельность, предприятия, будут платить не все налоги, которые вы хотели бы с них собирать, но это лучше, чем ничего. Налоговики же отвечают: возможно, и так, но вдруг и там кто-то бы построил завод без этих стимулов — и платил бы налоги. Однако мы понимаем, что если там ничего не строилось 30 лет — то нет смысла ждать…

"ДС". А если собственник, у которого где-то уже есть предприятие, работающее на общих основаниях, решит создать отдельное юрлицо в индустриальном парке, а там где полностью платит налоги — уменьшить производство?

Д.К. Теоретически такое может быть. Но ему в ИП нужно будет не просто создать юридическое лицо, а организовать производство, установить оборудование, нанять людей, платить им зарплату, реально производить какую-то продукцию. Завод нельзя так взять, поднять и переместить. Производство — это сложно, туда надо тянуть сети, получать сертификаты, если это новое юридическое лицо. То есть это нельзя сделать одним щелчком пальца. Скорее всего будет другая ситуация. Есть производитель, у него уже есть готовность расширять производство, и он будет смотреть, где ему выгодно это делать. Если мы покажем — вот индустриальный парк, он скажет — ладно, я туда пойду. У него будет одно подразделение работать на общих основаниях, а новое он же построит в парке. Возможно, конечно, будет какое-то мизерное количество тех, кто сделает релокацию производства, потому что это очень дорогое и рискованное дело. Оборудование можно не так подключить, оно может по дороге испортиться, а на новом месте может не найтись достаточно квалифицированных рабочих…

"ДС". А какова суть предлагаемых налоговых стимулов?

Д.К. Есть несколько видов стимулов. Освобождение от импортных пошлин на оборудование по перечню КВЭД, освобождение от импортного НДС на это же оборудование тоже по перечню КВЭД, освобождение от налога на прибыль на 10 лет по перечню видов деятельности. И мы предоставляем этим законопроектом право органам местного самоуправления давать льготы по уплате местных налогов. То есть это налог на землю (или арендная плата на землю) и налог на недвижимость. Мэры из ассоциации городов говорят: мы свои деньги не отдадим просто так, но если будем видеть, что нам, чтобы выиграть борьбу за какого-то крупного инвестора, надо будет дать ему, скажем, немножко меньший налог на землю — дайте нам такое право.

Есть и предохранители. Если ты ввез оборудование и воспользовался льготой — ты это оборудование 5 лет надо использовать исключительно для собственных производственных нужд. То есть ты не можешь его перепродать, сдать в аренду или в лизинг. Если ты, например, все-таки решил его продать — надо сначала оплатить пошлину, от которой ты был освобожден. С налогом на прибыль — похожая история. Сейчас мы слышим, что она не всем может быть удобна, но пока такая концепция: 10 лет его платишь, но если хочешь вывести дивиденды, то лишаешься этой льготы и платишь всю сумму налога на прибыль, которую должен был уплатить. То есть деньги можно только реинвестировать.

"ДС". А если владелец на одиннадцатый год захочет вывести дивиденды?

Д.К. Уже можно [без возврата средств в сумме предоставленных льгот, — "ДС"].

"ДС". Это такая мини-версия налога на выведенный капитал?

Д.К. Можно определенную аналогию проводить…

"ДС". Предпринимательство — это риск. И если собственник завез оборудования по этим правилам, построил производственную линию, а у него дело не пошло, нет прибыли — он все равно должен эту деятельность 5 лет продолжать?

Д.К. Будет продавать, платить пошлину… Он тогда перейдет в общую категорию предпринимателей, работающих за пределами ИП, ему придется просто вернуть размер льготы по пошлине… Но мы надеемся, что стимулы, которые предоставляем, помогут предприятиям быть конкурентоспособными.

Вторую часть интервью с Дмитрием Кисилевским читайте на DSnews.ua в среду, 20 октября. В ней мы пообщаемся о других способах поддержки украинского производства и экспорта — в частности об арсенале инструментов Экспортно-кредитного агентства, которое только начинает работу, а также о судьбе и текущих параметрах законодательной инициативы по локализации в публичных закупках.