• USD 39.5
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Новый прием. Как заработать чистые миллиарды на рынке металлолома

Государство, металлургия и общественная инфраструктура терпят убытки из-за теневого рынка металлолома. Настало время ввести его в правовое поле. Но как это сделать, если на кону как минимум 16 млрд грн ежегодного дохода для махинаторов и коррупционеров?
Фото: Александр Хоменко
Фото: Александр Хоменко
Реклама на dsnews.ua

17 февраля народные депутаты, эксперты и участники рынка искали выход из ситуации во время панельной дискуссии "ДС" на тему "Детенизация рынка металлолома: как пополнить бюджет на миллиард". Самое очевидное решение - в правовой плоскости. В Верховной Раде предварительно поддержан 313 голосами и подготовлен ко второму чтению законопроект № 2426, который призван обелить операции с металлоломом.

Право для всех

Участники дискуссии сошлись во мнении, что самое главное - поменять правила. Поэтому первым делом обсудили законодательные инициативы, которые представили их авторы-парламентарии - зампредседателя комитета Верховной Рады по вопросам развития экономики Дмитрий Кисилевский и экс-директор Авдеевского коксохимического завода Муса Магомедов.

"Что такое рынок металлолома? Это около 20 млрд грн в год, из них около 16 млрд грн находится в тени. Этот рынок в тени не потому, что так кому-то захотелось, а из-за того, что в действующем законодательстве есть правовые коллизии и нереализуемые требования, которые заготовщики априори выполнить не могут. Поэтому у них остается только один вариант - работать в тени, а этим пользуются различные нечистые на руку представители силовых структур, которые собирают с этих заготовщиков дань", - описал сложившуюся ситуацию Кисилевский.

По его мнению, следует устранить эти коллизии и недочеты, прежде всего основных пять. Во-первых, это нереализуемые требования к обустройству заготовительных пунктов: соответствующее оборудование стоит миллионы долларов, и его не может себе позволить бизнес с оборотом в сотню тысяч гривень. Размер взятки за такое нарушение - порядка 1000 грн с точки приема. Во-вторых, неопределенность критериев разделения металлолома на бытовой и промышленный, который нельзя принимать у физлиц: при желании проверяющий всегда сможет "доказать", что кусок забора был, например, частью станка. Цена вопроса - 60-120 грн с тонны. В-третьих, невозможность получить наличные за сданный металлолом (в отличие от макулатуры, стеклобоя и другого сырья), из-за чего у многих людей, для которых это не черный бизнес, отпадает желание нести в пункт старую кровать или тот же кусок забора. И еще две очевидно абсурдные нормы-атавизмы: спецпредприятиям по заготовке лома нужно соответствовать требованиям лицензии, которая... отменена несколько лет назад, а также состоять в отраслевом реестре, которого... не существует.

Таким образом, всякий, кто начинает деятельность по операциям с металлоломом, априори становится виновным перед лицом закона вплоть до криминальной ответственности, а у силовиков появляются неограниченные возможности для манипуляций, давления и "доения" этого бизнеса. Новый законопроект, если он будет принят, снимет все эти вопросы, заверил зампред экономического комитета парламента.

В свою очередь Муса Магомедов убежден, что детенизация этого рынка будет выгодна всем честным участникам "пищевой цепи" - от мелких ломозаготовителей, которые смогут избавиться от стяжателей в погонах, до крупных металлургических заводов, страдающих от пристального внимания налоговиков, которые настойчиво интересуются происхождением сырья.

Реклама на dsnews.ua

В отраслевой ассоциации "УАВтормет" также разрабатывали данный законопроект и выступают за обеление рынка. Ее президент Владимир Бублей акцентировал внимание на предлагаемой норме о введении реестра предприятий, занимающихся заготовкой и операциями с металлоломом (нужно будет просто предоставить документы в Минэкономики). "А что такое реестр? Ты должен стать предпринимателем или заключить договор с другой компанией. То есть ты находишься в правовом поле. Если ты в реестре, то работаешь официально", - констатировал Бублей.

Большие деньги

Вывод из тени рынка металлолома позитивно скажется на одной из ведущих отраслей украинской экономики - металлургии. Дело в том, что этот ресурс критически необходим для метпредприятий, которые в значительной мере (иногда на 100%) зависят от его поставок (см. комментарий президента ОП "Укрметаллургпром" Александра Каленкова).

Стоит ли говорить, что законодательные ограничения и коллизии, существующие на рынке, не позволяют ему развиваться, а также создают условия для сбора "коррупционного налога", который делает лом дороже, себестоимость металлопродукции выше, и в конечном счете снижает конкурентоспособность наших экспортеров на фоне падения мирового спроса на металл. Таким образом, обеление рынка поможет отрасли, которая генерирует до 15% ВВП.

По оценкам Мусы Магомедова, в случае обеления и рынка металлолома "будет заготавливаться то же, а возможно, и большее количество сырья, но при этом будут зарабатывать государство, бизнес, а не "крыша". Кстати, о сырье. По данным "УАВтормета", металлофонд Украины составляет примерно 500 млн т, а в год заготавливается свыше 3 млн т. В 2019 г. было всего 3,1 млн т в связи с начавшимся кризисом в металлургии. Но Владимир Бублей оценивает потенциал отрасли в 7 млн т в год. Таки образом, в перспективе можно более чем вдвое увеличить предложение металлолома.

Какие возможные выгоды для государства от детенизации этого рынка? Прежде всего это пополнение бюджета. Разработчики законодательных изменений рассчитывают на 900 млрд грн ежегодных дополнительных налоговых поступлений, если заготовка и операции с ломом выйдут в правовое поле (ожидается, что на это потребуется три-пять лет).

Дмитрий Кисилевский
Зампредседателя комитета Верховной Рады по вопросам развития экономики

Рынок металлолома полноценно функционирует в тени. Ничто не мешает человеку принести и сдать все, что угодно, и что-то мешает нашему условному полицейскому открыть глаза, когда происходит что-то противозаконное. Это происходит прямо сейчас, и никакие запреты ничему не препятствуют.

Законопроект № 2426, наоборот, возвращает все в нормальное русло, устраняя искусственные запреты. Человек начнет регистрироваться ФОПом и платить налоги. Причем у него будет в этом чисто коммерческий интерес. Ведь мы посчитали, что размер взяток, который сейчас платит приемный пункт, больше 5%-ного налога, который ФОП будет отчислять, работая официально. Поэтому он будет заинтересован сказать силовику: до свидания, мы больше ничего не нарушаем, не приходи больше ко мне за "данью".

Таким образом, мы разорвем коррупционную связь между приемщиком и полицейским, тогда каждый начнет заниматься своим делом - приемщик работать легально, полицейский - контролировать. И это, по нашему мнению, приведет к уменьшению кражи металла.

Законом по ворам

Участники панели подробно обсудили еще один острый вопрос, связанный с ломозаготовкой: как изменится ситуация с кражами металлических изделий, в том числе важнейших объектов инфраструктуры и коммунального хозяйства. Все согласны, что это большая проблема, но по-разному оценивают ее масштаб, например, относительно воровства черного и цветного лома. Так, Владимир Бублей считает, что общественное мнение о кражах канализационных люков, металлических оград и т. п. слишком пессимистично.

"Сравните 3,1 млн т в год с весом крышки люка - в среднем 65 кг. Если бы вся заготовка состояла только из крышек люка, коммунальщики бы не успевали по нескольку раз в день менять их по всей Украине. Когда мы смотрим на статистику, то понимаем, что это не тот вес, который очень интересен. Да и люди, которые собирают металлолом на пунктах приема, тоже ведь ездят по тем же дорогам", - отметил президент "УАВтормета".

В свою очередь советник по регуляторным вопросам ЧАО "Киевстар" Артем Фреюк привел шокирующие примеры воровства телекоммуникационного оборудования. "Есть ОПГ, которые действуют по графикам, например, за неделю украсть из 10 базовых станций, не менее 20 аккумуляторных батарей и 7 км кабельно-проводниковой продукции.

Из свежих новостей - у одного из крупных операторов телекоммуникаций прямо в Гидропарке три человека при помощи трактора выкопали резервный кабель, который дублировал их линии под Днепром. Хорошо, что он не работал... За прошлый год было минимум пять случаев, когда задерживали людей, которые хотели вырезать кабель правительственной связи. А как это происходит в сельской местности: приезжает трактор в поле, выкапывает кабель, наматывает его на ковш, выдергивает - и сколько потянул, столько и его", - сказал Фреюк и констатировал, что такие действия возможны благодаря нелегальным пунктам приема металлолома, а потенциальная ответственность за них (обычно штраф в несколько тысяч гривень) несоизмерима с причиненными убытками.
Однако инициаторы правовых изменений на рынке металлолома настроены позитивно.

"Наш законопроект будет способствовать уменьшению кражи металла. Сейчас, когда условный полицейский снимает "дань" с приемного пункта, он, конечно, не видит настоящих нарушений, даже если они есть, потому что он уже что-то получил... Когда мы убираем эти правовые коллизии, предприниматель говорит: уважаемый, я больше ничего не нарушаю и ничего тебе не плачу. И в этот момент у полицейского откроются глаза, и он начнет интересоваться, нет ли там краденного или запрещенных вещей", - пояснил логику Дмитрий Кисилевский.

При этом в каждом приемном пункте появится видеонаблюдение, а записи должны будут храниться в течение трех месяцев. Народный депутат подчеркнул, что ко второму чтению учтены предложения телекоммуникационной отрасли относительно принятия кабеля: у физлиц нельзя будет брать элементы телекомсети. А за их кражу или порчу усилят ответственность отдельным законопроектом. Кисилевский пообещал, что в Раде появятся и другие проекты законов, которыми будет усилена ответственность за кражу объектов инфраструктуры. Впрочем, детенизация рынка - еще не решенное дело. В парламенте сейчас зарегистрированы три других законопроекта, которые, наоборот, могут зарегулировать рынок, приравняв металлолом к обычным отходам и накладывая ограничения на операции с ним. Задача профессионалов - убедить авторов таких законодательных инициатив, что лом не обязательно так контролировать, ведь он не будет бесхозно засорять окружающую среду по той простой причине, что это ценное сырье.

Александр Каленков
Президент ОП "Укрметаллургпром"

Металлургия вся зависит от лома. Есть электрометаллургические предприятия, где только лом в себестоимости (плюс электроэнергия и другие составляющие), есть предприятия полного цикла, которые производят продукцию из железной руды. Но и те и другие в разной степени зависят от лома, который заменить нечем. Если отечественного лома не будет, нам придется завозить его из других стран.

Предлагаемые законодательные изменения дадут возможность предприятиям (работающим с металлолом. - "ДС") выйти в легальное поле. Я не знаю, будут ли заинтересованы люди работать в белую. Возможно, часть из них потеряет работу, придут другие. Когда мы этот законопроект инициировали, несколько крупнейших металлургических компаний заявляли, что готовы инвестировать более 1 млрд грн для развития сетей первичной заготовки лома. Ведь сейчас невозможно вкладываться в фирмы-однодневки.

Сам факт работы на этом рынке создаст инвестиционные возможности для металлургов и независимых ломозаготовителей. Что это значит? Сейчас в Украине действуют 15-20 тыс. пунктов приема, на каждом по несколько человек, это десятки тысяч людей, которые работают нелегально. Они не платят налогов, получают зарплату, которая никак не контролируется. Нужен срок в три-пять лет, чтобы белые пункты, в том числе те, которые финансируются металлургами и независимыми участками, вышли на этот рынок и выдержали конкуренцию с существующим черным бизнесом.

    Реклама на dsnews.ua