• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Схема Витренко. Сможет ли "Нафтогаз" с собственной сетью АЗС сбить цены на бензин

На фоне дефицита и резкого удорожания горючего в "Нафтогазе" анонсировали создание "национального оператора" АЗС. Удачное ли это решение проблем на рынке?

Юрий Витренко
Анализ ситуации на рынке горючего с привязкой к маржинальности этого бизнеса позволяет сделать несколько выводов о деятельности "Нафтогаза" как оператора АЗС
Реклама на dsnews.ua

По заданию президента Украины Владимира Зеленского, НАК "Нафтогаз Украины" должен создать сеть автозаправочных станций (АЗС) и стать ее оператором, чтобы не допускать слишком сильного повышения цен на розничном рынке горючего. Базой для этого, скорее всего, станут более сотни готовых к передаче ему АЗС сети Glusco, которую связывают с обвиняемым в госизмене нардепом от ОПЗЖ и кумом российского президента Виктором Медведчуком. Но действительно ли новый оператор сможет влиять на рынок, как заявляет глава НАК "Нафтогаз" Юрий Витренко? Кому и зачем такой оператор нужен? Ответ в основном зависит от того, какие проблемы существуют на рынке.

Захватническая война России против Украины во всех смыслах подорвала рынок горючего. Объективные факторы — потеря импорта из стран-агрессоров (РФ и Беларуси) и морским путем, уничтожение Кременчугского НПЗ и десятков нефтебаз, высокие цены и ограниченность ресурса в Европе, усложненная логистика, повышенный спрос со стороны аграриев и постепенное возобновление деловой активности в Украине — привели к дефициту бензинов и дизтоплива (ДП) на автозаправках. А цены резко ушли вверх, даже несмотря на мартовскую отмену акцизов и почти трехкратное снижение НДС на ввоз в страну горючего. Но это не вся история.

Планка и моржа

Ситуацию с горючим формировали и факторы, на которые легче воздействовать административно. Собственно, один из них временно убрали с 17 мая — это государственное регулирование розничных цен. Осуществлялось оно по сложной формуле (кстати, еще с мая 2021 г.) с целью ограничения на АЗС прайса на горючее как стратегически важный товар (при приемлемом уровне прибыльности бизнеса). Но выгодно ли так работать? В условиях дефицита трейдеры имели возможность продавать ресурс на оптовом рынке (где не было регулирования) дороже, чем на розничном, что лишь усугубило "засуху" на заправках или побудило некоторых операторов нарушать ценовую планку. Чтобы удовлетворить бизнес и преодолеть дефицит, правительство и приостановило регулирование цен. Теперь, наоборот, усилился другой фактор — аппетиты игроков рынка (трейдеров и владельцев АЗС, которые могут быть одновременно теми же трейдерами), или более формально — желаемый маржинальный доход (выручка минус переменные издержки). Усилился вследствие приостановки ценового регулирования, а следовательно, и роста маржи до уровня, который определяет рынок в условиях нехватки ресурса и ажиотажного спроса.

Здесь сделаем ремарку. Более мелкие бизнесы, которые раньше, вероятно, не могли закупиться на спотовом рынке в Европе так, чтобы выгодно продать топливо в Украине по ограниченным розничным ценам, теперь наконец гонят бензовозы. Этот процесс фиксирует консалтинговая группа "А-95%". "Количество импортеров по каждой из позиций — бензин, дизтопливо, сжиженный газ — выросло в течение мая вдвое. Максимальный показатель — почти 60 субъектов — импортируют дизтопливо. Это первый результат отмены госрегулирования цен, все больше средних и малых компаний едет за горючим в Европу. Следующий этап — увеличение объемов поставки", — сообщил в Facebook директор КГ "А-95" Сергей Куюн. Следовательно, это аргумент в пользу сокращения дефицита. В перспективе заполнение АЗС ресурсом может скорректировать цены вниз.

Другой факт, что есть те, кто и так завозил и завозит в Украину горючее по ценам ниже 40 грн/л. Например, главный редактор издания "Нафторинок" 17 мая, в день приостановки регулирования, опубликовал данные о том, что средняя цена импорта ДП на западной границе после 10 мая еще не превышала 40 грн/л. Можно сделать вывод, что теперь такие импортеры абсолютно легально рассчитывают на огромную маржу. Ведь, с одной стороны, на таможне убрали акциз на топливо (и оставили неполный НДС 7%), а с другой — цены на АЗС, по меньшей мере, перевалили за отметку 50 грн на бензин и 56 грн — на ДП. Видим крупную сумму на доставку и распределение по Украине, оплачиваемую конечным потребителем. И как мы выясним дальше, это не предел.

Взлет цен

Реклама на dsnews.ua

Перейдем к данным с рынка. По информации КГ "А-95", которую приводит сайт "Минфин", с 1 апреля по 2 июня в среднем на АЗС бензин А-95 подорожал примерно наполовину — с 33,7 до 50,25 грн/л, собственно как и ДП — с 36,99 до 56,53 грн/л. Цены понемногу начали подтягиваться с конца апреля (тогда возник масштабный дефицит) и предсказуемо взлетели после снятия госрегулирования (до 17 мая эта планка составляла 39,86 грн/л для бензина и 42,31 грн/л для ДТ). Однако такие средние данные более информативны по динамике, чем по суммам, из-за особенностей выборки: АЗС, которые выставляют высокие расценки, могут просто не предоставлять свои прайсы для неофициального мониторинга. "Они [приведенные цены, — "ДС"] отражают лишь небольшой сегмент рынка, участники которого предоставляют ежедневную информацию группе "А-95". "Психея" тоже занимается мониторингом рынка, и мы видим, что большое количество участников отказываются обнародовать цены, руководствуясь собственными соображениями", — объяснил нам директор специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.  

По его данным, сейчас абсолютное большинство трейдеров от реализации литра горючего получают намного больше, чем они имели до войны. Четкие суммы или проценты назвать сложно, потому что на рынке десятки операторов. "Все зависит от того, по какой цене компания продает горючее. Но если компания сама поставляет горючее и потом продает по 80 грн, то, по меньшей мере, она берет себе в карман более половины, 60% от цены", — уточнил Геннадий Рябцев.

Но почему же так сильно взлетели расценки на стелах, несмотря на снижение налоговой нагрузки на импорт? Это объясняется неэластичностью по цене такого жизненно необходимого товара, как горючее (спрос на него не падает с увеличением прайса). Вот как это объясняет экономист Алексей Кущ: "Что касается горючего, то снижение налогов никогда не приведет к снижению цены в условиях ажиотажного спроса. Простыми словами, если покупатель готов платить 2 евро за литр, то ему и будут продавать за 2 евро хоть с налогами, хоть без. Налоги в этом случае только влияют на уровень маржи владельцев АЗС".

Согласен с этой аргументацией и директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. "Странным было решение об отмене акциза и снижении НДС до 7%. От него не выиграли ни потребители, ни государственный бюджет. Это лишь привело к перераспределению денежных потоков, по прогнозу 90 млрд грн в 2022 г. в пользу нефтетрейдеров за счет государственного бюджета и потребителей", — написал он в своем блоге на Facebook.

Лакомый кусок

Анализ ситуации на рынке горючего с привязкой к маржинальности этого бизнеса позволяет сделать несколько выводов о деятельности "Нафтогаза" как оператора АЗС. Следовательно, в теории, в условиях сложившейся несовершенной конкуренции, подотчетный государству игрок со значительной долей рынка горючего мог бы принести пользу. Он должен влиять на стоимость бензина и ДТ для потребителей (давая ценовые ориентиры, чтобы другим операторам было невыгодно завышать прайс) и предложение горючего (закупая большие объемы, чтобы не было дефицита). Собственно, так и обосновал идею создания "национального оператора" АЗС Юрий Витренко в интервью "Интерфакс-Украина": "Существует определенное недоверие к частным крупным сетям АЗС: что есть определенные заговоры, что цены иногда бывают завышенными. Когда есть государственный игрок с существенной долей рынка — 15-20-30%, то есть не 100%, но и не 1% — тогда есть больше доверия, что у потребителей есть возможность покупать по справедливой конкурентной цене… Это будет принуждать частных операторов тоже не задирать цены".

Однако эксперты сомневаются, что НАК действительно смягчит проблемы на рынке горючего.

"Разве у нас есть недостаток АЗС? Или нехватка поставщиков? У нас даже уже есть полугосударственная социально ответственная сеть "Укрнафты" (537 АЗС) и дружественная ей сеть "Привата" (1000 АЗС), которые всегда держат минимальные цены на заводской продукт. Зачем еще одна? Или НАКу нечем заниматься? Может, лишние деньги появились?.. Странный проект", — оценил идею Сергей Куюн.

Кроме того, 100 или даже 200 заправок, которые могут появиться у "Нафтогаза", не выглядят значительной долей на рынке, чтобы выставлять ценовые ориентиры. "Большая компания — это та, которая имеет 100 заправок, тогда как в Украине 6500? Тем более половина из них фактически не может работать. Можно, конечно, еще упомянуть 80 заправок "Татнефти", словно пришедших с 90-х годов. Пусть 180 или 200 заправок [будет у "Нафтогаза", — "ДС"], но некоторые из них в восточных регионах и работать не могут. А те, что расположены в Киеве и области, нуждаются в реконструкции", — не верит в то, что "Нафтогаз" сможет ощутимо влиять на рынок горючего Геннадий Рябцев.

По его мнению, и цель Витренко не в этом, а в том, чтобы просто отхватить кусок выгодного бизнеса. "Нет никаких оснований думать, что если у группы "Нафтогаз" появятся в управлении какие-то АЗС, то на них будет реализовываться горючее по ценам ниже, чем у конкурентов. То есть это, скорее всего, попытка получать прибыль еще одним путем, получив задаром как минимум сотню АЗС с соответствующей инфраструктурой. Само собой, чтобы получить этот лакомый кусок, который стоит свыше $100 млн, можно обещать что угодно", — считает директор специальных проектов НТЦ "Психея".

Остается загадкой, а на что же рассчитывал Витренко, говоря о потенциальных 15-30% рынка под оператора АЗС от "Нафтогаза"? Есть вариант, что он имел в виду также заправки "Укргаздобычи" и "Укрнафты", которая наполовину принадлежит НАКу. Однако Витренко в указанном интервью не ответил на прямой вопрос об объединении всех этих активов вместе со станциями Glusco в единый пул. Как бы там ни было, а это только возвращает нас к вопросу Сергея Куюна: зачем нам при таких раскладах еще один "странный проект" от "Нафтогаза".

Итак, мы выяснили, что из-за объективных факторов, связанных с войной, на розничном рынке горючего возник дефицит. При этом растут цены, которые в условиях ажиотажного спроса, налоговых и регуляторных послаблений покрывают растущую маржу продавцов. Однако "Нафтогаз", заявивший претензию на создание "национальной сети" АЗС, вряд ли станет настолько большим игроком, чтобы, как говорит Витренко, давать рынку ориентир и "принуждать частных операторов тоже не задирать цены". "Нафтогаз", вероятно, сам хочет даром получить более 100 АЗС, чтобы на них зарабатывать.

    Реклама на dsnews.ua