• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Утомленные Кремлем: уйдет ли украинский бизнес из России

Некоторые бизнесмены сворачивает свои проекты в России. Исключением стали водочники, которые, наоборот, скупают заводы в РФ
Фото: espreso.tv
Фото: espreso.tv
Реклама на dsnews.ua

На этой неделе стало известно, что один из крупнейших украинских агрохолдингов Kernel начал активные переговоры о продаже в России двух своих заводов - ЗАО "Усть-Лабинский эфирномаслоэкстракционный комбинат "Флорентина" и ОАО "Масло Ставрополья". По данным "АПК-Информ", сделка пока не состоялась. Но, по состоянию на 1 марта, работа двух указанных предприятий временно остановлена ввиду возможной смены владельца заводов. Вероятный покупатель - местная группа компаний "Ресурс". 

Kernel - крупнейший производитель и экспортер подсолнечного масла (торговые марки "Щедрый Дар", "Стожар", "Чумак Золота"), который также предоставляет услуги по хранению зерновых и масличных культур на элеваторах, и обрабатывает около 400 тыс га земель. 2015 финансовый год компания завершила с чистой прибылью $106,9 млн против чистого убытка в $98,3 млн в 2014. Ее выручка сократилась на 3% - до $2,33 млрд. Основатель компании - бывший депутат Верховной Рады от Партии регионов Андрей Веревский. Сейчас ему принадлежит около 39,21% компании. С конца 2015 года через фирму Cascade Investment Fund 5% акций владеет нардеп Виталий Хомутынник. Остальные акции обращаются на Варшавской фондовой бирже.

Свой первый актив в РФ Kernel продал еще в 2014 году той же ГК "Ресурс". За Невинномысский маслоэкстракционный завод удалось выручить $10 млн. К политике эта сделка не имела никакого отношения - переговоры о продаже начались за год до развязывание Россией агрессии в отношении Украины. И Невиномысский МЭЗ и выставленные сейчас два на продажу завода принадлежали Kernel с 2011 года. Они были куплены у группы компаний "Русские масла" бизнесмена Александра Курта. Но сделать их работу рентабельной украинскому холдингу не удалось.

Несмотря на это, говорить о полном уходе из РФ украинского холдинга еще рано. У Kernel в активах остается портовый терминал "Тамань". Он был куплен в 2012 году совместно со швейцарской корпорацией Glencore у российской группы "ЭФКО" за $265 млн. "Терминал является третьим по величине глубоководным зерновым терминалом в Российской Федерации. Текущая пропускная мощность терминала составляет 4 млн тонн зерновых в год", - отмечает Kernel на своем официальном сайте.

"ДС" собрала еще несколько примеров того, кто из украинских бизнесменов уже попрощался со своими активами в РФ, и кто может это сделать в ближайшее время.

Еще в январе 2008 г. холдинг Milkiland Анатолия Юркевича, входящий в тройку крупнейших производителей сыров в Украине, купил 75% Останкинского молочного комбината в Москве. Покупка обошлась в $66 млн, но завод не смог работать рентабельно. И в минувшем году Milkiland выставила этот актив на продажу. Как оказалось, к тому времени он уже был в залоге по кредиту Unicredit Bank. По данным Reuters, комбинат выставлен на продажу за 6-7 EBITDA, что составляет $55-65 млн. Milkiland принял решение о выходе из бизнеса из-за сложностей с обслуживанием долга в $100 млн. По данным "ДС", покупателя не удалось найти до сих пор.

В 2009 году группа EastOne основателя корпорации "Интерпайп" Виктора Пинчука сконцентрировала 100% акций одного из старейших страховых компаний РФ - СК "Россия". На момент поглощения "Россия" входила в топ-25 российских страховых компаний по объему собранных премий. Однако инвестиция оказалась неудачной. В 2011 году Арбитражный суд Москвы зарегистрировал заявление о признании страховой компании банкротом, а в 2012 году Федеральная служба по финансовым рынкам РФ решила ограничить действия лицензий "России". В 2013 году Центробанк РФ опубликовал уведомление о приостановлении деятельности компании, а в январе прошлого года Арбитражный суд Москвы признал компанию банкротом. Сколько Пинчук потерял на этой инвестиции, точно неизвестно, однако  по данным российских СМИ, он успел вложить в компанию порядка $200 млн.

Реклама на dsnews.ua

Не намного удачнее сложилась ситуация у совладельцев мариупольского "Азовмаша"- вдовы экс-нардепа Александра Савчука Светланы Савчук и компаний, близких к одиозному экс-регионалу Юрию Иванющенко. В РФ у них был крупный вагоностроительный актив  - Армавирский завод тяжелого машиностроения. В 2014 г. он фактически оказался на грани остановки из-за проблем со сбытом, и за долги перешел под контроль к банку "Россия" одного из фаворитов Владимира Путина Юрия Ковальчука. А в прошлом году завод был продан Новозыбковскому машиностроительному заводу, входящего в "Рейлтрансхолдинг" предпринимателя Сергея Шпака.

Эти сделки объединяют экономические просчеты украинских бизнесменов. Но есть несколько случаев, когда во главе угла был поставлен политический мотив. Ставшего чуть ли не личным врагом Путина украинского олигарха Игоря Коломойского в 2014 году российские власти вынудили продать Москомприватбанк, хотя формально сделка была проведена с соблюдением всех правил приличия. Банк выкупил бизнесмен Микаил Шишханов (племянник российского миллиардера Михаила Гуцериева), которому в России принадлежит "Бинбанк". Стоимость сделки составила около 6 млрд рублей (около 1,9 млрд грн). Хотя детали взаиморасчетов ее участников так и не были оглашены.

Также полностью распрощался с Россией "Мироновский хлебопродукт" Юрия Косюка. Летом 2015 года компания сообщила, что обменяла свои 40 тыс га земли и зернохранилища в Воронежской области на 60 тыс земель и хранилищ в Западной Украине. Обмен произошел со шведской компании Agrokultura. Мотивы сделки лежат на поверхности - около 95% акций Agrokultura контролируют основатель сети "Спортмастер" россиянин Николай Фартушняк и владелец российского агрохолдинга "Продимекс" Игорь Худокормов. Тогда как Косюк к тому моменту успел поработать заместителем главы Администрации Президента Украины. Обе стороны таким образом исключили политические риски в работе своих бизнесов. Хотя официально заявлялось лишь об их синергии и оптимизации.

В то же время ряд украинских бизнесменов продолжает не только владеть активами в РФ, но и приобретать их на фоне ухудшения отношений между двумя странами. На первых ролях здесь водочники, что объясняется весьма просто - российский рынок водки является крупнейшим в мире по объему и вторым после США по стоимости.

Так, собственник компании Global Spirits (ЛВЗ "Хортица", Одесский коньячный завод) Евгений Черняк еще в 2011 г. обзавелся в РФ собственным производством - вологодским водочным заводом "Русский Север". А на этой неделе стало известно,что он приобрел второе по счету предприятие в этой стране - ликероводочный завод "Родник и К" в Мытищах (водка "Русский графин", коньяк "Российский") мощностью около 20 млн л продукции в год. Незадолго до этого - в 2015 г. - крупнейший в Украине производитель водки холдинг "Баядера" Натальи Бондаревой приобрел Великоустюгский ЛВЗ в Вологодской области,  на котором был налажен выпуск водки под ТМ "Цельсий" и "Перепелка".

    Реклама на dsnews.ua