• USD 39.3
  • EUR 42.3
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Евгения Аратовская о национальных особенностях обращения с отходами: Ваш мусор вывозят кому-то под окна

О том, сложно ли в Украине продвигать идеи правильного обращения с бытовыми отходами, почему на территории государства нет мусороперерабатывающих заводов и с чего каждый человек может начать сортировку отходов, "ДС" рассказала глава общественной организации "Украина без мусора" Евгения Аратовская

Глава общественной организации "Украина без мусора" Евгения Аратовская
Глава общественной организации "Украина без мусора" Евгения Аратовская
Реклама на dsnews.ua

"ДС" ОО "Украина без мусора" была зарегистрирована в 2015 году. Что побудило вас создать ее? Что к тому времени вы знали о сортировке мусора? И чего вы уже достигли сейчас?

Е.А. Сначала мы зарегистрировали общество, основной целью которого была социальная предпринимательская деятельность, связанная с раздельным сбором мусора. Но буквально через несколько месяцев стало ясно, что нас воспринимают экспертами в сфере обращения с отходами и их переработки, и это заставило нас создать общественную организацию. Она была необходима, чтобы осуществлять коммуникацию с органами государственной власти и местного самоуправления, а также проводить информационные кампании по сортировке мусора с населением. И все же основной целью было – собирать и перерабатывать вторсырье и зарабатывать на этом. Мы быстро поняли, что спроса на раздельный сбор мусора на украинском рынке недостаточно. Не хватало просветительской работы, так что нам буквально пришлось создавать этот рынок самим. Коммуникационные кампании, которые проводились среди населения, помогали нам формировать запрос у общества на раздельный сбор.

"ДС" И все же глобального спроса на раздельный сбор мусора до сих пор нет. Почему?

Е.А. Ответ очень прост – у нас в стране существует только одна выгодная модель обращения с отходами – захоронение мусора на свалках. За 30 лет независимости Украина вообще не задумывалась над альтернативой. И даже когда были попытки ввести раздельный сбор, стало ясно, что в стране не хватает определенных экономических инструментов для этого. Более того, вообще не созданы никакие предпосылки для того, чтобы сортировка была выгодной предпринимателям. Даже сейчас раздельный сбор отходов убыточен и не выгоден. А захоронение отходов, напротив, выгодное дело. И это недопустимая ситуация. Вы же понимаете, пока будет выгодно транспортировать мусор на свалки, проблема с места не сдвинется. И мусора на этих свалках будет скапливаться все больше и больше.

"ДС" В Украине принят Закон "Об ограничении обращения пластиковых пакетов на территории Украины", который будет претворяться в жизнь в три этапа. Первый начал действовать с 10 декабря 2021 года. Насколько этот закон взвешен и нужен?

Е.А. Бизнес всегда креативный в том, как легально обойти любой закон. И это нормальное поведение для предпринимателя в любой стране мира. Задача законодателей и депутатов — выявить риски, которые несет любой новый закон, и прописать нормы таким образом, чтобы бизнес не мог их обойти. С одной стороны, это прекрасно, что такой закон принят вообще. А с другой, у него есть ряд недостатков, которые позволяют предпринимателям обойти некоторые его нормы. И это уже видно. Ведь основная цель закона – исчезновение пластиковых пакетов из обращения. Но в магазинах уже появляются альтернативы пакетикам – тоже из пластика, но другой категории. Я сама видела в одном из супермаркетов столицы пластиковые сеточки для продуктов. Да, это не пакеты, но они пластиковые и одноразовые. И таких "креативных" подходов к трактовке закона мы увидим еще много. Также пока не ясно, как контролирующие органы будут фиксировать нарушение норм этого закона в магазинах и магазинчиках по всей стране. То есть может быть так, что если никто из потребителей не напишет жалобу в Госпотребслужбу, то супермаркет где-то на периферии как работал с пакетиками, так и будет спокойно с ними работать и дальше.

"ДС" По вашему мнению, законодательство вообще способно стимулировать граждан более ответственно обращаться с отходами?

Реклама на dsnews.ua

Е.А. Конечно, одного закона недостаточно. Идею любого хорошего начинания может исказить отсутствие информационной кампании по поводу того, для чего этот закон принимали вообще. Это нужно, чтобы люди почувствовали, что закон будет им выгоден, несмотря на запрет удобной тары, ведь наша окружающая среда может стать чище.

Я считаю, что принятие Закона "Об ограничении обращения пластиковых пакетов на территории Украины" связано с тем, что последние 3-4 года общественность живо обсуждала эту проблему. Некоторые супермаркеты даже без соответствующего закона начали предлагать биоразлагаемые пакеты, понимая, что на эту продукцию есть спрос. А один из крупных ритейлеров стал предлагать доставку в картонных коробках из переработанной бумаги. Интересно, что 80% покупателей заказывают продукты и кулинарию именно у них, а не в пластиковых пакетах, к которым все привыкли.

"ДС" Достаточно много жителей столицы начали самостоятельно сортировать мусор. У вас есть статистика, сколько людей пользуются услугами вашей перерабатывающей станции? И вообще, как люди приобщаются к идее сортировки мусора?

Е.А. Нам пока трудно сосчитать всех наших уникальных посетителей, потому что нужно сделать карточную систему для того, чтобы каждый пользователь фиксировал свое присутствие на станции. Возможно, когда-нибудь мы это и сделаем. Но мы считали, сколько людей приезжает на станцию каждый день. В будние дни – 100–150 посетителей, а в выходные – 300–500. Считали, что за год нас могут посещать как минимум 10 тысяч семей, а может, и все 30 тысяч — но не больше, потому что иначе мы бы не сможем предоставлять качественный сервис, места просто не хватит. Часть людей пользуется выездным сервисом "УБМ-курьер" – это когда можно не ехать на станцию, а заказать вывоз отходов из своей квартиры.

Конечно, для многомиллионного города это не такие уж интересные показатели. Но мы работаем над тем, чтобы расширить нашу сеть сортировочных станций и спасать больше вторичных материалов.

"ДС" С чего лучше начинать ответственное обращение с отходами?

Е.А. Если зайти в любой супермаркет, то можно увидеть множество товаров, многослойно упакованных. Бывает так, что один товар завернут в три разных вида упаковки, и очень часто люди не понимают, как это сортировать. Мы учим этому у себя на станции. Новичкам советуем все собирать в один пакет, соблюдая два правила – тара должна быть чистой и все должно быть сухим. Не должно быть остатков пищи и какой-либо жидкости, создающих неприятные запахи. А на станции наши консультанты расскажут, что из тех отходов, которые вы привезли, подходит для переработки, а что нет. И как поступать дальше.

"ДС" От каких вещей можно отказаться в хозяйстве или ежедневной жизни, чтобы уменьшить количество неперерабатываемых отходов?

Е.А. Первое – это не использовать одноразовое. Это разнообразная пластиковая тара – пакетики, контейнеры, мешалочки для кофе или чая. Я, например, заказывая кофе, всегда прошу, чтобы мне не приносили пластиковую трубочку.

Второе – покупать товары с самой маленькой упаковкой. Конечно, это трудно реализовать, особенно если в семье есть дети. Но я приучила своих детей покупать продукцию определенных брендов, которая продается в точно перерабатываемых упаковках. Например, мы не покупаем йогурты в PET-таре белого цвета, а покупаем только те, которые продаются в плотном пластике HDPE. И дети нормально к этому относятся, не капризничают. Я объяснила, почему мы делаем такой выбор, им нравится сама продукция, и они не просят другую.

"ДС" Два года пандемии – два года тотального использования неперерабатываемых медицинских масок. Есть ли советы, что делать с ними? Работает ли система утилизации и сортировки отходов в медицинских учреждениях?

Е.А. Медучреждения обязаны заключать договоры с компаниями, имеющими лицензию на утилизацию медицинских опасных отходов. Правильная утилизация в таком случае – высокотемпературный путь. В каждой больнице должны быть автоклавы, где под давлением и высокими температурами обезвреживаются такие отходы. После чего их заворачивают в вакуумную пленку и отдают утилизаторам на сожжение. Однако случались ситуации, когда медицинские отходы оказывались на свалках. За это даже лишали лицензий. Но ведь знаете, как у нас бывает: ответственные игроки на рынке стоят очень дорого, а когда происходит тендер — побеждает более дешевое предложение, поэтому и на безответственное есть спрос.

А что касается масок — я ношу многоразовую тканевую. Как свидетельствуют исследования, и одноразовая, и многоразовая одинаково хорошо защищают от вирусов. Если вы пользуетесь медицинскими масками, советую их собирать в пакет и отвозить в места, где гарантирована утилизация. У нас на станции есть специализированный бокс для масок – мы передаем их на высокотемпературное сжигание.

"ДС" Как реализуется в Украине популярный во всем мире принцип "загрязнитель платит"? Он касается только предприятий и изготовителей? Или граждан тоже?

Е.А. В нашей стране этот принцип вообще не реализуется. В идеале люди, которые создают отходы, должны заплатить за обработку этих отходов на определенных предприятиях, чтобы мусор не оказался на свалках. Именно этот принцип побуждает европейцев качественно сортировать отходы, чтобы не переплачивать за дорогостоящие услуги по утилизации смешанных отходов. Эта услуга намеренно дорога для того, чтобы человек был заинтересован уменьшить производство отходов вообще. Например, шведы покупают обувь в магазинах без коробки, чтобы потом не платить за ее утилизацию и переработку. Суть принципа "загрязнитель платит" в том, что сумма в платежке за утилизацию отходов напрямую зависит от того, сколько мусора ты создал.

Что касается компаний, то они несут ответственность за полный цикл жизни своего товара. И не важно, что это – упаковка, лекарства, электроприборы. Как только товар попадает в ранг отходов, компания должна его забрать, переработать и уплатить все расходы, возникающие при организации раздельного сбора, включая доставку его на перерабатывающий завод. Этот принцип работает в европейских странах, США, Японии. И потому компании заинтересованы в том, чтобы сделать свою упаковку меньшей – то есть, используют меньше пластика или бумаги. Также они заинтересованы в том, чтобы люди сортировали мусор, потому все информационные и просветительские кампании со звездами мировой величины тоже спонсируются за счет компаний-производителей.

Если говорить об отечественном бизнесе, то он находится в тепличных условиях и жестких требований по сбору тары и специфических товаров у него пока нет.

"ДС" Если Украину сравнить с другими странами Европы и взять шкалу от нуля до десяти, то на каком месте на этой шкале находимся мы?

Е.А. Где-то между двойкой и единицей. В настоящее время страны ЕС захороняют менее 50% отходов. Швеция вообще вывозит на свои свалки только 0,5% всего мусора. Австрия сортирует отходы 60 лет. А это значит, что произошло изменение нескольких поколений, для которых разделять и сортировать мусор стало жизненной необходимостью и нормой.

Украина еще и не начинала осмысленно подходить к сортировке отходов. Ибо то, что есть – точечные социальные инициативы, как УБМ, или имитация процесса от муниципалитетов. Люди не сортируют, аргументируя это тем, что баков для надлежащего обращения с отходами у подъездов нет, или они обслуживаются единственным автомобилем, который загружает как сортированные, так и несортированные отходы вместе.

"ДС" Как тогда заставить общество ответственно относиться к этой проблеме?

Е.А. Есть два пути решения проблемы. Один жесткий, когда плата за вывоз отходов повышается настолько, что пользование баками для раздельной сортировки отходов становится чрезвычайно привлекательным. И вот когда каждый украинец получит платежку за вывоз мусора на 300 грн, тогда подумает "что-то дороговато" и начнет сортировать, чтобы уменьшить свои общие отходы.

Более мягкийи долговременный – длительная коммуникационная кампания. Начиная с детских садов и школ, детям нужно объяснять, как сортировать, тут же применяя эти знания на практике. А дети эти знания уже несут в свои семьи, и постепенно контейнеры для сортировки появляются везде — и под домами, и на игровых площадках, и у школ. Но повторюсь, это долго. Если честно, то я больше верю в экономические методы убеждения.

Конечно, начинать нужно с разговора с населением о том, какую услугу они получают и почему она неэффективна. Большинство украинцев знают, что вывоз мусора – это коммунальная услуга, за которую они платят, и думают, что там все должно быть в рамках закона. Но если разобраться, из чего состоит этот "сервис", то станет понятно, что мы платим только за транспортные услуги – за вывоз наших отходов из-под домов на свалку, которая, скорее всего, находится под окнами у других людей.

Сегодня мусорные свалки в Украине переполнены, санитарные нормы не выдерживаются, иногда расстояние от жилого дома до свалки составляет 100 м или меньше. Выходит, вы платите 100 грн в месяц, а ваш мусор вывозят кому-то под окна. Какой выход? Сортировать, минимизировать. Отдельно органику, чтобы она не приводила к горению свалок, потому что когда она разлагается, образуется взрывающийся метан. Отдельно – опасные отходы, чтобы тяжелые металлы не отравляли землю. И отдельно все ценное – стекло, пластик, бумага, металл. И в остатке у нас останется очень небольшая часть достаточно инертных отходов, с которыми уже может справиться мусороперерабатывающий завод.

"ДС" Чтобы наладить процесс раздельного сбора, нужны большие средства. У нашего государства их точно нет.

Е.А. А государство и не должно брать деньги из бюджета на финансирование этого процесса. Это все должно происходить не за счет налогоплательщиков. Иначе будет нарушен основной принцип "загрязнитель платит". Эту сферу должен финансировать производитель через принцип "расширенной ответственности". Этот принцип когда-то изобрели в Швеции и приняли на вооружение практически все развитые страны мира. Компания несет полную ответственность за жизненный цикл своих товаров, даже когда они становятся отходами.

За переработку мелкого нересурсоценного мусора вместе с пищевыми органическими отходами – платит тот, кто производит отходы, то есть человек. Такие отходы нельзя везти на полигоны, их следует перерабатывать на мусороперерабатывающих заводах, которые будут возмещать свои расходы за счет тарифа для населения. К примеру, обработка 1 тонны отходов на подобном заводе в Европе стоит 80 евро. Если мы хотим отказаться от свалок, то должны перепрыгнуть на более высокий уровень и соответственно повысить плату за услугу обращения с отходами. Но как раз здесь и возникает проблема. Мы не можем отказаться от свалок, потому что захоронение 1 тонны мусора на полигоне стоит всего 10 долларов. Как прыгнуть в ценах в 8 раз и как объяснить этот скачок населению – это тяжелое испытание для любого мэра, обещавшего электорату лишь уменьшение тарифов.

"ДС" Сколько времени украинцы еще могут жить, не обращая внимания на проблему переработки мусора?

Е.А. Времени нет. Мест под новые полигоны нет. Сейчас вопрос в том, как быстро мы сможем перейти к финансовым инструментам, которые позволят нам ввести новые модели обращения с отходами – сортировку и мусоропереработку. Если мы этого не сделаем, скоро будем жить в опасной клоаке с загрязненной землей, водой и воздухом.

    Реклама на dsnews.ua