Прибыльный демонтаж
Руководство КГГА пообещало до конца нынешнего года демонтировать 6 тыс. торговых киосков. Первыми в черном списке оказались конструкции, расположенные в радиусе 20 м от входов в станции метро. Чиновников не смущает, что спустя некоторое время снесенные МАФы возвращаются на прежние места, а по соседству с ними появляются новые. Их интересует сам процесс, позволяющий на протяжении многих лет набивать собственные карманы.
Кампания по очистке подходов к станциям метрополитена от киосков стартовала еще в конце февраля. С того времени сотрудники департамента благоустройства и охраны окружающей среды снесли 18 МАФов на станции "Политехнический институт", девять открытых палаток на станции "Золотые ворота" и 11 конструкций на станции "Дарница". В ближайших планах главка проведение аналогичных рейдов возле станций "Дорогожичи", "Нивки", а также у станций подземки в Оболонском районе. При этом чиновники руководствуются списком объектов на демонтаж, составленным управлением по вопросам чрезвычайных ситуаций. "Его создавала специальная комиссия, члены которой обследовали все киевские станции и определяли, какие киоски стоят с нарушением государственных строительных норм и правил. А они прямо запрещают ставить сооружения в 20-метровом радиусе от входов и выходов из подземки", — рассказал "ДС" пресс-секретарь департамента Владислав Шелоков.
На деле сносят конструкции избирательно. Например, после визита сотрудников главка на станцию метро "Дарница" прямо в трех метрах от одного из выходов остался МАФ с лавашами и шаурмой. В департаменте объясняют, что он стоит на бетонном фундаменте, а внутри находится тяжелая печь, поэтому и вывезти его не смогли — не хватило мощности коммунальной техники. Вместо этого владельцам оставили предписание снести киоск самостоятельно. А в 17 м от другого выхода остался торговать сигаретами
"Т-киоск", которого по каким-то причинам вообще не оказалось в черном списке. К метро "Политехнический институт" неизвестные привезли два МАФа, которых до проведения демонтажа там вообще не было. Пока они закрыты, поэтому установить собственников и проверить наличие разрешений "ДС" не удалось. Впрочем, работавшие на "зачищенных" станциях предприниматели тоже начали возвращать снесенные конструкции на прежние места. Правда, большинство не желает объяснять, каким образом им разрешили это сделать. Некоторые же обращаются за поддержкой в суд. К примеру, Союз предпринимателей "Октябрьский" оспорил в Хозяйственном суде Киева массовый снос киосков возле метро "Политехнический институт", заявив, что у владельцев МАФов на момент подачи иска не истек срок действия разрешений, выданных в 2010 г. Главархитектурой.
В мэрии заверяют, что эти разрешения недействительны, поскольку в 2012 г. предприниматели не оплатили паевые взносы на благоустройство и не переоформили свои разрешения. Однако судьям ордера Главархитектуры показались убедительным аргументом. Ведь для того чтобы их получить, владельцы киосков заказывали паспорта привязки МАФов. А согласно приказу Минрегионстроя №244 "Об утверждении порядка размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности" от 21 октября 2011 г. именно такой паспорт, а не оплата паевого взноса является единственным разрешительным документом в этой сфере. "В 2011 г. Главархитектура уже пыталась упразднить собственные разрешения и тоже на основании якобы нарушенных нами строительных норм. Тогда мы также обращались в суд и выиграли процесс", — рассказала "ДС" директор "Октябрьского" Лариса Новик.
Установить единые правила в сфере размещения МАФов и сократить их количество киевская власть обещает более десяти лет. За это время чиновники неоднократно меняли свои требования к предпринимателям, пользуясь тем, что в земельном законодательстве установка временных сооружений не регламентирована. Правда, заботились они не о прозрачности процедуры или создании новых рабочих мест, а исключительно о собственных карманах. Поэтому вместо заключения с предпринимателями договоров аренды земли или сервитута в мэрии выдумывали все новые разрешительные документы, оформление которых оборачивалось очередными поборами. А число киосков в столице, в том числе и нарушающих строительные нормы, с тех пор выросло в разы.
Вернутся демонтированные МАФы к станциям метро или нет, чиновников мало интересует. Ведь снос конструкций финансирует городской бюджет, а оплата, взимаемая с владельцев киосков за их демонтаж, перевозку и хранение на штрафплощадках, оседает на счетах коммунального предприятия "Киевблагоустройство", кураторы и руководители которого никогда не жаловались на бедность. Только Союз предпринимателей "Октябрьский" за три своих киоска пополнил их счет на 11,6 тыс. грн. Независимо от реальных результатов демонтажа бюджетные деньги освоены, радужный отчет об успешной борьбе с незаконными сооружениями обнародован, а ответственность за незаконные демонтажи — отсутствует.
Неформальные же платежи взимаются на каждой стадии этого процесса: при составлении списков на снос (платят за невключение в список), при проведении работ по сносу (платят, чтобы вместо сноса выдали предписание), при возврате на прежние места уже снесенных сооружений (если у их владельцев нет желания бегать по судам или нет документов, которые они могут предъявить в суде). О суммах предпочитают умалчивать даже сами предприниматели, скромно отмечая, что они могут варьироваться от $500 до $5 тыс. с конструкции. И вскоре без взяток не сможет работать ни один из 17–20 тыс. киосков в Киеве, так как сроки действия старых разрешений на установку МАФов рано или поздно истекут у всех собственников. Новых разрешений в мэрии не выдают уже два года, поэтому избежать демонтажа можно, только полюбовно договорившись с чиновником. "В дальнейшем легализовать свой статус возле станций метро удастся лишь тем предпринимателям, у которых оформлена аренда земельных участков, а также тем, кто профинансировал инвентаризацию расположенного под киоском участка для Киевзема", — убеждена председатель общественной организации "Трудовое содружество" Лолита Картозия. Инвентаризированным за счет бизнеса земельным участкам присвоены кадастровые номера, границы их вынесены в натуру, а владельцы этих киосков уже получили официальный статус землепользователей. После этого Киевзем заблокировал дальнейшее оформление отношений, но этих позиций предпринимателям достаточно, чтобы добиваться землеотвода в суде.