• USD 41
  • EUR 45.6
  • GBP 54
Спецпроекты

Когда в "товарищах" согласья нет

Реклама на dsnews.ua

Старт нового политического сезона был более чем эмоциональным. Второго сентября парламентарии пришли на свой "первый звонок", не зная, что домашнее задание уже задано. Новый проект изменений Конституции, появившийся на свет, когда еще многие грелись на пляжах, на момент открытия сессии читали единицы. И только поэтому сразу не поссорились. Настоящие перепалки разгорелись уже к концу недели, когда все наконец-то поняли, что происходит

Речь на дорожку

В новом интерьере сессионного зала спикер открыл четвертую сессию напутственной речью, полной замысловатой риторики и плохо скрытых упреков в сторону политического бомонда. Ключевая фраза, которую почему-то мало кто расслышал: "Политическая ситуация эпохи Кучмы выполнила свое предназначение на наиболее сложном этапе нашего развития. Ее чертами были персонификация политики и персонификация ответственности". Владимир Литвин говорил об "эпохе Кучмы" как о чем-то состоявшемся, что верно в контексте уже навязшей в зубах политреформы, неизбежность которой и подчеркивали глагольные формы прошедшего времени. Из речи спикера стало ясно, что четвертая сессия Верховной Рады может стать не просто предвыборной, а определяющей для будущего всей страны на десятилетие вперед. Улаживать реформенные страсти депутатам придется на фоне стахановских темпов законотворческой работы. Сессия обещает быть горячей — по 20 законопроектов в день против 14-ти на прошлой сессии.

"Ветви власти должны сотрудничать, а не бежать наперегонки", — другой тезис из выступления спикера. По ту сторону улицы Грушевского намек поняли. Премьер Виктор Янукович сказал, что "в целом" новый проект политреформы находит поддержку правительства. В чем состоит эта поддержка, пояснять не стал.

Опять "тройка"

Свою изменчивую политическую натуру в который раз продемонстрировала левая оппозиция. Петр Симоненко и Александр Мороз, которые еще до недавнего времени позиционировались как "отцы-основатели" согласованного с Администрацией Президента нового проекта конституционной реформы, вдруг дали задний ход. Первым был лидер социалистов, который в канун открытия сессии на согласительном совете публично открестился от нормы об избрании президента парламентом и отказался подписать проект: "И мы, и "Наша Украина" могли бы согласиться на этот шаг только на условиях, если президент будет избираться всенародно, а выборы будут на пропорциональной основе". Именно изменения в 103-ю статью Конституции, гласящие о выборах президента двумя третями парламентариев, и вызвал разлад в стане оппозиционеров. Одни говорят, что по Конституции субъектом и единственным носителем власти является народ. И что отбирать у него это право категорически нельзя. Вторые твердят, что Верховная Рада имеет право вносить изменения в Конституцию, поэтому можно провести еще один референдум и все поправить.

И у противников, и у сторонников "чисто парламентской" республики в среде оппозиционеров — свои резоны. Виктор Ющенко хочет, чтобы ему в случае избрания президентом осталась хоть какая-то власть, кроме права распускать парламент после консультаций со спикером. У Юлии Тимошенко амбиции не ниже премьерских, и реализовать их сможет гипотетический президент Ющенко. Александр Мороз, в свою очередь, не прочь вернуться на место спикера. Поэтому и "БЮТ", и СПУ тоже хотят больше полномочий для президента. Резюмировал настроения оппозиции Виктор Пинзеник: "У нас вызывает большое сомнение желание власти провести настоящую политическую реформу, а не сохранить существующий режим".

Реклама на dsnews.ua

А вот вечному революционеру Петру Симоненко — не до высоких материй. Понимая, что ему ничего не светит, кроме теряющей от выборов к выборам потенциал фракции коммунистов, он торгуется за сильный парламент. При этом не забывает ругнуть "коррумпированный режим", напомнить, что "ликвидация института президентства" всегда была одним из основных программных положений КПУ.

Слухи о расколе в рядах оппозиции не заставили себя ждать. Причем магическое число "четыре" скукоживалось до "трех". Социалист Юрий Луценко, оптимистично опровергая их словами "пациент скорее жив, чем мертв", обещал совместный меморандум оппозиции по вопросу политреформы. Совместного меморандума за первую парламентскую неделю так и не появилось.

Зато, когда 3 сентября лидеры фракций, собрав 172 подписи, решили отправить новый проект в Конституционный суд, ни Мороза, ни Симоненко среди подписавшихся не было. А лидер социалистов вечером того же дня высказался за то, чтобы разработать еще один проект — третий — на основе двух первых, когда их "конституционность" растолкует КС.

Политреформа forever

Третий проект ждать себя не заставил. Правда, Александр Мороз к нему не имеет никакого отношения и даже говорит, что не знаком с его содержанием. Под документом стоят подписи 233 народных депутатов, среди которых единственный представитель не-большинства — Петр Симоненко. Подписавшиеся под законопроектом депутаты предлагают включить его в повестку дня четвертой сессии Верховной Рады и тоже направить в Конституционный суд.

Законопроект Симоненко — Медведчука — Мороза лидеры фракций, по словам Владимира Литвина, сразу в КС просили не направлять, а придержать до 9 сентября, "потому что не все успели под ним подписаться". Как сказал спикер, "тогда мы поймем, насколько сходятся позиции депутатов, и сможем ли мы в перспективе получить 300 голосов (необходимых для того, чтоб проект стал законом. — "ДС"). Если у нас подходы взаимоисключающие, если мы уже на этом этапе не сможем собрать даже 226 голосов, то я попрошу лидеров депутатских групп и фракций прекратить все разговоры о политреформе".

К проекту №3 у депутатов как минимум три претензии. Первая — о запрете перехода из одной фракции в другую. Это не по душе, в частности, "Деминициативам", получившим на этой неделе пост координатора парламентского большинства. Второй камень преткновения — когда и с какими полномочиями избирать президента: коммунисты и большинство предлагают на два года с прежними полномочиями, а затем — новым составом парламента — на пять лет. Виктор Ющенко, СПУ и "БЮТ" хотят уже в 2004-м видеть нового президента, но о его полномочиях — спорят. Третий — пропорциональная система уже парламентских выборов-2006, которую не одобряет пропрезидентское большинство, зато для "НУ", "БЮТ", КПУ и СПУ выборы по партийным спискам могут существенно увеличить их представительство в парламенте.

Большинство же депутатов, независимо от партийной принадлежности, сходятся во мнении, что торги за конституционную реформу могут затянуться и завершатся в лучшем случае под бой новогодних курантов. Хотя темпы "реформирования" последних двух недель свидетельствуют об обратном: гордиев узел должен быть разрублен в ближайшее время. Иначе сам процесс просто потеряет последний политический смысл.

    Реклама на dsnews.ua