• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Керченский мезальянс

Реклама на dsnews.ua

На прошедшей неделе президенты Украины и РФ приняли совместное заявление о Керчи и Керченском проливе, согласно которому правительствам двух стран поручено создать совместную украинско-российскую корпорацию по эксплуатации Керчь-Еникальского судоходного канала и сотрудничеству в Азово-Керченской акватории. До нынешней инициативы Москвы и Киева история образования международных "канальных" корпораций имела всего два прецедента — создание Суэцкой и Панамской компаний.

Керчь-Еникальский канал с Суэцем или Панамой пока сравнить трудно — через Суэц ежегодно проходит более 300 млн т грузов, через Панаму — около 80 млн т, тогда как обороты Керченского пролива не превышают 20 млн т. Однако, в отличие от них, у Керчи есть своя специфика — Керчь-Еникальский канал является одним из пяти основных направлений экспорта нефти с территории РФ, что придает нынешнему проекту создания вышеупомянутой корпорации отчетливый "нефтяной оттенок".

Всего из России ежегодно вывозится около 95 млн т нефти, из которых около 40 млн т уходит на мировой рынок из двух российских портов (Новороссийск и Туапсе), еще 30 млн т идет по трубопроводам через Польшу, Балтию и Украину, другие 11 млн т отправляются железнодорожным транспортом, и еще около 10 млн т вывозится баржами в Азовское море. Остальные объемы уходят по более мелким маршрутам. Эта статистика ярко иллюстрирует то, что нынешнее решение о создании Керчь-Еникальской корпорации может стать новым существенным фактором формирования одного из основных направлений экспорта российской нефти.

Оценивая перспективы развития украинско-российской корпорации, следует отметить, что азовское направление в указанном выше перечне маршрутов российского нефтяного экспорта не доминирует, но занимает весьма специфическое место. Специфика эта состоит в том, что экспорт нефти, проходящий по азовскому маршруту через Волго-Донский канал и порты Керченского пролива (Керчь и Порт-Кавказ), наименее подвержен регулированию со стороны государства. Так, при вывозе нефти через Азовское море среднестатистическому российскому бизнесмену надо будет платить российским бюрократам только раз или два. В то же время оформление сделок по экспорту из России трубопроводных, танкерных или железнодорожных партий нефти будет регулироваться государством как минимум на пяти-шести уровнях — это и налоговое давление, и доступ к трубе, и выделение экспортных квот, тогда как работа через Азов или Керчь не обещает таких убытков.

По вышеуказанным причинам нефть из России через Азов вывозить намного легче, чем другими маршрутами. Поэтому на "азовском" сегменте российского рынка нефти с середины 90-х годов закрепились либо наиболее крепкие нефтекомпании стран СНГ, либо агрессивные западные инвесторы. Так, большинство танкеров, уходящих из акватории украинского порта Керчь, принадлежат либо азербайджанской госкомпании Kaspar, либо российскиму "ЮКОСу", либо британской Burren Energy. Большая часть нефти выходит из Волго-Донского канала в баржах и далее переваливается на танкеры в акватории Азовского моря. Перевалку осуществляют предприятия трех ведущих портов региона — Порт-Кавказа, Темрюка и Керчи. Доминирует в этой перевалке Порт-Кавказ, который обладает крупным нефтетерминалом, переваливающим с железной дороги на танкеры около 1 млн т нефти в год. Терминал построен предприятиями группы ОАО "Газпром" (в частности британской Solvalube Ltd.).

Вышеуказанные четыре компании владеют крупнейшими нефтеналивными флотами на этом маршруте. Компании "Газпрома" вывозят по азовскому маршруту половину нефтяного конденсата, добываемого этим российским газовым гигантом (около 3 млн т в год). Азербайджанская Kaspar перевозит в основном казахскую нефть (в объеме около 2 млн т). Флот "ЮКОСа" обслуживает приволжские месторождения нефти и нефтеперерабатывающие заводы этой корпорации. Что касается Burren Energy, то она, кроме контроля над компанией "Волготанкер" и полусотней комбинированных танкеров река—море, владеет крупным нефтяным месторождением Небит-Даг (Туркменистан). Этот британский инвестор ежегодно организует поставку в Азов 6–7 млн т нефти и нефтепродуктов и считается лидером азовского нефтяного рынка.

Нынешнее решение Киева и Москвы о создании Керчь-Еникальской корпорации, по всей видимости, учитывает интересы одной из указанных компаний и направлено на вытеснение азербайджанской Kaspar и британской Burren с азовского нефтяного рынка. До нынешнего решения тарифы на портовые и лоцманские сборы с танкеров и других судов, выходящих из Азовского моря, определялись на уровне местных властей Крыма. После создания корпорации режим тарифного регулирования на данном нефтяном маршруте явно изменится. Кто из главных игроков азовского нефтяного рынка сможет наиболее эффективно воздействовать на этот механизм, предположить нетрудно — кремлевское лобби "Газпрома" и "ЮКОСа", мягко говоря, превышает потенциал британской Burren Energy.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua