• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.7
Спецпроекты

Крымские каникулы главы Пентагона

Реклама на dsnews.ua

Гости такого уровня, как министр обороны США Дональд Рамсфельд, явление для Украины неординарное, и поэтому от этого визита ожидали если и не откровений, то конкретных ответов на серьезные вопросы. Среди важнейших тем аналитики называли несколько. Приближающиеся выборы, по поводу которых США послали нам не один недвусмысленный сигнал, обострение ситуации на Кавказе (не зря ведь в Крыму недавно побывал Михаил Саакашвили), определение крайних сроков пребывания украинского контингента в Ираке и, конечно, недавняя корректировка Военной доктрины, из которой были удалены слова о нашем конечном стремлении в НАТО и Евросоюз.

Интригу визиту Рамсфельда добавили и последние события в Ираке, где в зоне присутствия украинского контингента началось шиитское восстание и ответная бомбовая операция коалиционных сил. Причем едва ли наибольшее количество жертв, пострадавших от бомбардировок, фиксируется как раз в Эль-Куте — городе, где расквартированы наши миротворцы.

Но результаты крымского визита главы оборонного ведомства США оказались гораздо более скромными, чем ожидалось. Вполне возможно, что с глазу на глаз с Леонидом Кучмой и Евгением Марчуком г-н Рамсфельд действительно вел серьезные беседы. К сожалению, все это осталось за кадром. На люди был вынесен лишь вопрос о пребывании украинских миротворцев в Ираке, но и здесь не было сказано ничего неожиданного. Министр обороны Украины сообщил, что с середины сентября пройдет ротация контингента, а в октябре в Ираке уже будет находиться 7-я механизированная бригада ВС. Никак не был прояснен и вопрос возможного сокращения количественного состава миротворцев. Министр ограничился напоминанием о парламентском лимите в 1800 военнослужащих и о сохранении трехбатальонного принципа бригады. И все. Недавние заявления премьера Виктора Януковича о возможном сокращении количества наших военнослужащих в составе коалиционных сил дипломатично не комментировались.

Без ответа остался и вопрос о сроках выведения из Ирака украинского контингента, который, учитывая последнее заявление Польши о готовящемся в 2005 г. сокращении ее присутствия в этой стране, выглядел бы очень актуально. Но и Евгений Марчук, и его американский коллега, проявив полное единодушие, произнесли общие (и практически одинаковые) фразы о том, что это будет зависеть от того, как скоро иракские силовые структуры будут готовы взять контроль над ситуацией в свои руки.

В общем, складывалось ощущение, что визит г-на Рамсфельда в Украину был гостевым, чем-то вроде остановки в пути между Азербайджаном и Россией. В Баку он хотя бы потрепал миру нервы, сообщив новость о грядущей глобальной угрозе — ядерном оружии Ирана, которую уже воспринимают как повод для Америки готовить планы нового вторжения. Для Украины же высокий гость не приберег ни одного "судьбоносного" заявления, даже по поводу вечной американской мечты о честных выборах. И сразу возник вопрос: а зачем "американскому ястребу" вообще нужно было ехать в нашу страну? Ну не для того же, в самом деле, чтобы выразить Марчуку восхищение ходом реформирования украинской армии?

Вполне возможно, Вашингтон послал к нам своего визитера отнюдь не из боязни того, что в канун наших (и, кстати, их) выборов мы или сократим, или вовсе выведем свой контингент из Ирака. Может быть, администрация Буша хотела разгадать, что значит в реальности изменение украинской Военной доктрины с одновременными реверансами в сторону России с членством в ЕЭП и новым реверсным маршрутом Одесса–Броды. И вот именно в этом вопросе уважаемую публику ждали сюрпризы. Леонид Кучма в ходе своей встречи с американским гостем "подтвердил неизменность курса страны на европейскую и евроатлантическую интеграцию". Как будто до этого не было ни президентского указа о внесении изменений в Военную доктрину, ни заявлений премьера, что в НАТО нам еще рановато. И этот очередной (в течение всего одного месяца) разворот на 180 градусов по шкале внешнеполитического курса прозвучал столь убедительно, что американский министр в Партените сразу его оценил: "Украина находится на очень конструктивном и прогрессивном пути к Европе, НАТО и трансатлантическому сотрудничеству. И мы ценим такие усилия". Не обеспокоил американского гостя и существенный внешнеполитический крен Украины в сторону России. Впрочем, в этом вопросе его можно понять. Во-первых, зона его ответственности — вопросы не политические, а военные, во-вторых, после Крыма он отправился в Петербург, и раздражать будущих собеседников было не совсем благоразумно. Видимо, по этой же причине Дональд Рамсфельд обошел и вопрос о разгорающемся военном конфликте в Грузии, отнеся кавказское обострение в область компетенции грузинского правительства. В очередной раз продемонстрировав, что Украина для США далеко не трибуна для оглашения важных заявлений, а скорее место транзитных пересадок, дозаправки топлива и дипломатических реверансов.

    Реклама на dsnews.ua