Кто боится Юлию Тимошенко?
В отношениях Украины и России — новый глубокий кризис. Первый визит премьер-министра Юлии Тимошенко в Москву сорван. Обе стороны стремятся сгладить конфуз, но делают это как-то неубедительно. Киев перенос визита своего премьера решил объяснить трудностями посевной, Москва продолжает без устали зазывать г-жу Тимошенко к себе, однако и тот и другая даже не пытаются настаивать на своей искренности. В странах-соседках понимают, что украинско-российской любви, как было при Леониде Кучме, больше не будет. Президент Виктор Ющенко в своей политике четко ориентирован на Запад, и это не сюрприз для россиян. И сколько бы Владимир Путин ни пытался показать, что посторанжевые комплексы преодолены, оставшийся осадок никуда не исчез.
Тимошенко будет жить долго
Слухи об отмене поездки в Россию появились за два дня до запланированного визита. После чего в минувшую среду было подписано распоряжение, в котором Президент попросил кабминовцев воздержаться от заграничных поездок на время посевной кампании.
Тут же появился другой слух, охотно растиражированный российской прессой: премьер уходит в отставку. Несмотря на отсутствие серьезного источника информации, новость подхватили и свободолюбивые украинские СМИ. Сама Юлия Тимошенко ее безотлагательно опровергла. Виктор Ющенко вероятность отставки премьера назвал глупостями, добавив, что "Юлия Владимировна будет долго работать и будет долго жить".
На фоне этой информационной провокации использовалась и другая идея — сугубо внутриукраинские причины переноса визита. Ряд "политологов" решили поэксплуатировать тезис о перманентной нездоровой конкуренции двух харизматических лидеров — Ющенко и Тимошенко. Якобы первый позавидовал росту рейтинга второй и "не отпустил в Россию". При этом пропагандисты столь примитивного подхода к серьезной внешнеполитической проблеме совершенно проигнорировали недружелюбные сигналы из Москвы, ставшие главной причиной отказа премьера от первого заграничного визита.
Особенности русского гостеприимства
Аккурат в преддверии запланированной поездки украинского премьера к северному соседу в России решили как-то странно поприветствовать высокую гостью. Генпрокурор РФ Владимир Устинов, выступая в Совете Федерации, заявил, что Юлия Тимошенко по-прежнему находится в международном розыске и дело, возбужденное против нее в разгар президентской кампании в Украине, не прекращено. В унисон прокурору прозвучали слова начальника российского бюро Интерпола Тимура Лахонина, что розыск Тимошенко не прекращен. Украинскому бюро Интерпола довелось дважды опровергать россиян. По словам его начальника Кирилла Куликова, премьер выведена из всех систем розыска Интерпола с изъятием всех ведомостей о ней из базы данных. Такое решение было принято в штаб-квартире Интерпола в Лионе еще в начале марта, о чем вовремя проинформированы руководители российских Генпрокуратуры, МВД и местного бюро Интерпола.
Безусловно, Юлию Тимошенко в России никто бы не арестовал — она пользуется дипломатическим иммунитетом как глава правительства по Венской конвенции 1961 года. Но самим фактом "очень своевременного" выступления г-на Устинова премьер была поставлена в крайне неудобное положение, пребывать в котором она не захотела.
Вряд ли заявление российского генпрокурора было его личной инициативой. В тот день, 12 апреля, когда Устинов выступал с парламентской трибуны, Владимир Путин находился с визитом в ФРГ, где, если верить российской газете "Коммерсант", сказал, что в случае вступления Украины в Шенгенскую зону пострадает местное русское население. "Это же разделение народа! Это напоминает разделение Германии на Восточную и Западную!" — почему-то добавил Путин, тем самым заставив реагировать на свои слова украинский МИД. Делая столь недружелюбные выпады против Киева, в Москве понимали, что такая риторика не способствует укреплению отношений между двумя странами, тем более накануне приезда одного из украинских лидеров. Следовательно, россияне поступали так сознательно.
Эпизоды братской дружбы
Даже при прежней власти, несмотря на напускную дружбу двух стран и частые встречи обоих лидеров с крепкими братскими объятиями, украинско-российские отношения пребывали в полосе постоянных кризисов, которые время от времени прерывались непродолжительными потеплениями. Причем отношения Киева и Москвы улучшались лишь после какой-то очередной уступки с нашей стороны и никогда наоборот. Последний пример — события осени 2003 г. вокруг Тузлы. В результате спровоцированного Россией конфликта ей удалось получить желаемое "внутреннее море" в Азово-Керченской акватории, которым она теперь вовсю пользуется, к тому же совершенно бесплатно.
Всю вторую половину 90-х РФ держала Украину на крючке с помощью так называемой проблемы несанкционированного отбора газа из транзитных трубопроводов. Киев постоянно обвинялся Москвой в воровстве, европейские страны — потребители российского газа хмурили брови, хотя ситуация удовлетворяла всех, кроме украинского народа, на которого "Газпром" буквально с потолка вешал миллиардные долги. Многолетнюю проблему тогда удалось решить правительству премьера Ющенко. Именно Юлия Тимошенко, будучи вице-премьером по ТЭК, приехала в январе 2000 г. в Москву и неожиданно для россиян, привыкших журить воровку-Украину, признала факт несанкционированного отбора газа. Уже в мае того года отбор газа прекратился.
Наконец, самый острый кризис отношений стран-соседок связан с Крымом и базирующимся там Черноморским флотом. Несмотря на прямое вмешательство России в крымские дела, проблему украинской автономии удалось решить мирно. Жертвовать пришлось флотом. Киев вновь пошел на уступки — в 1997 г. подписано соглашение, которым предусмотрено пребывание российской военной базы в Севастополе до 2017 г. Кремль не прочь продлить этот договор. Но позиция сегодняшнего Киева непреклонна. Министр иностранных дел Борис Тарасюк вновь заявил, что срок пребывания ЧФ РФ на украинской территории продлен не будет. После инцидента 23 марта, когда российский десантный корабль без какого-либо предупреждения высадил близ Феодосии своих морских пехотинцев, украинский МИД стал настаивать на пресечении нарушений с российской стороны, которые, по словам г-на Тарасюка, носят системный характер. Киев также требует приведения арендных отношений в соответствие с законодательством Украины, передачи нашей стране средств навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореплавания у берегов Крыма.
Кризис будет углубляться
Вопросы базирования российского Черноморского флота в числе прочих были в повестке дня визита Тимошенко в Москву. Так же, как и проблема Единого экономического пространства. Украинские официальные лица многократно заявляли, что видят ЕЭП лишь как зону свободной торговли, что не очень радует Россию. Вероятно, те же слова, только с большей убедительностью, произнесла бы и премьер.
А пока обе стороны продолжают уверять друг друга, что визит Юлии Владимировны в Белокаменную обязательно состоится, правда, никто не говорит когда. Сама премьер утверждает, что у нее дел хватает и дома. Впрочем, в аспекте сорванной поездки она говорит о "болезненном переходном этапе" в отношениях двух стран. Российский истеблишмент, до сих пор не привыкший к самому существованию украинского государства, после оранжевой революции еще более дезориентирован. Его имперские комплексы, коим ранее иногда поддавались наши политики, новой украинской властью не воспринимаются. Сегодняшний Киев просто хочет прагматичных отношений с Москвой без лишних поцелуев и ненужных объятий. Быть прагматиком не готова сама Россия, раздраженная теперешней внешней политикой Украины. Не меньшее недовольство "старшего брата" вызывает и то, что Киев перестал по любому поводу советоваться с Кремлем, а предпочитает вести свою, собственно украинскую политику. Так что зима в украинско-российских отношениях обещает быть долгой.