Егор Русин: "Нам нужны западные капиталы и технологии"
Кредитование населения, а также малого и среднего бизнеса станет приоритетом для банковской системы на текущий год. Сейчас практически все готовы штурмовать розничный рынок, на котором крепко обосновались крупнейшие финучреждения. О конкуренции на этом рынке "ДС" беседовала с зампредом правления Укргазбанка Егором Русиным.ДС — Благодаря чему, с вашей точки зрения, финучреждения второго и третьего десятка могут достойно конкурировать в ритейле с системными банками? — Будем их обыгрывать на скорости и качестве обслуживания. Крупнейшие банки менее мобильны по сравнению с нами. Такая скорость будет достигаться за счет того, что кредитные документы станут проходить у нас значительно меньше этапов, а также благодаря более высокому качеству коммуникаций внутри банка.
ДС — Розница — наиболее дорогостоящий бизнес для любого банка. За счет каких средств небольшие банки могут ее развивать? — Понимая, что, привлекая средства только у населения, мы будем неконкурентоспособны, банки организовывают синдицированные кредиты (ресурсную базу пополняют за счет средств пула иностранных банков. — "ДС"). Кроме того, мы ведем переговоры по привлечению портфельного либо стратегического инвестора. Мы открыты — нам нужны западные капиталы и технологии. Приход иностранного инвестора дает капитализацию, передовые технологии — имя на рынке и автоматически уменьшение цены привлечения средств на внешних рынках.
ДС — Насколько дороже крупным и средним банкам приходится платить по своим внешним заимствованиям? — Думаю, что стоимость таких синдикатов отличается от цены привлечения средств банками первой десятки на 1–1,5 процентных пункта.
ДС — Не секрет, что многие небольшие банки предлагают заведомо заниженные процентные ставки по кредитам, однако в результате вводят клиентов в серьезные затраты — заемщикам впоследствии приходится платить дополнительные комиссии, которые существенно повышают цену кредита. — Мы предложили честную шкалу. Клиент вправе выбирать: без комиссионных и дополнительных страховок он будет платить 15% годовых, с ними — 11% годовых. Практика показывает, что пока заемщики любят более низкую ставку.
ДС — То есть пока заемщик не научится просчитывать свои расходы, банки будут вводить его в затраты? — Клиент еще не готов просчитывать свои затраты. Из выданных в течение двух недель 150 кредитов всего один заемщик решил, что для него лучше более высокая ставка без дополнительных комиссий.
ДС — Как бы вы оценили текущее состояние розницы? — Кредитование населения на сегодняшний день находится практически на нулевом уровне, на 20% заполнен рынок кредитования малого и среднего бизнеса. Это связано с тем, что в обоих сегментах в основном были теневые доходы, а из-за строгих нормативов Нацбанка таких клиентов очень сложно кредитовать. Только 10% заемщиков из тех, кого мы готовы кредитовать, могут подтвердить свои доходы надлежащими документами. Приходится либо повышать ставку и за счет этого формировать большие резервы, но тогда мы становимся практически неконкурентными по сравнению с крупнейшими банками, либо идти на нарушение отчетности НБУ.
ДС — Как будет меняться стратегия крупных и средних банков после прихода в Украину западных финансовых институтов, которые сегодня ведут переговоры о покупке наших системных банков? — Думаю, что приоритетом останется обслуживание малого и среднего бизнеса. Биться над расширением портфеля крупных клиентов — это неблагодарное дело. Все знают, что большой заемщик в любой момент, скажем, со сменой собственников может развернуться и уйти в другой банк. И вряд ли любое из финучреждений может этому воспрепятствовать. На этом погорел не один банк, и мы прошли через это. Когда от нас ушел НАК "Нафтогаз" (мы были его обслуживающим финучреждением), наш банк был на распутье. Это нас подстегнуло к началу создания филиальной сети и предложению новых продуктов. Беседовала Елена Кравцова