Путин покоряет Арктику
На минувшей неделе в шотландском местечке Глениглз прошло очередное заседание руководителей стран "Большой восьмерки"(G8). Главной новостью для Украины, пришедшей оттуда, стало брошенное в наш адрес обвинение президента Российской Федерации Владимира Путина в отказе от создания многостороннего международного газового консорциума с участием Германии и России.
"С Украиной сейчас трудно иметь дело. Был трехсторонний проект с участием Германии, но соглашение с Киевом к настоящему моменту не подписано. Если будут гарантии от Украины, тогда, возможно, будем развивать этот проект в том или ином его виде", — значится в заявлении г-на Путина, распространенном в российской прессе. Кроме того, в своем докладе российский президент заверил G8 в способности РФ нарастить экспорт энергоносителей на Запад и намерениях расширить маршруты их транспортировки через страны Балтии, Сахалин, Дальний Восток и даже скованное льдами арктическое Карское море. Об Украине, через которую проходит свыше 90% всего российского экспорта газа и более 50% экспорта российской нефти, не было сказано ни слова.
Упомянутое заявление прозвучало практически одновременно с началом реализации двух важных для стран ЕС инвестиционных проектов в газовой сфере Восточной Европы. 8 июля правительство Евросоюза одобрило в целом контракт по покупке немецкой E.One Rhurgas всех магистральных газопроводов венгерской нефтегазовой компании MOL за $1,16 млрд. Стоит отметить, что на активы венгерской компании также претендовал российский "Газпром", который, вопреки монопольному законодательству ЕС, контролирует более 70% газового рынка Венгрии. В свою очередь E.One является миноритарным акционером "Газпрома", и нынешняя покупка позволит ей потеснить россиян на рынках Центральной и Южной Европы, ключевую роль в которых играет венгерский транзит. "Покупка требует дополнительного всестороннего изучения, поскольку она создаст угрозу конкуренции на всех уровнях распределения газа и электричества в Венгрии из-за горизонтального и вертикального пересечения между сферами деятельности MOL и E.One. Вместе с тем решение о начале всестороннего расследования не говорит о том, что на указанную сделку может быть наложено вето", — говорится в заявлении Еврокомиссии. О том, против кого оно будет нацелено — против "Газпрома" или немецкой компании, — можно судить по решению правительства Венгрии, которое на заседении 29 июня одобрило немецко-венгерский газовый контракт. Этот факт свидетельствует явно не в пользу россиян.
Корпорация E.One Rhurgas преподнесла еще один сюрприз в виде заявления о полном завершении сделки по покупке за $300 млн 51% акций румынской компании Distrigaz Nord. В результате она получила контроль над третью газового рынка этой страны (еще две трети контролируют французская Gas de France, итальянская Enel и австрийско-румынская Petrom). Комментируя сделку, немецкая корпорация заявила, что в ближайшее время планирует довести сумму своих инвестиций в Румынии до $500 млн за счет участия в приватизации ее энергораспределительной компании Electrica Moldova.
Презентация миллиардной экспансии E.One в Румынии и Венгрии четко очертила намерения Европы к расширению своей газовой политики на Восток. Сам же доклад, в котором российский президент постарался переложить на нынешнее украинское правительство вину за провал идеи создания в Украине международного консорциума с участием Германии, выглядит скоропалительной реакцией — официальные представители как нынешнего, так и бывшего украинского правительства неоднократно заявляли о том, что именно по настоянию российского "Газпрома" было решено не включать других акционеров в состав консорциума.