Донецкая реклама под колпаком СБУ. Прогнозы рекламистов об уходе с донецкого рынка агентства с плохой репутацией начинают сбываться
Донецкий рынок наружной рекламы лихорадит. Местное СБУ "взяло в разработку" агентство "Плазма". Такое развитие событий стало следствием поручения Президента Виктора Ющенко, отданного во время его последнего визита в регион. Работа компании на данный момент полностью парализована. Конкуренты же тем временем активно делят ее богатое наследство.
Как говорит директор РА "Октагон" Вадим Фрунзе, последний раз им удалось разместить на щитах "Плазмы" рекламу своих клиентов лишь в начале июля. Заказы, поступившие после 10 июля, так и остались невыполненными. Офис "Плазмы" в Донецке закрыт, а ее сотрудников можно найти только по мобильным телефонам. Руководство агентства, по словам г-на Фрунзе, уговаривает партнеров не разрывать годовых контрактов и утверждает, что ситуация в скором времени разрешится. Однако общаться с прессой топ-менеджеры агентства отказываются. Мэр Донецка Анатолий Лукьянченко заявил, что в ближайшее время в городе будет срезано около 200 конструкций. Причина сноса — нарушение рекламного законодательства при установке щитов, в частности требования о том, что они должны располагаться на расстоянии не менее 5 м от проезжей части. Рекламисты не сомневаются, что в зону внимания чиновников попадут, в первую очередь, конструкции "Плазмы". Они практически не верят в то, что агентство останется на рынке.
Кстати, подобный исход событий эксперты предсказывали сразу же после того, как Виктор Ющенко стал Президентом. Дело в том, что во время предвыборной кампании именно щиты "Плазмы" стали плацдармом для агитаторов из противоположного лагеря. На них размещались скандальные макеты, на которых тогдашний кандидат от оппозиции был изображен в эсэсовской форме. И хотя не так давно компания разместила в ведущих изданиях обширные извинения перед главой государства, это, как видно, ее не спасло. Но даже если отбросить мотив личных обид, вполне законных претензий к "Плазме" вполне хватит для того, чтобы "уйти" ее с рынка. Дело в том, что агентство зашло в этот бизнес, активно используя админресурс. Если в 2001 г. у него было 195 щитов в Донецке, то в 2004 г. — уже около 800 конструкций, то есть порядка 80% местного рынка наружной рекламы. "Тогда как большинство операторов были практически лишены возможности устанавливать новые конструкции, а некоторые вообще лишились всех плоскостей в Донецке, РА "Плазма" продолжало уверенно увеличивать сеть", — рассказывает директор по работе с клиентами компании UMM (мониторинг рынка наружной рекламы) Андрей Руденко. Таким образом, из города были вытеснены не только мелкие локальные конкуренты, но и крупные сетевые компании.
В свое время во избежание протестов заинтересованной рекламной общественности Донецка, которая, предъявляя статистические выкладки, убедительно доказывала, что "Плазма" занимает монопольное положение на рынке услуг наружной рекламы, была проведена операция по клонированию фирмы. И в 2002 г. появилась целая сеть "плазмоидных" компаний: частные предприятия "Единство", "Идеал", "Фонд помощи правоохранительным органам", "Отечество", "Рекламное агентство "Дева", "Рекламное агентство "Рекламный дом", "Рекламное агентство "Евростиль", "Рекламное агентство "Первая линия". По словам руководителя рабочего органа по наружной рекламе Донецка Олега Курчина, все они имели одного учредителя и долгое время даже единый телефонный номер. В результате дробления оказалось, что самой фирме "Плазма" стало принадлежать всего 26 щитов.
"Мне неоднократно сообщали коллеги из Донецка, что "Плазма" почувствовала, что тучи сгущаются, начала искать возможность продать бизнес", — рассказывает глава координационного совета Ассоциации наружной рекламы Украины Артем Биденко. По оценкам Вадима Фрунзе, его стоимость до недавнего времени составляла как минимум $5 млн. Похожие цифры называет и Андрей Руденко. "Оборот компании, по нашим подсчетам, около $250–300 тыс. в месяц. Таким образом, если сеть останется в теперешнем виде, общая сумма сделки может составить примерно $5–7 млн", — уверен он. По мнению г-на Руденко, "Плазма" сейчас кандидат №1 на продажу. "Оператору, который был настолько близок к донецкой властной верхушке и так засветился во время предвыборной кампании, не на что рассчитывать при новой власти. На мой взгляд, поручение Президента навести порядок в деятельности агентства, которое он дал руководителю СБУ, призвано, в первую очередь, расставить все точки над "i", без чего ни один серьезный инвестор просто не решится приобрести эту компанию. Ведь сейчас это кот в мешке. По нашим данным, интерес к покупке "Плазмы" проявляют и отечественные, и зарубежные фирмы. Фаворитом считается "News Outdoor Украина", входящая в медиаимперию Руперта Мердока", — говорит Андрей Руденко. Как полагает Артем Биденко, учитывая опыт "Плазмы" и последние события вокруг нее, компании вряд ли удастся найти покупателя, а ее владельцам — получить серьезную прибыль за свой бизнес. Такого же мнения придерживается и Вадим Фрунзе. По его словам, существует несколько вариантов дальнейшего развития ситуации. Согласно первому конструкции "Плазмы" власть постарается сохранить под своим контролем, по крайней мере, до парламентских выборов. В этом случае возникает вопрос, кто будет заниматься сетью. Местных агентств, которые были бы близки к новой власти и в то же время располагали возможностями поддерживать столь обширный бизнес, в Донецке практически не осталось. Вполне вероятно, что будет создано новое агентство, которое и получит все наследство "Плазмы".
Вторая версия — ее щиты выставят на открытый тендер. Кстати, агентства, в свое время потерявшие места в Донецке, уже изучают возможности возвращения в город. "Было бы справедливо, если бы этим компаниям позволили восстановить свою долю в Донецке. Одним из выходов из сложившейся ситуации была бы пакетная продажа сети "Плазмы", при которой на торги выставляются отдельные пакеты (по 50–100 конструкций). Это позволило бы пострадавшим фирмам возобновить нормальную работу в Донецке", — считает Андрей Руденко.
Правда, инвентаризация щитов обещает стать интересным занятием. По словам г-на Курчина, сегодня невозможно ответить, кому конкретно принадлежат в городе те или иные рекламные конструкции из-за отсутствия архива. По информации рабочего органа, сейчас в Донецке со всеми необходимыми документами установлено только около 40–50% щитов. Вся остальная реклама "лепится" по ночам абсолютно неофициально. "Рекламодатели должны знать, что в настоящий момент юристы занимаются выявлением незаконно установленных щитов, параллельно они будут фотографироваться и отправляться в прокуратуру, которая разберется, на каком основании фирма рекламируется на таком щите", — предупредил Олег Курчин.
Однако в справедливый тендер рекламисты верят мало. Даже если не принимать во внимание политический фактор, донецкий рынок остается слишком денежным, чтобы отдать его в случайные руки. По данным UMM, город входит в тройку лидеров по рекламным бюджетам, удерживая более 7% общенационального рынка наружки, что в цифрах в 2005 г. составит более $8 млн.