Россию подловили на ВТО. Европарламент хочет заставить Россию ратифицировать Энергетическую хартию в обмен на членство в ВТО
В преддверии отопительного сезона в Европе вновь заговорили о необходимости либерализации поставок энергоносителей. Теперь уже языком ультиматума, пригрозив России не пускать ее в ВТО до тех пор, пока она не ратифицирует Энергетическую хартию. Впрочем, в Кремле к угрозам застопорить процесс присоединения к Всемирному торговому клубу всегда относились спокойно. И практически никогда не сдавали своих позиций даже по менее принципиальным вопросам.
Европейские качели
Новое требование к России Еврокомиссии рекомендовал выдвинуть комитет Европарламента по международным делам. Парламентарии также призвали "активно препятствовать любым олигополистическим тенденциям, таким как угроза создания газового картеля (по типу нефтяного ОПЕК)". Европейцы пытаются склонить Белокаменную к подписанию Энергетической хартии уже не первый год. Главной причиной такой настойчивости в ЕС называют заботу об экологичности процесса добычи энергетических ресурсов. В действительности же европейцы мечтают максимально снизить риски энергетической зависимости от России, которая уже научилась держать их в тонусе. Напомним, что очередная активизация переговоров о подписании Хартии пришлась на 2005–2006 гг., когда Москва грозилась прекратить поставки газа сначала Украине, а затем Грузии, Венгрии и Беларуси. Это в очередной раз продемонстрировало Европе, "кто в доме хозяин". Тогда некоторые иностранные СМИ, ссылаясь на доклад, подготовленный экспертами Еврокомиссии, сообщили, что она даже хотела ограничить доступ иностранных (читай российских) энергетических компаний на рынок ЕС, в частности, лишить права на владение активами европейских энергокомпаний. Тем не менее это не было узаконено. Возможно, из-за того, что положения Хартии, помимо всего прочего, оговаривают "свободу движения капиталов, связанных с инвестированием в энергетику". Хотя, скорее всего, европейцы попросту испугались ответных действий со стороны Кремля.
В целом же Энергетическая хартия декларирует два главных условия: свобода доступа к энергетическим рынкам и свобода транзита энергоресурсов. Стоит напомнить, что Россия, как и Украина, поставила подпись под документом еще в конце 90-х годов. Но, в отличие от Верховной Рады, Госдума до сегодняшнего дня отказывалась его ратифицировать. Российские парламентарии категорически против трех положений Хартии: определение уровня тарифа на транзит энергоносителей на аукционе, отказ от преференций, которые предоставляются нынешнему поставщику газа при заключении новых контрактов, а также транзит газа через подписавшие Хартию страны по правилам, определяемым Еврокомиссией. Но, пожалуй, самым невыгодным для россиян является пункт, согласно которому каждая из стран-подписантов обязана предоставлять другим государствам равную возможность доступа к собственной энергетической инфраструктуре.
Как убеждают российские эксперты, выполнение этих условий невыгодно самим европейцам, ибо спровоцирует увеличение стоимости газа для потребителей. Поскольку в отличие от договоренностей аукционное определение транзитного тарифа предполагает его рост в ходе торгов. Понятно, что Москва в первую очередь печется о собственной выгоде. И прекрасно понимает, что, присоединившись к Энергетической хартии, ослабит свои монопольные газовые позиции, которые помогают ей не только самой определять уровень заработков на энергоносителях, но и оказывать политическое давление (особенно на энергозависимые страны постсоветского пространства). Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что европейцы, требующие от России либерализовать свой энергетический рынок, частенько и сами игнорировали положения Энергетической хартии. Например, Франция и Германия не раз пресекали попытки других стран получить доли в компаниях Rheinisch-Westfalisches Elektrizi-tatswerk AG, E.ON AG, Electrecite de France и Gaz de France, которые составляют основу их экономики.
Кремль своих позиций не сдает
Официального ответа Москвы на европейский ультиматум пока нет. Хотя предугадать его несложно. 6 сентября глава Минэкономразвития Российской Федерации Герман Греф по итогам переговоров в рамках форума АТЭС-2007 в Сиднее заявил, что Россия уже не успеет вступить в ВТО до конца этого года, как планировалось ранее, из-за затянувшегося переговорного процесса. В Сиднее обсуждались вопросы господдержки сельского хозяйства (РФ настаивает на годовом объеме субсидий в $9 млрд), защиты прав интеллектуальной собственности и экспортной пошлины на древесину. В частности, страны Евросоюза не согласны с планами Москвы по постепенному введению заградительной пошлины на вывоз из страны круглого леса. Но, как заверил г-н Греф, Россия от них не откажется. И одновременно рассчитывает уже на осеннем раунде многосторонних переговоров в Женеве согласовать остающиеся 12 разделов доклада рабочей группы по системным вопросам присоединения РФ к ВТО. Такими же неуступчивыми россияне были практически по всем спорным вопросам, которые возникали в рамках ВТОшного процесса. Стоит ли говорить, что Кремль не пойдет на попятную и сейчас, проигнорировав новое требование в части подписания Энергетической хартии.
"Это Хартия о конкуренции. Главный ее смысл — равные возможности доступа всех стран к трубе других государств. В то же время ВТО — это положение о свободной торговле, посему это вопросы одной темы. Другое дело, что Москва ни за что не согласится пойти на уступки ЕС и вполне может подождать со вступлением в ВТО", — считает эксперт Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин. Он уверен, что интеграция в ВТО для России скорее вопрос престижа, чем экономики.
Украинский вояж
По мнению экспертов, для того чтобы все же склонить Россию к подписанию Энергетической хартии, европейцы могут пойти на некоторые уступки и смягчить особо раздражающие Кремль положения. Для нас это имело бы двоякий эффект. С одной стороны, все европейские страны и Украина в том числе получили бы возможность напрямую закупать среднеазиатский газ. Но от этого выиграет тот покупатель, который способен предложить за голубое топливо наибольшую цену. И это точно будем не мы.
С другой — в либерализации энергетического рынка России для Украины есть и очевидные плюсы. Согласно одного из положений Энергетической хартии, цена на транзит газа определяется на аукционах. А при таких условиях те же европейцы будут соревноваться за то, чтобы доставить азиатский газ своим потребителям по территории нашей страны. Это означает, что Киев может вполне обоснованно рассчитывать на многократное повышение тарифа на транзит. И этот денежный ресурс, исходя из потребностей в многомиллионных инвестициях в модернизацию отечественной газотранспортной системы, был бы очень кстати.