Силиконовое покрытие. Братья Клюевы оформили контроль над главным кремниевым заводом
У Запорожского завода полупроводников появился новый мажоритарный акционер — австрийская компания Active Solar Holding депутатов-регионалов Андрея и Сергея Клюевых. В статусе основных владельцев ОАО донецким братьям предстоит поразмышлять о перспективах кремниевого бизнеса, привлекательность которого постепенно снижается.
Об изменениях в составе своих акционеров ОАО "Завод полупроводников" сообщило 3 февраля. По данным предприятия, зарегистрированная в Австрии Active Solar Holding сконцентрировала контрольный пакет его акций — 74,99%. В роли продавца выступил светловодский "Си-Инвест", которому в конце 2007 г. этот актив перешел от его материнской структуры — компании "Силикон". Последняя, находясь под контролем кировоградского бизнесмена Геннадия Когана и коллеги братьев Клюевых по парламентской фракции Партии регионов Александра Едина, в июне 2007 г. купила упомянутый 74,99%-ный пакет у Фонда государственного имущества почти за 205 млн грн.
О том, что господа Коган и Един оказались не одиноки в стремлении заработать на кремниевом буме, стало известно вскоре после завершения приватизационного конкурса. В августе 2007 г. на собрании акционеров завода полупроводников три из шести мест в его наблюдательном совете отошли менеджерам донецкой компании "Укрподшипник" — форпоста бизнеса братьев Клюевых. А уже в феврале прошлого года дончане получили в свои руки рычаги управления предприятием — председателем правления ОАО вместо ставленника г-на Когана Владимира Волкова стал экс-заместитель директора "Укрподшипника" по производству Юрий Реков.
После этого активизировалась работа по восстановлению мощностей завода, которую в основном финансировали структуры донецких братьев. При этом никаких свидетельств того, что они прямо или опосредованно стали акционерами запорожского предприятия, не было. Теперь все оказалось на своих местах: Active Solar Holding, учрежденная компанией Андрея и Сергея Клюевых SLAV Beteiligung, сконцентрировала почти три четверти всех ценных бумаг ОАО. Что же касается господ Когана и Едина, то они стали младшими партнерами основателей "Укрподшипника" — у их компании "Си-Инвест" осталось только 25% акций Запорожского завода полупроводников.
На самом предприятии говорят, что работы по восстановлению производства, невзирая на финансовый кризис, по-прежнему идут — в декабре прошлого года ОАО впервые после остановки в 1998 г. наладило выпуск монокристаллов кремния солнечного качества большого диаметра (167 мм) из давальческого сырья. Впрочем, основной упор все же делают на возобновление производства трихлорсилана — исходного сырья для получения поликристаллического кремния, применяемого в микроэлектронике и солнечной энергетике. Предполагается, что выпуск этого продукта будет возобновлен в начале 2010 г., после чего предприятие начнет полномасштабное производство поликристаллического и монокристаллического кремния из собственного сырья. Руководство завода рассчитывает, что мощность ОАО по выпуску кремния так называемого солнечного качества (пригодного для изготовления солнечных батарей) составит порядка 3 тыс. т в год, что в 10 раз больше, чем выпускалось на всех предприятиях Советского Союза.
В 2008 г. финансовые перспективы участников запорожского проекта выглядели более чем блестяще. При себестоимости производства чистого кремния на уровне $50 за килограмм и его цене на мировом рынке, превысившей $400 за килограмм, господа Клюевы и их партнеры могли рассчитывать на прибыли, измеряемые сотнями миллионов долларов. Однако перепроизводство солнечных батарей, на которые уходит большая часть выпускаемого в мире кремния, массовое вхождение на рынок склонных к демпингу китайцев и мировой экономический кризис привели к тому, что спрос и цены на некогда сверхвостребованный продукт с конца 2008 г. стали стремительно падать. По оптимистичным прогнозам, уже в нынешнем году средняя стоимость килограмма кремния солнечного качества снизится до уровня $250. Предсказать, что будет в 2010 г., когда Запорожский завод полупроводников рассчитывает стать полноправным участником кремниевого рынка, почти невозможно, и в такой ситуации его владельцам остается лишь уповать на лучшее.