Возвращать — плохая примета. Днепровский завод минудобрений отпустил кредиторов на все четыре стороны
В феврале завершилась процедура санации Днепровского завода минеральных удобрений (ДЗМУ). Этот процесс стоил кредиторам одного из крупнейших в стране производителей аммофоса без малого 13 млн грн., списанных по решению суда.
Как уже сообщала "ДС", ЗАО "Днепровский завод минеральных удобрений" (Днепродзержинск, Днепропетровская обл.) пребывал под действием моратория на удовлетворение требований кредиторов на протяжении последних шести лет. Банкротство ЗАО стартовало в апреле 2004 г. Тогда его инициировало государственное предприятие "ТВЭЛ" (Киев), которому ДЗМУ задолжал 1,5 млн грн. В декабре того же года Хозяйственный суд Днепропетровской области утвердил реестр требований кредиторов к должнику на общую сумму 54 млн грн., основная часть которых (около 40 млн грн.) пришлась на харьковские компании "Промышленные инвестиции", "Инвестхим" и "Украинские инвестиции", а также днепродзержинский "Фосфат". Упомянутая "четверка", оформившая после этого контроль над комитетом кредиторов завода минеральных удобрений (его возглавил "Фосфат"), относилась к сфере влияния владельца 60% акций ДЗМУ — киевского ЗАО "Федкоминвест-Украина", которое контролировали российский миллионер Алексей Федорычев и его украинский партнер Сергей Лисковский. Именно с их подачи в 2006 г. стартовал процесс санации предприятия, управлять которым стал председатель правления ДЗМУ Павел Мартиянов.
Изначально комитет кредиторов ЗАО планировал в ходе санации создать на его базе несколько новых структур, однако план вывода активов из ДЗМУ не поддержал Фонд государственного имущества Украины, владевший 40% акций предприятия. Только после того как в прошлом году ЗАО "Федкоминвест-Украина" выкупило у государства его пакет за 22,83 млн грн., у кредиторов оказались развязаны руки. Однако, избавившись от несговорчивого соседа, они передумали проводить реорганизацию. Тем более что финансовый кризис и так создал им немало проблем: удобрения подешевели, и спрос на них ощутимо сократился. В результате Днепровский завод минеральных удобрений начало лихорадить, и большую часть прошлого года он простаивал. За весь 2009 г. предприятие выпустило только 15 тыс. т нитроаммофоски и 14 тыс. т аммофоса, тогда как в 2008 г. этот показатель составлял 21 и 53 тыс. т соответственно.
В начале нынешнего года комитет кредиторов ДЗМУ "созрел". Он обратился в суд с просьбой утвердить мировое соглашение с должником, подписанное 11 января. Суд, ознакомившись с предоставленными ему аргументами, не стал возражать, и в феврале документ был утвержден. В соответствии с ним завод обязался до февраля 2011 г. полностью погасить долги перед близкой его сердцу "четверкой" ("Промышленные инвестиции", "Инвестхим", "Украинские инвестиции" и "Фосфат") на сумму около 40 млн грн. Остальным кредиторам не повезло. По условиям мирового соглашения около 13 млн грн. долгов, накопившихся у ЗАО, были благополучно списаны. В список структур, которые так и не дождались своих денег, в основном вошли компании, подконтрольные государству: "Цирконий" (3,5 млн грн.), "ТВЭЛ" (1,5 млн грн.), Черкасский завод химреактивов (1,4 млн грн.), а также "Днепропетровскгаз" (1,4 млн грн.) и Приднепровское жилищно-коммунальное объединение (700 тыс. грн.).
Покончив с санацией, Днепровский завод минеральных удобрений начал строить планы на будущее. В феврале с подачи Союза химиков Украины в нашей стране началось расследование против импорта азотно-фосфорно-калийных удобрений (нитроаммофоски), рынок сбыта которых в Украине емкостью более 500 тыс. т на $150 млн за последние два года полностью подмяли под себя россияне ("Дорогобуж" и россошанские "Минудобрения". — "ДС") и белорусы (Гомельский химический завод). Это событие позитивно оценили и на ДЗМУ, выразив надежду, что ограничение поставок иностранной продукции позволит им в перспективе вернуть утраченные позиции на рынке нитроаммофоски. Помимо этого, Днепровский завод минеральных удобрений уже начал работы по запуску остановленного в прошлом году производства аммофоса, который запланирован на нынешнюю неделю. Правда, гарантий того, что он снова не остановится через пару месяцев, пока нет никаких.