• USD 41.3
  • EUR 45.8
  • GBP 54.2
Спецпроекты

Паника на рынке зерна

Реклама на dsnews.ua

Леонид Кучма поручил ГАК "Хлеб Украины", Госкомрезерву и Укрпотребсоюзу в текущем месяце закупить 2 млн т зерна по мировым ценам. Кабинету Министров, Гостаможслужбе и правоохранительным органам также предписано принять меры для недопущения вывоза этой продукции за рубеж по заниженным ценам.

Как это ни парадоксально, критическая ситуация на украинском рынке складывается по причине значительного увеличения валового производства зерна. По сравнению с прошлогодним урожай вырос более чем на 55%, достигнув на начало сентября около 38 млн т. Предстоит еще убрать поздние зерновые и кукурузу, так что общий вал зерна может увеличиться как минимум на 2–2,5 млн т.
Естественно, что при таком росте предложения и при фактическом отсутствии экспорта цены внутреннего рынка неизбежно начнут снижаться. Однако при разработке программы "Зерно Украины" правительство просто игнорировало эту аксиому и заявляло, что стоит только крестьянам намолотить 35–40 млн т зерна, как им сразу станет жить лучше и веселее.
Намолотили, а лучше и веселее не стало. Напротив, не имея возможности реализовать такой урожай по рекомендованным правительством ценам, крестьяне оказались в патовой ситуации. Подошло время погашения банковских кредитов, а денег у них нет. Как нет их и на осенний комплекс полевых работ, которые "съедают" 70% общих затрат в сельском хозяйстве.
Еще минувшей осенью эксперты предупреждали правительство, что основная проблема не в повышении вала зерна, а в интенсификации производства и расширении рынков сбыта. К тому же скачкообразное развитие деформирует и дестабилизирует рынок. Поэтому специалисты предлагали постепенное наращивание производства зерна на 5–7 млн т ежегодно. Однако чиновники не прислушались к этому мнению. Они даже подсчитали размер доходов, который получат крестьяне от реализации зерна нынешнего года — тогда фигурировала средняя цена на уровне $150 за тонну. А когда грянул гром в виде перенасыщения рынка и падения цен, правительство оказалось просто не готовым действовать эффективно.
Не сработал и механизм залоговых цен на зерно, на что так уповал Кабмин. В прошлом году, когда их впервые попробовали применить, тоже ничего не получилось, однако тогда было заявлено, что эффективнее всего залоговые цены срабатывают при значительном увеличении предложения на рынке. В этом году увеличение предложения налицо, однако залоговые закупки находятся на минимальном уровне.
Парадокс в том, что, объявив уровень залоговых закупок, правительство в то же время упорно твердило о рекомендованных ценах, ниже которых сельхозпроизводители не должны продавать зерно и которые гораздо выше залоговых. Аграрии же, памятуя о запредельной стоимости зерна в прошлом сезоне, окончательно запутались, по каким же ценам продавать новый урожай. Ответ может быть простым — подсчитай затраты, заложи необходимую рентабельность и выставляй свою цену. А рынок подкорректирует эти расчеты. Однако фермеру вдалбливают в голову, что 30 или 50% рентабельности — это ниже его достоинства. Надо, мол, как в прошлом сезоне — 100–200%. Однако не понятно, за чей счет это можно сделать. Ведь если в одном месте прибавится, в другом — убавится. Значит, весь сыр-бор в так называемом перераспределении прибыли, о чем неоднократно заявлял министр агрополитики Иван Кириленко. А поскольку для чиновников нет врага, страшнее трейдера, то становится ясно, где должно убыть. А вот прибудет ли по назначению — еще вопрос.
И в завершение несколько слов в отношении интервенционных закупок зерна. Возможно, коммерческие банки дадут под них кредиты. Правда, сколько и когда — никто пока не заявлял. Так же, как никто не возьмется утверждать, что эта интервенция стабилизирует ценовую ситуацию. Ведь собираются закупить меньше 10% собранного урожая, тогда как остальное зерно — порядка 15–20 млн т — будет по-прежнему давить на рынок (внутреннее потребление составляет 7–8 млн т, экспортные возможности страны ограничены объемом в 7 млн т). И потом, закупив сегодня зерно по мировым ценам (600–650 грн. /т), государство и в случае неблагоприятной ценовой конъюнктуры на внешнем и внутреннем рынках встанет перед проблемой его реализации. Нечто подобное наблюдалось в сезоне 1997/98 годов, когда Украина также оказалась не готовой к урожаю в 37 млн т зерна.

    Реклама на dsnews.ua